Экспериментальное обоснование когнитивного подхода
Многие исследования подтверждают эффективность когнитивной терапии при лечении депрессии (Haaga и соавт, 1991), тревожных состояний и панических расстройств (Mogg и соавт, 1991; Blackburn и Davidson, 1990). Как показано в проведенных исследованиях, больные в депрессивном состоянии, по сравнению с больными другими психическими расстройствами и контрольными группами, демонстрируют более негативное содержание мыслей, безнадежность и более выраженные депрессо-генные схемы. Процесс переработки информации у таких больных более искажен, а их поведение соответствует общему негативному настрою. У больных с тревожными расстройствами отмечаются мысли и мысленные образы, наполненные ощущениями собственной беззащитности, неадекватности, потери самоконтроля, собственной ущербности в глазах общества (страх быть высмеянным), болезни, физическом вреде и смерти. При панических расстройствах больные, как правило, подвержены размышлениям о грозящих им физическом ущербе или повреждениях. Для таких больных особенно характерны нарушения восприятия, когда внимание концентрируется преимущественно на якобы угрожающих факторах, причем так, как обычно не бывает у здоровых людей. Более подробную информацию можно найти в обзорных статьях, на которые мы ссылались выше.
Эффективность терапии, разработанной на основе теоретических построений, конечно, не может рассматриваться как абсолютное доказательство истинности данной теории. И все же - если какая-либо теория способна подсказать эффективный терапевтический подход, то, по крайней мере, можно говорить о ее эвристической состоятельности.
Эффективность когнитивной терапии анализировалась во многих исследованиях при лечении больных с депрессивными расстройствами и, в меньшей мере, больных с паническими расстройствами. Было показано, что когнитив
ный подход является эффективным терапевтическим методом. Следующий раздел статьи посвящен описанию этих исследований и основных терапевтических методов.
Эффективность терапии
Опубликовано довольно много обзоров контролируемых исследований эффективности когнитивной терапии (например, Blackburn, 1988;
Dobson, 1989). Как было показано, когнитивная терапия по своей эффективности не уступает лекарственной. Многие исследования даже указывают на то, что когнитивный подход более эффективен, нежели медикаментозное лечение. Если учесть, что во всех проведенных исследованиях антидепрессанты одного или другого типов применялись в стандартных терапевтических дозах, то полученные данные имеют огромное значение для психотерапии. Dobson (1984) провел сравнительный обзор 28 контролируемых клинических исследований эффективности различных терапевтических подходов при лечении депрессии. Он установил, что состояние больных, получавших когнитивную терапию, в среднем было лучше по сравнению с 70% больных, получавших медикаментозное лечение. По сравнению с "очередниками" (контрольными группами, не получавшими никакого вида лечения), пациенты, получавшие когнитивную терапию, чувствовали себя лучше, чем 98% лиц из контрольных групп. Также было установлено, что у больных, получавших когнитивную терапию, исход заболевания в среднем был более позитивным, чем у 67% больных, получавших бихеви-оральную терапию. Как уже упоминалось ранее, на фоне отсутствия устойчивости к лекарственной терапии остается нерешенной проб- »i лема высокой частоты развития рецидивов. В связи с этим весьма актуальным является вопрос долгосрочной эффективности лечения. Изучению данного аспекта посвящено 6 исследований (см. Blackburn and Davidson, 1990;
Shea и соавт, 1992), в которых анализировали продолжительность эффекта когнитивной терапии по сравнению с лекарственной терапией антидепрессантами.
Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что применение когнитивной психотерапии снижает риск развития рецидивов депрессии. Однако более строго контролируемые исследования данного аспекта пока не проводились. Таким образом, можно заключить, что когнитивная психотерапия позволяет больным разработать механизм "совпадающего поведения" (coping), позволяющий добиваться продолжительной ремиссии. Пока неясно, обусловлен ли данный эффект длительными изменениями когнитивного статуса и основных личностных позиций, что, таким образом, прерывает схему развития депрессии.
Опубликовано несколько работ, описывающих контролируемые исследования эффективности когнитивной психотерапии при лечении тревожных расстройств (Blackburn and Davidson, 1990). И контролируемые, и неконтролируемые исследования (сравнительно с терапией производными бензодиазепама и/или контрольной группой) показали, что когнитивные методы в комбинации с бихевиоральными эф-
Когнитивная психотерапия при тревожных расстройствах и депрессии — I.-M. Blackburn
Таблица 1. Основные характеристики когнитивной терапии. |
фективны при лечении генерализованных тревожных расстройств и панических расстройствах. В последнее время появляется все больше данных, свидетельствующих о развитии привыкания к производным бензодиазепама. В связи с этим фактом описанные выше результаты применения немедикаментозных методов лечения представляют собой особый интерес.
