Тема: «Солнечная радиация, ее гигиеническое значение. Применение ультрафиолетового излучения в профилактических целях».
I. Разбираемые вопросы:
1. Солнечная радиация, ее определение, спектральный состав и природа излучений.
2. Какие основные области выделяются в интегральном потоке солнечного излучения.
3. Особенности солнечного спектра в верхних слоях и приземной атмосфере.
4. Перечислить факторы, влияющие на спектральный состав солнечной радиации в приземной атмосфере.
5. Что понимается под «солнечной постоянной», единицы ее измерения.
6. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения.
7. В какое время дня и какие месяцы количество естественной УФ радиации достигает максимума.
8. Основные симптомы проявления ультрафиолетовой недостаточности (голодания) у взрослых и детей и меры профилактики.
9. Приборы для измерения солнечной радиации, их разновидности, способы измерения.
10. Источники лучистой энергии в производстве и в быту, их влияние на организм человека.
11. Характеристика искусственных источников УФ излучения.
12. Показания и противопоказания к облучению людей.
13. Что такое биодоза, как ее определяют?
14. Охарактеризуйте облучательные установки (длительного и кратковременного действия).
15. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении.
16. Правила организации санирующих установок, контроль эффективности санации воздуха в ЛПУ.
17. Как контролируют эффективность санации воздуха в ЛПУ?
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
· Биологическое действие солнечной радиации;
· Источники лучистой энергии на производстве и в быту, их влияние на организм человека;
· Основные симптомы проявления ультрафиолетовой недостаточности у взрослых и детей и меры профилактики;
· Показания и противопоказания к профилактическому облучению искусственными УФ источниками;
· Понятие «биодоза».
Студент должен уметь:
· Определять биодозу у здорового человека;
· Давать оценку эффекта обеззараживания воздуха с помощью бактерицидных ультрафиолетовых лучей.
III. Литература
1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2004. – Гл. I, с. 21 - 26.
2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2006. – Гл. I, с. 63 - 77.
IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Что такое солнечная радиация?
…………………………………….
2. Заполнить пропуски:
Солнечная радиация
Инфракрасная (59%) …………..(………) ………………(…….)
3. Заполнить таблицу:
Вид солнечной радиации | Длина волны | Действие (благоприятное и неблагоприятное) |
1. Инфракрасная · Коротковолновая · Длинноволновая | ||
2. Ультрафиолетовая · Зона А · Зона Б · Зона С | ||
3. Видимая |
4. Чем отличается «ультрафиолетовая» эритема от «инфракрасной» эритемы?
5. Заполнить таблицу:
Состояние | «Тепловой» удар | «Солнечный» удар |
Причины возникновения | ||
Основные симптомы | ||
Первая помощь и профилактика |
6. Дописать:
Биодоза – это ………………………….
7. Дописать:
Наиболее остро испытывают «световой голод» («ультрафиолетовую недостаточность») рабочие шахт, …….
8. Заполнить таблицу:
Искусственные источники УФИ
Тип источника | Характеристика | Назначение |
1. ……………….. 2. ……………….. 3. …………………. |
9. Заполнить пропуски:
Светооблучательные установки
длительного ………………………
действия
↓ ↓
……..……………. ……………………..
10. Отметить (подчеркнуть) из перечисленных искусственные источники излучения, применяемые для профилактического ультрафиолетового облучения людей: лампа БУВ, лампа ПРК, лампа ЭУВ.
11. Какие типы фатариев используются в настоящее время (подчеркнуть): маятникового, кабинного, лабиринтного типа.
12. Перечислите противопоказания для облучения человека искусственным УФИ.
13. Дописать:
Существует два метода санации воздуха помещений лампами БУВ: …………. . Наиболее эффективным является проведение санации воздуха ………, т.к. ……… .
14. Решить следующие ситуационные задачи:
а) В помещении размером 320 м2 будет проводится санация воздуха в присутствии людей. Рассчитать количество ламп БУВ–15, необходимое для оборудования и санации данного помещения (известно, что на 1 м3 помещения должно приходиться 0,75 – 1,00 Вт мощности).
б) Для учащихся первых классов школы «Эрудит» планируется организация профилактического УФ-облучения лампами ЭУВ-30. Площадь класса - 46 м2, высота – 2,8 м. Дети должны получить ¼ биодозы, время облучения – 3,5 ч (210 мин.) Известно, что:
· Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 МЭР;
· Для получения одной биодозы необходим световой поток 5000 МЭР мин/м2.
Рассчитать необходимое количество эритемных ламп, используя формулы:
1) F уст = 5,4·S Нп/t,
где Нп – доза профилактического УФ облучения,
t – время работы установки
2) р = F уст/ F1,
где F1 – эритемный поток одной лампы ЭУВ, МЭР.
15. Составить задачу, аналогичную одной из вышеприведенных.
16. Ответить на вопросы тестового контроля и составить 3 аналогичных по разбираемой теме:
1. В интегральном потоке солнечного спектра выделяют области:
а) ультрафиолетового излучения;
б) видимого света;
в) инфракрасного излучения;
г) космического излучения.
2. Биологическое значение видимой части солнечного спектра:
а) оказывает общестимулирующее действие на организм;
б) повышает обменные процессы;
в) обеспечивает осуществление зрительной функции глаза;
г) обладает эритемным действием.
3. Причины снижения количества естественного УФ-излучения на севере:
а) низкое стояние солнца над горизонтом;
б) постоянная облачность;
в) низкая температура воздуха;
г) малое число светлых дней в году.
4. Рекомендуемая расчетная величина дозировки коротковолнового УФ-излучения при санации воздуха лампами БУВ:
а) 0,75 – 1,0 Вт на 1 м 3 в присутствии людей;
б) 2 – 3 Вт на 1 м 3 в отсутствии людей;
в) 0,75 – 1,0 Вт на 1м 2 площади помещения.