Интерпретация результатов сравнительной перкуссии и
Определение голосового дрожания
Таблица 2
Перкуторный звук | Голосовое дрожание | Синдромы |
Ясный легочный | Не изменено | 1. 2. |
Притупление (или тупой) | Ослабление | 1. 2. 3. |
Усиление | 1. 2. | |
Тимпанический | Ослабление | 1. |
Усиление | 1. | |
Коробочный | Ослабление | 1. |
Притупление с тимпаническим оттенком | Усиление | 1. 2. |
6.Заполните таблицу по данным топографической перкуссии (таблица 3)
Интерпретация результатов топографической перкуссии легких
Таблица 3
Изменения границ легкого | Причины |
Нижние границы опущены | 1. 2. |
Нижние границы приподняты | 1. 2. |
Верхние границы опущены | 1. |
Верхние границы приподняты | 1. |
7.Заполните таблицу 5 – Подвижность нижних краев легких в норме.
Подвижность нижних краев легких в норме.
Таблица 5
Топографические линии | Подвижность нижнего края легких, см | |||||
Правого | Левого | |||||
На вдохе | На выдохе | Сумма | На вдохе | На выдохе | Сумма | |
Среднеключичная | ||||||
Средняя подмышечная | ||||||
Лопаточная |
8.Составьте из приведенных признаков характеристику перкуторного звука:
а) ясного легочного звука
б) тупого звука
1. Громкий
2. Тихий
3. Продолжительный
4. Короткий
5. Высокий
6. Низкий
9.Решите клиническую задачу. Составьте по аналогии 3 задачи.
У больного В., 27 лет, справа ниже IV ребра не определяется голосовое дрожание, при перкуссии определяется тупой звук.
Какова наиболее вероятная причина этого симптома?
1. Долевое воспалительное уплотнение легкого.
2. Наличие газа в плевральной полости.
3. Наличие жидкости в плевральной полости.
4. Хронический воспалительный процесс в бронхах.
Ответ:
10.Решите клиническую задачу.
У больной 56 лет при сравнительной перкуссии легких определяется коробочный звук, верхние границы легких выстоят над ключицами на 6 см, ширина поля Кренига с обеих сторон 8,5 см, нижние границы легких опущены на 1 межреберье с обеих сторон. Подвижность нижнего края легкого с обеих сторон ограничена.
Для какого патологического процесса это характерно?
1. Долевое воспалительное уплотнение.
2. Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы.
3. Воспалительный процесс бронхов и альвеол.
Ответ:
Задание для самостоятельной работы студентов
3 курса лечебного факультета по пропедевтике
Внутренних болезней
ТЕМА: «Методика и техника аускультации, история ее развития. Аускультация легких. Нормальные дыхательные шумы».
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.
1. Нормальная анатомия: анатомические данные и клиническая топография органов дыхания.
2. Основы физиологии дыхания: легочная вентиляция, диффузия газов,
легочный кровоток.
3. История развития аускультации как физикальный метода исследования.
4. Основные правила аускультации легких.
5. Основные дыхательные шумы.
6. Механизм возникновения везикулярного и бронхиального дыхания.
Целевые задачи: Освоить методику и технику аускультации легких, интерпретировать полученные результаты исследования. Клиническая значимость аускультации легких.
Студент должен знать: 1. Историю развития аускультации. 2. Основные правила аускультации легких. 3. Основные дыхательные шумы, их характеристика. 4. Механизм возникновения везикулярного и бронхиального дыхания. | Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней. |
Студент должен уметь: 1. Знать основные правила аускультации легких. 2. Провести аускультацию легких. 3. Выслушать основные дыхательные шумы. 4. Объяснить механизм возникновения везикулярного и бронхиального дыхания. | Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней. |
Мотивационный блок:
Аускультация легких является важнейшим элементом врачебной техники, имеющим диагностическое значение, позволяющим правильно оценить функциональное состояние органов дыхания, выявить патологические процессы, протекающие с патологией бронхолегочной системы.
Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1.Кто и когда предложил метод аускультации.
2.Определение понятия – аускультация легких.
Аускультация легких – это выслушивание ………………… явлений, возникающих в грудной клетки в связи с ……………………….. или …………………… работой
Таков порядок выслушивания легких:
3.Что из дыхательных шумов представлено на рисунке 1.
Объясните механизм образования.
Рисунок 1
4.Какой дыхательный шум представлен на рисунке 2.
Механизм его образования.
Рисунок 2
5.Какой дыхательный шум представлен на рисунке 3.
Механизм его образования.
Рисунок 3
6.Патологическое бронхиальное дыхание. Каковы причины его возникновение.
7.Что такое амфорическое дыхание. Каковы причины его возникновения. Механизм его образования.
8. Определите дыхательный шум:
А. Мягкий, низкий, как бы шелестящий, дыхательный шум, напоминающий звук «ф» – …… ………………………………………….. .
Б. Громкое везикулярное дыхание – усиленное везикулярное дыхание (у детей) …………………………………………………. .
В. Грубое, громкое, как бы шероховатое с усилением фазы вдоха и выдоха – …………………………………………………. .
Г. Очень тихое везикулярное дыхание – ……………………………… ... .
Д. Основные дыхательные шумы не выслушиваются – ………………… .
Е. Фаза вдоха состоит из 2-3-х прерывистых вдохов – ………………….. (………………………………………..).
9. Составьте из приведенных ниже признаков характеристику:
1) везикулярного дыхания;
2) бронхиального дыхания.
а) Образуется в альвеолах в момент заполнения их воздухом.
б) Возникает в трахее, гортани в момент прохождения воздуха через голосовую щель.
в) Шум выслушивается на вдохе и 1/3 выдоха, напоминает букву «ф».
г) Шум выслушивается в обе фазы дыхания, но более громким на выдохе, напоминает букву «х».
Заполните таблицу 1.
Таблица 1