Раздел 2. Психическое и социальное развитие детей

сЗПР..............................................................................55

2.1. Закономерности развития детей с ЗПР............... 55

2.2. Особенности познавательной деятельности

и специфика обучения дегей с ЗПР........................... 66

Познавательное развитие, оптимизация учебной

деятельности................................................................ 68

Специфика готовности детей с ЗПР к обучению

в школе.......................................................................... 75

Межличностные отношения в классах

для детей с ЗПР........................................................... 78

Особенности поведения и эмоциональной сферы
детей................................................................................ 83

2.3. Трудности адаптации детей и подростков с ЗПР 88

Раздел 3. Особенности развития детей

с минимальными мозговыми дисфункциями............103

3.1. Современное понимание минимальных мозговых
дисфункций................................................................. 103

3.2. Основные проявления ММД у детей................. 111

3.3. Типы минимальных мозговых дисфункций....... 119

3.4. Комплексная профилактика ММД...................... 126

3.5. Оптимизация обучения и развития детей с ММД.... 136

Раздел 4. Дифференциальная диагностика задержки

психического развития.................................................148

4.1. Принципы комплексной психологической
диагностики отклоняющегося развития................... 148

Принципы деятельности психолога ПМПк

в работе с проблемными детьми.............................. 152

4.2. Подходы к пониманию многоуровневого диагноза
отклоняющегося развития......................................... 154

Многоуровневый системный анализ психического
развития личности детей и подростков с ЗПР........ 162

4.3. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе.. 172

4.4. Методы комплексной дифференциальной
психологической диагностики детей с ЗПР............ 182

Самодиагностика готовности ребенка к школе

для родителей............................................................. 182

Диагностика мотивационной готовности

к обучению................................................................... 187

Проективные методики, позволяющие оценить особенности произвольности ребенка и мелкой

моторики ...................................................................... 193

Диагностика мышления и интеллекта...................... 195

Исследование особенностей памяти и внимания ... 202

Изучение психомоторного развития......................... 210

Изучение эмоциональных и поведенческих
особенностей............................................................... 219

Раздел 5. Системная психокоррекция задержки

психического развития у детей.....................................237

5.1. Социально-педагогическое сопровождение

развития и интеграция................................................ 237

5.2. Методы и средства развития личности детей

с ЗПР............................................................................ 248

И фа как условие реализации активности

личности ребенка........................................................ 251

Психогимнастика в психокоррекции

отклоняющегося развития......................................... 255

Психокоррекционные возможности игрового

танца............................................................................. 256

Практика экспрессивной психомоторики................. 260

5.3. Создание развивающего пространства............. 271

Терапия средой и этнофункциональная
психотерапия............................................................... 273

5.4. Гармонизация детско-родительских отношений 281

Типы реакции родителей на проблемы развития

ребенка......................................................................... 282

Возможности гармонизации детско-родительских
отношений.................................................................... 285

Приложения.................................................................294

Приложение 1. Карта-схема изучения социально-психологического и медицинского статуса

ребенка......................................................................... 294

Приложение 2. Система мероприятий

по профилактике школьной дезадаптации

и коррекции неадекватной самооценки детей

младшего школьного возраста................................. 299

Список использованной и рекомендуемой литературы... 310

ВВЕДЕНИЕ

Анализ данных, приведенных в научных исследованиях, посвященных проблеме детей с задержкой психического развития (ЗПР), позволяет утверждать, что число таких де­тей постоянно увеличивается, а стихийный процесс их ин­теграции в школы и дошкольные учреждения уже произо­шел. Так, если в исследованиях 1990—1999 гг. говорилось о 5—15% детей с ЗПР (Д.И. Альраххаль, 1992; Е.Б. Аксенова, 1992; Е.А Морщинима, 1992; Т.Н. Князева, 1994; Е.С. Сле-пович, 1994; О.В. Защиринская, 1995; Н.Л. Белопольская, 1996 и др., то в настоящее время только в начальной школе их насчитывается до 25—30% (В.А. Кудрявцев, 2000; Ю.С. Гал-лямова, 2000; Е.Г. Дзугоева, 2000; Ё.В. Соколова, 2000, 2005; Л.Н. Блинова, 2001; М.Б. Калашникова, 2004; У.В. Ульенко-ва, О.В. Лебедева, 2005). К тому же наблюдается тенденция к постоянному росту этой категории детей. В некоторых на­учных исследованиях приводятся данные о том, что откло­нения в нервно-психическом развитии имеют 30—40% дош­кольников (Л.Н. Винокуров, Е.А. Ямбург) и от 20 до 60% учащихся начальной школы (О.В. Защиринская) [51].

