Тема 8. Психическое развитие детей.

Врожденные способности и психическое развитие новорожденного. Непосредственно-эмоциональное общение – ведущая деятельность младенца. Динамика психического развития младенца. Начало развития языка и речи. Развитие эмоциональной сферы. Основные психологические новообразования младенчества.

Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности. Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка. Предметные действия и условия их развития. Развитие речи: доречевая стадия и стадия активной речи.

Эмоциональное развитие ребенка: дифференциация эмоций. Страхи детей в раннем детстве. Кризис 3-х лет и психологические новообразования.

Становление «Я»-концепции в раннем детстве. Родительские стили воспитания и их усвоение ребенком. Полоролевая идентификация.

Педагогические аспекты взаимодействия врача с ребенком и его родителями.

Роль игры в психическом развитии дошкольника. Изобразительная деятельность как предпосылка становления письменной речи. Этапы развития воображения.

Психоэмоциональное развитие дошкольника. Умственное развитие ребенка. Развитие общения в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет и психологические новообразования. Готовность ребенка к школе.

Педагогические аспекты взаимодействия врача с дошкольником и его родителями.

Адаптация первоклассника к школе. Учеба – ведущая деятельность ребенка. Психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.

Концепция интеллектуального развития Ж.Пиаже. Психоэмоциональное развитие ребенка. Развитие личности младшего школьника. Школьная дезадаптация.

Педагогические аспекты взаимодействия врача с ребенком и его родителями.

Тема 9. Психическое развитие подростков.

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста. Кризис подросткового возраста.

Основные сферы психического развития подростка: половое, интеллектуальное и нравственное развитие. Социализация личности подростка как этап становления самосознания подростка. Нравственное развитие подростка.

Агрессивность и агрессивное поведение подростка. Акцентуации характера и девиантное поведение подростка.

Педагогические аспекты взаимодействия врача с подростком и его родителями.

Тема 10. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.

Обучение и воспитание персонала. Готовность врача-педиатра к педагогической деятельности. Педагогические знания и умения врача. Стиль педагогической деятельности и влияние на него принятых в организации норм и стандартов. Нравственно-психологический образ педагога. Принципы обучения. Структура педагогического процесса (цели и задачи, содержание, методы, средства, формы организации, результаты, коррекция составляющих педагогического процесса). Основные этапы педагогического процесса: подготовительный, организация и осуществление, анализ результатов. Формы обучения. Индивидуальное и групповое обучение. Средства обучения (учебные пособия, методические разработки, технические средства, компьютерные обучающие программ, памятки, инструкции, раздаточные материалы и др.).

Программы формирования новых знаний. Обучение психомоторным умениям и навыкам. Обучение социальным навыкам и умениям. Обучающие программы в деятельности врача.

Источники учебного материала

Литература

  1. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. СПб, ППМИ, 1995. Гл.6.
  2. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, Уро РАН, 2002.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии М., 1986.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., Питер, 2000.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.,Питер, 2001.
  6. Основы психологических знаний. Уч. пособие для студентов медицинских вузов. Новосибирск, 1996.
  7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 2001.
  8. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2004.
  9. Психологические основы деятельности врача./Под ред. проф. Р.П. Ловелле и проф. Н.В. Кудрявой. М.:ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.
  10. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. (кол. монография) СПб., прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.
  11. Психология. Учебник / Под.ред. А.А.Крылова. СПб.: СПбГУ, 2002.
  12. Психология: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Отв. ред. проф. В.А. Аверин, СПб., 2003.
  13. Творогова Н.Д. Психология. М., 1998.
  14. Творогова Н.Д., Ханина И.Б. Введение в психологию. М.: МЗ РФ, 1999.


Дополнительная литература:

  1. Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1, 2, 3. ЛГУ., 1974, 1976, 1981 .
  5. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПбГУ, 1997.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ., 1988.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М., 1998.
  8. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 2001.
  9. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  10. Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В.В. Шкарина, В.А. Аверина. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1991.
  11. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1997.
  12. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: "Рефл-бук", К.: Ваклер, 1997.
  13. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Изд-во Питер, 2002.

Интернет-ресурсы

http://azps.ru/handbook/ психологический словарь (обратите внимание, на этом же ресурсе есть хрестоматия, тесты, тренинги и статьи)

http://psi.webzone.ru/ замечательный психологический словарь on-line (включает учебные материалы и практикум)

http://www.koob.ru/common_psychology/ книги по психологии

http://shulenina.narod.ru/Slovar/Bigslovar/index1.html большой психологический словарь

http://psylib.kiev.ua/ эл.книги по психологии

http://www.trepsy.net/kommunikat/?p=2 упражнения для тренингов

http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1106748324&archive=1120045724&start_from=&ucat=21& упр.для тренингов

http://vch.narod.ru/file.htm психологическая лаборатория – диагностические методики

http://psylib.org.ua/books/sheeh01/index.htm Гейл Шихи. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: ступени личностного роста. Издательство "Ювента". Санкт-Петербург, 1999

http://psy.piter.com/ "Псипортал". Столица сетевой психологии. Психологический портал издательского дома "Питер". Полезная и оперативная информация из мира психологии и смежных наук. Электронная библиотека. Интерактивные тесты.

http://ido.edu.ru/ffec/psych-index.html электронный интернет-учебник «Психология и педагогика»

http://www.telegraph.ru/misc/psycho/ тесты

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php Библиотека «ГУМЕР» - гуманитарные науки

http://univertv.ru/video/psihologiya/

С сентября 2009 г в Сети начал работу образовательный портал UniverTV.ru.

Портал UniverTV.ru дает возможность прослушать курсы лекций по основным дисциплинам у лучших преподавателей ведущих вузов. Все лекции доступны в режиме онлайн-просмотра.

