Расстройства при злоупотреблении алкоголем
Алкоголизм – распространенное в мире, особенно в России, хроническоезаболевание, обусловленное систематическим употреблением различных спиртных напитков. Проявляется постоянной потребностью в опьянении и растущим влечением к алкогольным продуктам, а также развитием выраженного абстинентного синдрома при прекращении их потребления. Алкоголизм - важнейшая не только медицинская, но и социальная и демографическая проблема многих стран мира, в том числе и России. Алкоголизмвсегда приводит к расстройствампсихической деятельности, неврологических и соматических нарушений, снижению работоспособности, утрате социальных связей и деградации личности. К сожалению, во всем мире в последние десятилетия сохраняется тенденция к увеличению употребления спиртных напитков.
Этиология алкоголизма
Причиной развития алкоголизма является часто использование различных алкогольных продуктов и их суррогатов, особенно, на фоне следующих предрасполагающих факторов:
– биологические факторы – наличие алкогольного гена (алкогена), ответственного за употребление алкогольных продуктов; дефицит в организме серотонина и избыток опиоидных пептидов; половая предрасположенность (мужчины примерно в 5 раз чаще страдают алкоголизмом, чем женщины); наличие семейных алкоголиков и т. д.;
– психические факторы – совокупность личностных качеств и различных (семейных, любовных, производственных и др.) переживаний;
– социальные факторы – безработица, незанятность, бедность, супружеская дисгармония, хронический стресс и др.;
– подражательные факторы – подражательная роль взрослых и сверстников, систематически употребляющих спиртные напитки и их суррогаты.
Алкоголизм относится к полигенному наследственному заболеванию, имеющему наследственное предрасположение, на которое наслаиваются определенные личностные качества, различные хронические стрессы и неблагоприятные условия жизни.
Патогенез алкоголизма
Он довольно сложен. Среди множества патогенетических влияний алкоголя и его продуктов на организм выделяют следующие основные группы механизмов, лежащих в основе изменений:
– строения, метаболизма и функций клеточных мембран,
– активности различных ферментных систем, изменяющих многие метаболические процессы в организме,
– количества ацетальдегида и продуктов их конденсации, главным образом, с дофамином,
– количества опиоидных пептидов и опиатных рецепторов.
Патогенное действие алкоголизма и его продуктов на мембранные системы различных клеток (особенно нервной ткани) обусловлено хорошей их способностью растворяться в липидах мембран. Последнее сопровождается нарушением как структурной упорядочности мембран, так и метаболических процессов в них и приводит к их раздражению. В итоге увеличивается проницаемость мембран для различных веществ, и изменяются разнообразные функции клеток.
Патогенное действие алкоголя и его продуктов на многие ферментные системы, нарушающие разнообразные метаболические процессы в организме. Показано, что алкоголь и продукты его распада сопровождаются: – активизацией гликолиза и торможением гликонеогенеза (что обычно приводит к развитию гипогликемии), – ингибированием уксусной кислоты и развитием лактатацидоза, – уменьшением синтеза белков (что обычно приводит к развитию гипопротеинемии), – нарушением многих (особенно синтетических и детоксицирующих) функций печени, – развитием гиповитаминозов (В12, С, К, РР и др.), – возникновением гипонатриемии и гиперкалиемии и т.д.
Патогенное действие алкоголя и продуктов его распада (ацетальдегида, ацетата и др.) и конденсации с другими ФАВ на организм.
Под влиянием алкогольдегидрогеназы алкогольные напитки превращаются в ацетальдегид (токсичность которого в 200 раз больше, чем этанола). Под действием альдегиддегидрогеназы ацетальдегид метаболизирует в ацетат. До 10% метаболизм этанола осуществляется с участием кетолазы. Около 2% этанола выделяется из организма в неметаболизированной форме. Избыток образованных ацетальдегида, НАДН и уксусной кислоты приводит к развитию выраженных нарушений различных видов (белкового, липидного, углеводного) обмена веществ.
Известно, что ацетальдегид, накапливающийся в тканях и являющийся токсическим продуктом, при взаимодействии с белками тканей вызывает изменение их конформации, структуры, метаболизма и функций. Ацетальдегид может также активизировать развитие в организме аутоаллергических процессов. Кроме того, ацетальдегид способен высвобождать катехоламины из симпатических нервных окончаний и из мозгового вещества надпочечников и компенсаторно стимулировать их синтез, особенно дофамина.