Образовательная ситуация осложняется тем, что в послед­нее время наблюдаются все более полиморфная картина от­клоняющегося развития, возникновение большого количе­ства разноплановых по происхождению феноменов, каж­дый из которых претендует на роль «первичного», что значительно затрудняет как квалификацию состояния ре­бенка, гак и делаег иногда малоэффективной или невоз­можной традиционную систему коррекционной работы.

Особую тревогу у специалистов вызывает значительный рост числа детей с парциальными нарушениями развития. Такая парциальная несформированность высших психичес­ких функций (ВПФ) наблюдается у детей с явлениями пси­хического инфантилизма: с задержкой психическою разви­тия (ЗПР), явлениями минимальных мозговых дисфункций (ММД), нарушениями речи и проявляется в том числе в трудностях обучения ребенка, поведенческих проблемах, ве­дущих к школьной дезадаптации. Поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на своевременную диагностику специфики дефекта и раз

работку адекватных и эффективных программ формирова­ния и развития различных сторон психической сферы дан­ной категории детей. Это тем более важно потому, что пар­циальные нарушения развития — такая разновидность от­клоняющегося психического развития, которая может быть компенсирована в адекватных состоянию ребенка психоло­го-педагогических условиях.

Как показывают современные исследования и наши на­блюдения, негрубые нарушения темпа развития до начала обучения ребенка в школе нередко остаются без должного внимания родителей и специалистов. Это существенно ос­ложняет его учебную деятельность, адаптацию к школе, за­частую вызывая появление вторичных эмоционально-лич­ностных и поведенческих проблем развития. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компен­сируются в старшем возрасте, школьные трудности создают стойкое отрицательное отношение к учебной деятельности, которое в подростковом возрасте становится одним из фак­торов, формирующих поведенческие нарушения. Конфлик­ты с родителями и учителями приводят к тому, что эти дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам. Усугубляющееся отставание и дезадаптация требу­ют уже более сложных усилий и значительных финансовых затрат по их преодолению, либо содержанию детей в учреж­дениях специального профиля. По мнению Е.А. Стребеле-вой, «...если соответствующие интеллектуальные и эмоцио­нальные качества не получают по тем или иным причинам должного развития в раннем возрасте, то впоследствии пре­одоление такого рода недостатков оказывается трудным, а подчас и невозможным» [147, 88]'.

0 детях с ЗПР в отечественной психологии накоплены
исключительно ценные научные сведения, хотя проблема спе­
циального изучения сформировалась только в конце 60-х гг.
прошлого столетия. Полученные данные по большей части
имели (и до сих пор имеют) отношение к младшим школь­
никам и подросткам. Необходимо также отметить, что боль­
шинство исследователей ограничивают свои задачи описа­
нием клинико-нейропсихологической характеристики этих

Раздел 2. Психическое и социальное развитие детей - student2.ru 1 В квадратных скобках указывается номер источника в списке лите­
ратуры, после запятой номер страниц.

дефектов, изучением особенностей нарушения какой-либо функции: памяти, внимания, речи, мышления, зрительно-про­странственного восприятия, изучением специфики общения, игровой деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Ю.Г.Де­мьянов, Г.И.Жаренкова, В.В.Лебединский, И.Ф. Марковская, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.Б. Аксено­ва, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, Е.С. Сле-пович, Н.Л. Белопольская и др.).

Различные подходы психолого-педагогического сопро­вождения развития детей стали реализовываться в системе отечественного образования с середины 90-х гг. XX в. в связи с созданием психологической службы. Появились так­же работы, рассматривающие организационные моменты ока­зания практической помощи, в том числе и детям с ЗПР (С.Д. Забрамная, 1985, 1988, 1990; О.В. Защиринская, 1995; Е.А. Ямбург, 1997; И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004 и др.). К сожалению, среди них мало таких, в которых говорится об определяющих систему психокоррекционных меропри­ятиях по оказанию помощи детям с ЗПР в условиях ин­теграции их в общеобразовательную среду.

Анализ этого направления в работе школ показывает, что традиционный, практикующийся почти повсеместно подход к обучению таких детей в коррекционно-развивающих клас­сах — лишь попытка чисто внешними, формальными спосо­бами разрешить сложившуюся проблему компенсации де­фекта развития. Поэтому эффективность такого вида обуче­ния все больше подвергается сомнению родителями и специалистами.

Проблема своевременного преодоления отставания пси­хического развития, пока еще не упущены сензитивные пе­риоды и не возникли вторичные дефекты, — чрезвычайно актуальна. В связи с этим в психологии и педагогике возра­стает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с ЗПР, создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, психокор­рекции нарушений в раннем онтогенезе, адаптации детей к жизни в условиях современного общества.

Раздел 1

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ

ВИД ДИЗОНТОГЕНЕЗА

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДЕРЖКИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации