В развитии психических расстройств

Приводит ли хронический стресс (т.е. длитель­ное стрессовое воздействие и реакция на него) к развитию психических расстройств? В каче­стве примера можно рассмотреть случаи "пси­хосоциальной" карликовости (см. выше). По­казано, что дефицит соматотропного гормона является одним из характерных проявлений стрессовой реакции, более того, уровень СТГ снижается на фоне введения высоких доз экзо­генных глюкокортикоидов. Следовательно, можно предполагать, что психические измене­ния обусловлены в данном случае определен­ными физическими нарушениями. Однако этот вывод противоречит данным о том, что при нормализации психосоциальной обстанов­ки все нарушения, как физические, так и пси­хические, быстро исчезают.

Наиболее убедительные доказательства взаи­мосвязи стрессовых реакций и психических расстройств были получены при изучении эн­докринологических нарушений у больных с большой депрессией. Так, у большинства боль­ных повышено содержание кортизола в крови, причем у половины из них уровень кортизола не снижается даже на фоне высоких доз декса-метазона (патологический дексаметазоновый тест). Связь стероидных гормонов с проявлени­ями депрессии подробно обсуждалась в недав­но опубликованном обзоре научных данных.7 Можно предположить, что у больных с депрес-



Стресс и тревожно депрессивные синдромы —BE Pearson Murphy

сией должен быть повышен уровень АКТГ, од­нако результаты последних исследований это­го не подтвердили,8 хотя и показано, что у больных с депрессией увеличена концентрация кортикотропин-релизинг фактора.9

Развитие психических расстройств может быть связано с постоянной, избыточной и не­адекватной (в силу нарушения механизмов об­ратной связи) реакцией организма на раздра­жители. В этом случае у больных с онкологи­ческими заболеваниями эндокринной системы должны чаще развиваться психические рас­стройства.

Так, у больных с феохромоцитомой (доброка­чественной опухолью мозгового слоя надпочеч­ников или дополнительной хромаффинной ткани) эпизодически происходит выброс в кровь большого количества адреналина и/или норадреналина, в результате чего развиваются приступы, практически не отличимые от при­ступов паники.10 После удаления опухоли при­ступы прекращаются.

Для больных с аденомой гипофиза (болезнь Кушинга) или опухолями надпочечников ха­рактерны определенные физические и биохи­мические изменения, известные как синдром Кушинга. Нередко у таких больных наблюда­ют симптомы депрессии, клинически не отли­чимые от проявлений большой депрессии." Более того, у части больных с синдромом Ку­шинга развивается психоз, а примерно у 10% - суицидальные мысли или намерения. Психи­ческие нарушения могут возникать как при опухоли гипофиза, так и надпочечников, одна­ко обусловлены они, по-видимому, гиперпро­дукцией глюкокортикоидов, а не АКТГ. Изве­стно, что при лечении высокими дозами кор-тикостероидов возможно развитие психоза, а повышение концентрации эндогенных глюко­кортикоидов нередко сопровождается депрес­сивным состоянием. Кроме того, при эндоген­ном синдроме Кушинга (вследствие опухоли гипофиза или надпочечников) снижена секре­ция тиреотропного гормона в ответ на тирео-тропин-релизинг фактор и соматотропного гор­мона в ответ на введение инсулина и развитие гипогликемии.10 У больных с депрессией, не имевших признаков синдрома Кушинга, эти фармакологические пробы приводят к анало­гичным результатам. Однако при синдроме Кушинга снижен уровень кортикотропин-ре­лизинг фактора, секреция которого ингибиру-ется высокой концентраций кортизола в крови (по принципу обратной связи). В отличие от больных с депрессией, введение КРФ лицам с синдромом Кушинга приводит к увеличению содержания АКТГ в крови.п Кроме того, при болезни Кушинга снижена секреция лютеини-зирующего гормона в ответ на введение люли-берина (рилизинг-фактора лютеинизирующего гормона) и не наблюдается подъема уровня пролактина во время сна.10

Гиперкортицизм и симптомы, характерные для болезни Кушинга, иногда развиваются при поражении более высоких структур головного мозга, например, при продуцирующей КРФ ганглиоцитоме.12 Однако в большинстве случа­ев болезнь Кушинга обусловлена именно аде­номой гипофиза, и при лечении таких боль­ных эффективно удаление опухоли хирургиче­ским путем.




В некоторых случаях для лечения болезни Ку­шинга используют антагонист серотонина ци-прогептадин, но после отмены препарата мо­жет быстро развиться рецидив заболевания. Метирапон, блокирующий превращение 11-де-зоксикортизола в кортизол и повышающий концентрацию дезоксикортикостерона и 11-дезоксикортизола в крови, малоэффективен при болезни Кушинга. Более действенный способ лечения таких больных - назначение аминоглутетимида или кетоконазола. Эти пре­параты действуют на многие ранние этапы ме­таболизма стероидных гормонов, в том числе -на превращение холестерина в прегненолон.13 Таким образом, выброс гормонов во время стресса может приводить к психологическим нарушениям, которые будут напоминать сим­птомы некоторых психических расстройств. После хирургического удаления гормонально-активной опухоли или медикаментозном сни­жении уровня гормонов в крови вся психопа­тологическая симптоматика обычно исчезает.

Наши рекомендации