Методы когнитивной терапии
Когнитивная терапия является видом непродолжительной психотерапии, проводимой за 20-25 занятий в течение трех-четырех месяцев. В настоящее время опубликовано несколько работ, посвященных данному виду психотерапии (Beck и соавт, 1979; Beck and Emery, 1985; Hawton и соавт, 1989; Blackburn и Davidson, 1990), а также пособия самопомощи для непрофессионалов (Blackburn, 1987). Когнитивная терапия разработана на основе теоретических представлений о различных уровнях переработки информации. Когнитивный подход не является готовым набором техник, терапевт обязан иметь достаточный опыт, знания и качества, необходимые для успешного лечения - теплое отношение к пациенту, понимание, искренность. Врач также должен уметь концептуализировать каждый индивидуальный случай в рамках когнитивной теории и соответственно адаптировать свои методы. Целью как бихевиоральной, так и когнитивной терапии является не только помочь разрабо-
Кратков описание 20-25 занятий в течение 3-4 ^сяцев Каждое занятие проводится в соответствии с планом, составленным терапевтом совместно с пациентом
Проблемы ориентации 'здесь и теперь'Цель терапии - выявить проблемное поведение, ситуативные проблемы, ключевые автоматические мысли и основные схемы Последнее используется только в качестве примеров, вспомогательного инструмента, чтобы объяснить проблемы поведения, понять характерные проблемные ситуации и обозначить возможные задействованные схемы и внутренние позиции
Сотрудничество Пациент и психотерапевт вместе обсуждают, как бороться с проблемой, пытаются определить дисфункциональные паттерны мышления и найти им альтернативы Токая модель - это сотрудничество двух ученых, работающих в одной сфере деятельности
Стиль терапии Хотя психотерапевт всегда занимает активную директивную позицию, но основной стиль терапии - мягкий опрос, так называемые Сократовские наводящие вопросы Мягкий опрос более способствует прояснению проблем и поиску путей их решения по сравнению с разговорами и предписаниями
Домашняя работа пациента Терапевт и пациент обсуждают проблему, на основе проведенного обсуждения совместно ставят задачу, например, опробовать новый способ поведения, выявить непроизвольные мысли, возникакхцие в определенных ситуациях, начать поиск альтернативных путей интерпретации Назначаемые пациенту домашние задания служат связующим звеном между основными занятиями и обеспечивают непрерывность терапевтического процесса Выполнение домашней работы также способствует развитию самоконтроля и умению работать в сотрудничестве
тать пациенту альтернативный паттерн поведения, но и изменить его отношение к самому себе, к окружающему миру, к собственному будущему. Особенно эффективны бихевиораль-ные методы в отношении таких когниций, как чувство самоконтроля, совладания с собой (coping) и осознание эффективности собственной деятельности (self-efficacy). К таким методам относятся, например, техника релаксации, методы решения проблем и самопринятие.
Таблица 1 описывает основные характеристики когнитивной терапии.
Терапия проводится в несколько этапов. Первый этап обычно касается проблем поведения (сниженная активность, отсутствие мышечного тонуса). Затем начинается анализ и целенаправленное изменение так называемых автоматических, непроизвольно возникающих мыслей, которые сопровождают подавленное настроение и неадекватное поведение (например: "Я выставляю себя дураком", "Я близок в полному краху", "Я беспомощен", "Меня никто не любит"). На заключительной стадии обозначают внутренние позиции и схемы, лежащие в основе прогрессии ощущения беззащитности вплоть до депрессии и тревожных расстройств, и помогают пациенту изменить их.
Основные примеры представлены на Рисунке 1. Другими типичными при депрессии мыслями могут быть следующие умозаключения: "Если я не добиваюсь успеха во всем, что я делаю, я никчемный и бесполезный человек", "Просить о помощи - показать свою слабость", при тревожных расстройствах: "Если я позволю себе расслабиться, произойдет что-то ужасное", "Меня мучает тревога, я могу потерять контроль над собой и сойти с ума". '