Депрессия избирательно нарушает сознательное и целенаправленное воспроизведение информации
Во всех исследованиях, упоминавшихся в данной статье, использовались стандартные тесты, такие как тест на воспроизведение или распознавание. При проведении таких тестов испытуемые получали конкретные задания на воспроизведение определенной информации, усвоенной в течение специального периода обучения. Такая память, требующая сознательного и целенаправленного воспроизведения информации, называется эксплицитной памятью. Однако это не исчерпывает всех возможных способов запоминания субъектом личных переживаний. Недавно внимание исследователей привлекли экспериментальные ситуации, при которых ранее усвоенная информация воспроизводится бессознательно. Такая память была названа имплицитной, поскольку в инструкциях, получаемых испытуемым, излагалась только последовательность операций, но никоим образом не упоминалась информация, полученная*^ предшествующем периоде обучения. Наиболее изученной формой имплицитной памяти является перцепционный прайминг, т.е. облегчение выполнения задачи при помощи неявной подсказки, например, при выполнении теста- на подбор слов, имеющих одинаковое начало. Испытуемому предъявляют набор слов, в числе которых, например, имеется слово DEFENCE (защита), а через несколько минут ему предлагают написать как можно больше слов, начинающихся на DEF. Как привило, испытуемые начинают именно с того слова, которое встречалось им в предыдущем списке (в данном примере со слова DEFENCE, а не с какого-либо другого, например DEFECT). Недавно проведенные исследования, включающие пациентов с депрессией, были посвящены вопросу, распространяются ли количественные и качественные изменения памяти, выявленные ранее в эксплицитных тестах, на выполнение имплицитных задач. В обзоре, посвященном анализу полученных результатов, сделан вывод о том, что депрессия не влияет на прайминг в тестах на имплицитную память в тех условиях, при которых она нарушала выполнение задач на эксплицитную память.15 Хотя имеются и некоторые наблюдения, противоречащие данному выводу. В частности, в одном из исследований наблюдали нарушение как эксплицитной, так и имплицитной памяти, в то время как Denny&Hunt,® Hertel&Hardin9 и Watkins с соавт.18 не обнаружили ослабления прайминга при депрессии; Danion с соавт.5 так-
Депрессия и память — J.-M. Danion et ai \
же не выявили влияния депрессии на прай-минг. В двух независимых работах, посвященных возможной зависимости имплицитной памяти от настроения, аналогичной той, которая была выявлена при исследовании эксплицитной памяти, был сделан вывод о том, что феномен созвучности настроению не распространяется на прайминг. Однако в обоих исследованиях отмечается незначительное усиление прайминга при использовании негативно окрашенных слов. Но поскольку в этих исследованиях использовали негативно окрашенные слова, эмоционально значимые для больных с депрессией, можно предположить, что усиление прайминга в этой ситуации отражает неспецифическую семантическую активацию этих слов, связанную с их частым употреблением. Действительно, в недавнем исследовании Danion с соавт. (принято в печать) показано, что если в тесте на подбор слов используются слова, не имеющие непосредственного отношения к депрессии, усиления прайминга не наблюдается, даже в ситуациях, когда выполнение теста на свободное воспроизведение и теста на узнавание ухудшалось как в группе больных с депрессией, так и в контрольной группе. Все эти данные убедительно свидетельствуют о том, что подавленное настро
ение нарушает сознательное и целенаправленное воспроизведение образов, не влияя на память в тех ситуациях, когда такого воспроизведения не требуется. Иными словами, перцепционный прайминг не зависит от эмоционального состояния. Однако такой вывод находится в противоречии с отмеченным некоторыми авторами усилением прайминга слов, обозначающих или непосредственно связанных с угрозой, у больных, страдающих тревожными расстрой-ствами.12 Это свидетельствует о том, что по крайней мере при тревожных расстройствах прайминг оказывается чувствительным к эмоциональному состоянию больного. Но и в этих случаях усиление прайминга эмоционально значимых слов может отражать неспецифическую семантическую активацию слов, связанных с тревогой и угрозой. Остается выяснить, действительно ли независимость прайминга от эмоционального состояния характерна только для больных с депрессией, или она также распространяется на другие расстройства эмоциональной сферы. Дальнейшее изучение этих вопросов с учетом особенностей эксплицитной и имплицитной памяти при депрессии будет способствовать созданию единой модели, описывающей влияние депрессии на процессы памяти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Beck AT. Depression: Clinical, Experimental and Theoretical Aspects. Harper & Row: New York; 1967.
2. Blaney PH. Affect and memory: a review. Psychol Bull. 1986;
99: 229-246.
3. dark DM, Teasdale JD. Diurnal variation in clinical depression and accessibility of memories of positive and negative experiences. J Abnorm Psychol. 1982; 91: 87-95.