Ацетальдегид способен также конденсироваться с различными ФАВ и приводить к образованию различных новых ФАВ, имеющих структурное и функциональное сходство с морфином, а значит обладать мощным психогенным действием, формировать и усиливать не только синдром алкогольной абстиненции, но и выраженную физическую зависимость организма от алкоголя. В частности, при конденсации ацетальдегида образуются тетрагидроизохинолины (ТГИХ), в том числе сальсолинол. При конденсации ацетальдегида с триптофаном – декарболины, а с серотонином – метил-тетрагидро-b-карболин и т.д. Эти вещества могут накапливаться в тканях и в результате недоокисления эндогенных биоаминов из-за дефицита ацетальдегиддегидрогеназы, усиленно используемой в цепи окисления этанола и продуктов его распада.
Патогенное действие алкоголя, продуктов его распада на синтез опиоидов и опиатных рецепторов.
Показано, что алкоголь способен повышать концентрацию в мозгу и спинномозговой жидкости большого количества (около 30) различных опиоидов непептидной природы (сальсолинол, декарболины, b-карболины, морфин, 6-ацетилморфин, кодеин и др.) и, особенно, опиоидных пептидов (b- и g- эндорфины, динорфины, неоэндорфины, риморфины, мет- и другие энкефалины).
Отмечено также, что эти опиоиды реализуют свое действие через активацию преимущественно d- и m-опиатных рецепторов.
Кроме того известно, что опиатная система мозга тесно связана с дофаминовой системой как структурно, так и функционально. В частности показано, что опиатные рецепторы в большом количестве располагаются в пресинаптических дофаминовых нервных окончаниях, а опиоидные пептиды стимулируют секрецию дофамина.
Доказано, что при состоянии опиоидного дефицита, вызывающего влечение к алкоголю и его продуктам, раздражительность и дистресс, снижается синтез эндогенных опиоидов (особенно метэнкефалинов) и различных нейромедиаторов, особенно моноаминов.
При остром воздействии алкоголя, как правило, усиливается его метаболизм с образованием в печени и мозгу ТГИХ, сальсолинола, опиоидов опиатодофаминовых комплексов и опиатных рецепторов. Это вызывает чувство ложного (алкогольного) комфорта. Одновременно выявляется: – повышение метаболизма этанола и различных лекарств в микросомах печени; – изменение, подобное действию морфина, синтеза рилизинг-факторов в гипоталамусе и соответствующих тропных гормонов в гипофизе (в частности, снижение ЛГ, АКТГ, ТТГ и повышение СТГ и пролактина); – повышение активности антиноцицептивной системы (что сопровождается уменьшением болевого порога) и т.д.
При умеренном опьянении сначала возникает стадия возбуждения, сменяющаяся затем стадией торможения (угнетения).
Первая стадия проявляется эйфорией, активизацией биоэлектрической активности головного мозга, исчезновением на ЭЭГ альфа-ритма, возникновением спайковой активности и нарастанием реакций нервной системы на действие различных раздражителей.
Вторая стадия проявляется развитием заторможенности, обусловленной активацией не только бензодиазепиновых и опиатных рецепторов, но и выработкой тормозного медиатора ГАМК в определенных структурах головного мозга. Торможение ЦНС проявляется исчезновением бета-ритма и формированием сначала альфа-ритма, а затем тета- и даже дельта-ритма на ЭЭГ, а также уменьшением и исчезновением реакции нервной системы на действие раздражителей.
При хроническом применении этанола развивается алкогольная не только психическая, но и физическая зависимость, выраженный нарастающий абстинентный синдром при прекращении приема алкоголя, а значит – алкоголизм (алкогольная болезнь). На фоне генетической предрасположенности, хронического стресса и токсических свойств продуктов распада алкоголя (особенно ацетальдегида) продолжается снижение синтеза опиоидных пептидов, опиатодофаминовых комплексов,опиатных рецепторов и мономинов (особенно серотонина).
Активизируется каталазная система окисления, приводящая к существенному увеличению образования ацетальдегида. Это сопровождается еще большим как высвобождением катехоламинов с развитием их истощения в пресинаптических адренергических структурах, так и образованием дофамина и опиатов, а также снижением чувствительности дофаминергической системы мозга и повышением активности энкефалиназы. Все это приводит к развитию толерантности к алкоголю и продуктам его метаболизма, а значит – к утяжелению развития абстинентного синдрома и усилению психической и, особенно, физической зависимости организма от алкоголя.
При острой отмене алкоголя развивается состояние (синдром) абстиненции, характеризующийся дефицитом нейромедиаторов и энкефалинов и увеличением свободных (неоккупированных) опиоидных рецепторов и дофамина. Последнее приводит к уменьшению толерантности и увеличению чувства влечения к алкоголю, а также к развитию страха, тревоги, растерянности, депрессии.