Отдельные формы Олигофрении(ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНО. МОЖНО НЕ ПИСАТЬ)
Истинная (первичная), наследственно обусловленная, микроцефалия встречается довольно редко.
Ложная (вторичная), церебропатическая, микроцефалия
Синдром Рада
Невоидные формы слабоумия, или факоматозы
Гомоцистеинурия
Галактоземия, фруктозурия и сукрозурия нарушением липидного обмена, сопро вождаются, как правило, прогрессирующим слабоумием (например, амавротическая семейная идиотия, болезнь Ниманна — Пика). К олигофрениям эти формы не относятся (упоминаются с учетом дифференциальной диагностики).
Гаргоилизм (мукополисахаридоз,
Арахнодактилия (синдром Марфана).
Болезнь Лоренса — Муна — Барде — Биля
Болезнь Дауна
Синдром Шерешевского
Синдром трипло-Х
Синдром Клайнфелтера
Синдром дубль-Y (XYY)
Рубеолярная олигофрения
Олигофрения, обусловленная врожденным сифилисом,
Олигофрения, вызванная токсоплазмозом,
Олч-'офргния, обуслоаленная листсриозом,
Гипотиреоидная олигофрения (кретинизм)
Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных,
Олигофрения, вызванная асфиксией плода и новорожденного, а так же родовой травмой.
Олигофрении, обусловленные ранними постнаталъными инфекциями и травмами,
Олигофрения, вызванная гидроцефалией,
Крапчостеноз
Олигофрения, сочетающаяся с детским церебральным параличом (ДЦП),
51Необходимость активной работы психологов и дефектологов в целях минимизации симптомов умственной отсталости и оптимизации социальной адаптации больных.
Основными видами технологий социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, являются социальная реабилитация, включающая в себя комплекс диагностических, коррекционных и профилактических процедур и социальная адаптация.
Целью социальной реабилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться [6, с.60].
Деятельность специалиста по социальной работе в области социальной реабилитации должна быть многоплановой и включать в себя следующие основные направления:
1. Организаторская деятельность - деятельность, направленная на достижение определённой цели или целей. Данное направление связано со всеми другими направлениями социальной реабилитации и выступает как необходимая, обязательная их составляющая.
Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности [6, с.60 - 64].
Развивающая и коррекционная работа. Данное направление является центральным в социально - реабилитационной работе с детьми и подростками (в том числе и с умственно отсталыми). Исходными его данными являются результаты психодиагностического обследования.
Развивающая работа традиционно ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой социальной сфер личности. Её содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности ребёнка.
Коррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребёнка [6, с.60 - 64].
4. Консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми.
Консультирование - это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путём советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, определение целей и обеспечении необходимой информацией [24, с.136].
Консультирование, как правило, имеет индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу родителей и по результатам психодиагностического обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения ребёнка с отклонениями в умственном развитии, взаимодействия с другими людьми т.п.
5. Профилактическая деятельность - важнейшая часть всех реабилитационных мероприятий.
Профилактика - 1) это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов [23, с.174].
2) совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение, нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения социального характера.
Профилактика в социально - реабилитационной деятельности направлена на сохранения, улучшения и укрепления здоровья детей с отклонениями в умственном развитии.
6. Социально - диспетчерская деятельность - деятельность, целью которой является получение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной работе социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а, во-вторых - за рамки его компетенции. В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребёнку. Причём, специалист по социальной работе не только даёт консультацию, но и сам организует это взаимодействие [6, с.60 - 64].
Социальная реабилитация осуществляется только на основе индивидуальной программы реабилитации.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности [26, с.50].
Социальная адаптация включает социально-бытовую и социально-средовую адаптацию в зависимости от имеющихся у ребенка нарушений, ограничений жизнедеятельности, что способствует наиболее эффективной подготовке к самостоятельной жизнедеятельности: формирование пространственно-временных представлений, сенсорное воспитание, социально-бытовая ориентировка, формирование коммуникативных навыков, расширение социальных связей, формирование навыков самообслуживания и т.д.