Сегодня на сайте насчитывается более 3600 роликов по психологии, истории, философии, биологии, физике и другим наукам. Кроме того, на сайте можно увидеть образовательные документальные и научно-популярные фильмы. Все материалы находятся в бесплатном доступе.

Видеоролики сопровождаются подробным описанием, слайдами и стенограммами. Зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы преподавателям и оставлять свои комментарии. Часть иностранных материалов переведена на русский язык.

Виды заданий и требования к их выполнению

Студентам, обучающимся на базе высшего образования в случае сдачи зачета экстерном, необходимо выполнить все обязательные задания и одно задание по выбору. Каждое из выполняемых заданий должно соответствовать содержанию какой-либо одной темы (для этого см. «Темы курса и их содержание») Темы выбираются студентом, но повторяться не могут. На основании такой самостоятельной работы студенты получают зачет.

Всем остальным студентам необходимо выполнить столько заданий, сколько тем они пропустили. Студент может выбрать любой вид заданий, под каждую пропущенную тему. Задание должно соответствовать содержанию пропущенной темы (для этого см. «Темы курса и их содержание»).

Виды заданий с некоторыми примерами их выполнения и базовыми требованиями к ним приведены в таблице:

Вид задания Рекомендуемый формат (расширение файла) Основные требования Пример
Мультимедийная презентация (возможны также аудио, видео и анимационные материалы) – обязательное задание ppt, pps (mp3, wmv) Минимум 10 слайдов (или 2 мин. звука, видео). Пример 1  
Сравнительная рецензия 2-х и более книг – обязательное задание doc Минимум 2 страницы (12-ый размер шрифта Times с обычным межбуквенным интервалом; полуторный межстрочный интервал; поля 2 см со всех сторон). Книги могут быть первоисточниками, учебными изданиями, зарубежной научной литературой. В рецензии обязательно приводите исходные данные книг (автор, название, издание, страницы). Пример 2
Психодиагностическое самообследование или обследование кого-то – обязательное задание doc Нужно представить отчет по обследованию, включающий название методики, результаты тестирования и их интерпретацию (запрещено использовать популярные методики, названия которых содержат фразы типа «Каков(ы) Ваш(и)…»). Пример 3
Составление теста остаточных знаний – обязательное задание doc, ppt, pps Минимум 10 вопросов с вариантами ответов и ключом. Пример 4

Обзор тематических интернет-ресурсов – задание по выбору doc В обзоре необходимо указать адреса ресурсов (не менее 3-х) и их тематическое содержание.  
Компьютерная автоматизация психодиагностических методик, тестов – задание по выбору xls Проект должен содержать: название методики и ее автора(ов); стимульный материал (вопросы, утверждения, картинки, ч-л др.); автоматический подсчет результатов и варианты их интепретации. Пример 5
Разработка оригинальных игровых, тренинговых упражнений и процедур – задание по выбору doc Необходимы описание и возможный сценарий проведения процедуры. Пример 6
Исследование посредством интернет-источников – задание по выбору doc В описании исследования необходимо указать его цель, объект, методы и результаты исследования.  
Перевод на русский язык зарубежных изданий, материалов интернет-ресурсов – задание по выбору doc Обязательно наличие исходных реквизитов издания (автор, название, издание, страницы) и самого оригинального текста, а также его перевода. Объем полученного перевода должен составлять минимум 3 страницы текста (12-ый размер шрифта Times с обычным межбуквенным интервалом; полуторный межстрочный интервал; поля 2 см со всех сторон).  

Возможно предложение и выполнение собственных оригинальных вариантов заданий для самостоятельной работы (такие варианты необходимо согласовывать с преподавателем).

Оформление отчета

Выполненные задания оформляются в электронном виде как отчет по самостоятельной работе (см. папку «Отчет»). Отчет должен включать титульный лист, Содержание (в одном файле) и файлы заданий (каждое задание выполняется в отдельном файле, имя которого имеет вид «К теме №№»). В каждом задании не забывайте указывать свои ФИО и № группы.

Отчет можно представить на проверку, отослав по e-mail ([email protected]) или передав на CD-R/RW (в частности, если отчет превышает объем в 20 MB). В случае отправки по e-mail все файлы отчета (файл титульного листа с содержанием и файлы заданий) следует упаковать в один архив (предпочтительнее rar). В теме письма нужно указать «Самостоятельная работа Иванова И.И., гр.256». Прикрепив файл архива к письму, отправьте его со своего почтового адреса на [email protected] .

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОТЧЕТ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Дисциплина Психология и педагогика
(наименование дисциплины)
Студент Иванов Иван Иванович
(Ф.И.О.)
Специальность Педиатрия
(наименование специальности)
Группа
  (№ группы)
Моб.телефон +79216597067
E-mail [email protected]

ПРОВЕРИЛ: ______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Вид задания Формат Тема Название файла (лучше в виде гиперссылки)
1. Мультимедийная презентация (возможны также аудио, видео и анимационные материалы) – обязательное задание pps Тема 2. Познавательные процессы. К теме 2
2. Сравнительная рецензия 2-х и более книг – обязательное задание doc Тема 1. Роль психологических знаний в работе врача. Предмет и методы психологии. К теме 1
3. Психодиагностическое самообследование или обследование кого-то – обязательное задание doc Тема 3. Эмоции и чувства. К теме 3
4. Составление теста остаточных знаний – обязательное задание pps Тема 8. Психическое развитие детей. К теме 8
5. Разработка оригинальных игровых, тренинговых упражнений и процедур – задание по выбору doc Тема 4. Человек как индивид, личность, субъект деятельности. Потребности и мотивы. К теме 4

Наши рекомендации