4. Cohen RM, Weingartner H, Smallberg SA, Pickar D, Murphy DL. Effort and cognition in depression. Arch Gen Psychiatry. 1982; 39: 593-597.
5. Danion JM, Willard-Schroeder D, Zimmermann MA, Grange D, Schlienger JL, Singer L. Explicit memory and repetition priming in depression. Arch Gen Psychiatry. 1991; 48: 707-711.
6. Denny ER, Hunt RR. Affective valence and memory in depression: dissociation of recall and fragment complection. J Abnorm Psychol. 1992; 101: 575-580.
7. Elliott CL, Green RL. Clinical depression and implicit memory. J Abnorm Psychol. 1992; 101: 572-574.
8. Ellis HC, Ashbrook PW. The "state" of mood and memory research: a selective review. J Soc Behav Person. 1989; 4: 1-21.
9. Hertel PT, Hardin TS. Remembering with and without awareness in a depressed mood: evidence of deficits in initiative. J Exp Psychol Gen. 1990; 119: 45-59.
10. Huppert FA, Тут Е. Clinical and neuropsychological assessment of dementia. Br Med Bull. 1986; 46: 11-18.
11. Johnson MH, Magaro PA. Effects of mood and severity on memory processes in depression and mania. Psychol Bull. 1987;
»101: 28-40.
'12. Mathews A, Mogg K, May J, Eysenck M. Implicit and explicit memory bias in anxiety. J Abnorm Psychol. 1989; 98: 236-240.
13. Newman Е, Weingartner H, Smallberg SA, Caine D. The dopamine system in memory. Neurology. 1984; 34: 805-807.
14. Reus VI, Silberman Е, Post RM, Weingartner H. D-ampheta-mine: effects on memory in a depressed population. Biol Psychiatry. 1979; 14: 345-356.
15. Roediger III HL, McDermott KB. Depression and implicit memory: a commentary. J Abnorm Psychol. 1992; 101: 587-591.
16. Roy-Byrne PP, Weingartner H, Bierer LM, Thompson K, Post RM. Effortful and automatic cognitive processes in depression. Arch Gen Psychiatry. 1986; 43: 265-267.
17. Stromgren IS. The influence of depression on memory. Acta Psychiatr Scared. 1977; 56: 109-128.
18. Watkins PC, Mathews A, Williamson DA, Fuller RD. Mood congruent memory in depression: Emotional priming or elaboration? J Abnorm Psychol. 1992; 101: 581-586.
19. Weingartner H, Cohen RM, Murphy DL, Martello J, Gerdt C. Cognitive processes in depression. Arch Gen Psychiatry, 1981; 38:
42-47.
20. Williams JMG, Watts FN, McLeod C, Mathews A. Cognitive
Psychology and Emotional Disorders. Wiley: New York; 1988.
Депрессия и память - J.-M. Danton et al.
Prof Dr M. ACKENHEIL, Leiter, Neurochemische Abteilung |
Prof Dr H. HIPPIUS,
Kommissarischer Leiter
Nervenklinik der Universitat Munchen Psychiatrische Klinik und Poliklimk Nussbaumstrasse 7 8000 Munchen 2 GERMANY
Депрессия, тревожные расстройства и алкоголизм
В современных руководствах по диагностике психических болезней депрессия и тревожные расстройства выделены как две самостоятельные нозологические единицы, что не всегда соответствует реальным клиническим ситуациям. Как следствие, вопрос о нозологической классификации этих психических расстройств остается предметом научных дискуссий, а при лечении таких больных используют скорее синдромологические, чем нозологические подходы. Симптомы депрессии, тревожных расстройств и алкоголизма во многом оказываются схожими. Высокий уровень тревоги может наблюдаться как при депрессивных состояниях, так и при алкоголизме. Есть данные о том, что больные алкоголизмом чаще страдают депрессией и, в меньшей степени, тревожными расстройствами. С другой стороны, больные с депрессией и тревожными расстройствами нередко злоупотребляют алкоголем. У больных алкоголизмом или лиц, злоупотребляющих алкоголем, может наблюдаться депрессивная симптоматика различной формы, этиологии и тяжести.
В общем случае, чтобы дифференцировать первичное нарушение от вторичного, необходимо
тщательно изучить последовательность развития симптомов. Так, например, депрессивные синдромы обычно наблюдают у лиц, длительное время злоупотреблявших алкоголем. Впрочем, нельзя исключить, что эти кинические данные обусловлены тем, что депрессия более типична для лиц старшего возраста. В клинической практике встречаются практически любые комбинации: депрессия может развиваться в результате острой алкогольной интоксикации или постоянного злоупотребления алкоголем, чрезмерное употребление алкоголя иногда наблюдается у больных с аффективными расстройствами, особенно во время маниакального приступа. Кроме того, симптомы депрессии и тревожных расстройств нередко отмечают у лиц, страдающих наркоманией.