Этиология наркоманий и токсикоманий
Развитие наркоманий и токсикоманий вызывают относительно длительные приемы разнообразных наркотических и токсических веществ, используемые как с медицинской целью (наркотические анальгетики и др.), так и с немедицинской целью (для устранения состояния дискомфорта, ликвидации или предупреждения плохого самочувствия, получения состояния психического комфорта и т.д.).
Найдено, выделено, синтезировано огромное число различных химических групп наркотических и токсических веществ.
К медицинским (лекарственным) наркотическим и психотропным средствамотносятся:
1. Опиоидные наркотические анальгетики:
· группа морфина (морфина гидрохлорид, морфилонг, омнопон, кодеин (метилморфин), кодеина фосфат и др.);
· производные фенилперидина (промедол, и др.);
· другие опиоидные синтетические анальгетики (просидол, фентанил, лоперамид и др.).
2. Производные барбитуратов:
· снотворные (барбитал, барбитал натрий, этаминал натрий (нембутал), циклобарбитал;
· противосудорожные (фенобарбитал или люминал, бензонал, бензобамил и др.).
3. Производные кокаина (кокаин, основание кокаина - крэк).
4. Транквилизаторы (анксиолитические средства):
· производные бензодиазепина (хлозепид, сибазон, феназепам, нозепам, лоразепам, бромазепам, мезапам и др.);
· производные дифенилметана (амизил и др.);
· другие химические группы (оксилидин, триоксазин и др.).
5. Нейролептики (антипсихотические препараты):
· производные фенотиазина (аминазин, пропазин, левомепромазин, этаперазин и др.);
· производные бутирофенона (галоперидол, дроперидол, бензперидол и др.).
6.Антидепрессанты:
· ингибиторы МАО (ниаламид, пиразидол, тетрандол и др.);
· ингибиторы нейронального захвата (амитриптилин и др.).
7. Стимуляторы ЦНС:
· психотропные стимуляторы (кофеин, кофеин-бензоат натрия, этимизол, фенамин, сиднокарб, бемитил и др.);
· аналептические средства (камфора, бемегрид и др.).
К токсическим веществам и соединениям относятся все выше описанные лекарственные наркотические и психотропные средства, используемые в токсических дозах, а также следующие нелекарственные средства и соединения: производные конопли (анаша, гашиш, марихуана); героин (диацетилморфин); алкоголь и его суррагаты; лизергиновая кислота (LSD) и ее препараты; мескалин, псилоцибин, каннабис и др.; лаки, органические растворители, краски, клеи (БФ, Момент) и другие вещества и соединения бытовой химии.
Основные эффекты действия психоактивных веществ
Различают много эффектов действия наркотических и токсических веществ. Основными среди них являются следующие:
1. Токсический эффект на органы и ткани. Отмечается после одно- и, особенно, многократного действия. Является дозозависимым.
2. Неблагоприятное действие на потомство.
3. Формирование синдрома зависимости (привыкания).
Краткая история экспериментального изучения
Наркоманического влечения
В 1945 году американский физиолог Джеймс Олдс, изучая в эксперименте на крысах с использованием микроэлектродной техники роль электрораздражения различных образований мозга в реализации сна обнаружил, что определенные его структуры ответственны за получение удовольствия. Крысы научались самостоятельно раздражать эти зоны путем многократного надавливания на рычажки с частотой до 5000 имп/час. При этом они переставали есть и пить, а затем пор, пока в изнеможении засыпали. Просыпаясь, они опять начинали надавливать на рычажки, стимулируя те же нервные структуры системы подкрепления (центры удовольствия) до тех пор, пока не истощалась и не умирали.
В 60-х годах 20 века Викс, Томсон, Денау разработали прибор, с помощью которого животные активизировали центры мозга не с помощью электротока, а путем автоматизированного самовведения в эти структуры наркотического вещества (морфина, героина и др.).
Такие опыты проводились на разных видах животных, в том числе и на приматах. Результаты получались примерно сходными. Позже подобные закономерности формирования патологического влечения к наркотикам и токсическим веществам были обнаружены и у людей.
Основные теории формирования наркотической
И токсической зависимости
Нейрофизиологическая теория(разработанная в Московском институте психиатрии им. Сербского с участием профессора И.П. Анохиной – дочери известного физиолога академика П.К. Анохина) основана на особенностях обмена нейромедиаторов в структурах ЦНС.
Совершенно очевидно, что наркотические и токсические вещества (в частности, морфий, алкоголь и др.) формируют зависимость, действуя на систему подкрепления (локализованную преимущественно в стволе мозга) через обмен медиаторов. Основными медиаторами системы подкрепления являются катехоламины, особенно, дофамин.
Доказано, что в ответ на однократный прием наркотика или алкоголя возникает выброс катехоламинов и увеличение их содержания в пресинаптической щели. В результате возникает активация (возбуждение) нейронного ансамбля системы подкрепления головного мозга.
При длительном, многократном приеме наркотика или алкоголя каждый раз в ответ на их поступление в организм возникает высвобождение новых порций медиатора. В итоге его запасы снижаются и истощаются.
В отсутствие наркотика, алкоголя или другого токсического вещества при нормальном прохождении импульса возникает дефицит нейромедиоторов. Это ведет к недостаточности возбуждения системы подкрепления, что проявляется упадком сил, снижением настроения, развитием отрицательной психоэмоциональной реакции. В итоге развивается психический дискомфорт. Но стоит только вновь принять наркотик или алкоголь и это дискомфортное состояние организма исчезает, психическое состояние человека улучшается, его настроение поднимается, все представляется в «розовом цвете».
Со временем в ЦНС возникает порочный круг, так как нейромедиаторы разрушаются все быстрее и быстрее, а состояние организма ухудшается после приема наркотического или токсического вещества через более короткое время. Таким образом, сначала формируется психогенная зависимость.
В дальнейшем постепенно психическая деятельность человека вне приема наркотика или токсического вещества заставляет принимать его все чаще и чаще. Если не прекращается прием данных веществ, то в организме формируется физическая зависимость.Возникающий при этом дефицит катехоламинов в организме, в том числе в ЦНС, компенсируется на очень короткое время. При частом же приеме наркотического вещества развивается резкий дефицит моноаминов, угрожающий жизни больного.
Постепенно организм запускает включение механизмов, усиливающих их синтез. При этом физическая зависимость усиливается. Каждый раз после приема психоактивного вещества происходит выброс медиатора из депо, потом усиленный их распад, затем усиленный их синтез. Все этого приводит к возникновению ускоренного метаболизма нейромедиаторов и вынуждает человека вновь принимать эти наркотические или токсические вещества. Если человек на данном этапе отказался по какой-либо причине от приема психоактивного вещества, то повышенного выброса и распада нейромедиатора не отмечается, а усиленный его синтез сохраняется.
В результате в мозгу и крови накапливается большое количество катехоламинов, особенно дофамина, что и лежит в основе абстинентного синдрома. Проявлениями последнего являются: беспокойство, бессонница, психомоторное возбуждение, тремор, увеличение АД (напоминающий похмельный синдром).
Теория конденсации. Суть этой теории заключается в том, что при употреблении наркотического или токсического вещества происходит конденсация продуктов его метаболизма. Например, при употреблении алкоголя отмечается конденсация ацетоальдегида и дофамина. В результате образуются морфиноподобные вещества (эндогенные опиоиды), которые воздействуют на центры удовольствия и опиатные рецепторы различных структур антиноцицептивной системы. В итоге развивается эйфорическое состояние и зависимость организма от того или иного наркотика или токсического вещества.