Работа над собственной биографией
МЕТОДИКА
После того как мы получили представление о биографии в целом, мы можем приступить к работе над нашей собственной биографией. Для этого существуют различные способы, в зависимости от склонностей каждого. Мы можем все события своей жизни, о которых мы помним, записать в форме рассказа, во временной последовательности. Мы можем попробовать, например, такой метод: взять для каждого семилетия отдельный лист бумаги и записать на нем важнейшие события семилетия, по возможности с конкретными датами. Мы можем разделить этот лист вдоль на две половины: на одной стороне мы запишем внешние события нашей жизни, а на другой стороне наши чувства. Что такое внешние события? Например, рождение брата или сестры, смерть бабушки, переезды в другой дом или другую страну; когда мы в первый раз пошли в школу, что и когда мы вспоминаем в первый раз и так далее. На правой стороне листа мы можем записать наши чувства. Каким было, например, мое отношение к отцу и матери? Или что я чувствовал, когда маленькая сестричка появилась на свет? Так нужно сделать для каждого семилетия.
Можно также взять большой лист и поделить его вдоль и поперек на три части. Так получаются девять полей, в которых можно записать события. Теперь поступают следующим образом:
Я записываю события с первого по 21-й год в три левых поля сверху вниз, и когда дохожу до 21-го года, в средних полях я поднимаюсь вверх, снизу вверх.Так я одновременно получаю отражение - мы назвали его душевным отражением - с первого семилетия до шестого, от второго семилетия к пятому, от третьего к четвертому. Что я могла бы, например, обнаружить? Я могла бы обнаружить, что необъяснимая сильная депрессия,
которая охватила меня на 33-м году жизни, связана с утратой бабушки или матери на девятом году жизни. Или я могла бы, например, увидеть, что на 14-м году жизни я прекратила заниматься рисованием, к которому у меня были большие склонности, а теперь внезапно, на 28-м году жизни, у меня появилось стремление снова начать рисовать. Если я старше 42-х, я беру еще и третью колонку и тоже иду снизу вверх (см. также рис. 11 на стр. 189).
Запись личных событий уже сама по себе является актом терапии. Формулирование и упорядочивание мыслей очень помогает. Если позднее прочитать свой дневник, то часто удивляешься самому себе. Некоторые вещи понимаешь только на расстоянии.
Я посоветовала бы каждому записать так свою биографию - в форме дневника или на отдельных листах, во временной последовательности.
По такой схеме можно легко обозреть существенные события своей жизни.
Когда я ставлю рядом друг с другом внешние события своей жизни и свои чувства на одном «листе биографии», я в событиях большой фазы с 42-х по 63-й годы узнаю отражения пережитого мной в период жизни до 21 года. Здесь мы также открываем иногда удивительные вещи. Например, на 47-м году жизни я испытываю большую потребность построить плавательный бассейн. Откуда это стремление? В принципе, оно абсолютно необъяснимо. Если я сейчас обернусь на 16-й год жизни, то вижу, что в это время я была активной пловчихой и много тренировалась. Другой пример: я внезапно замечаю, что в 54 года возвращаются приступы астмы, которых у меня не было после девятого года жизни.
Я могу также попытаться работать с чувствами. Например, я могу придать цвета различным семилетиям, скажем, желтый цвет для большой робости или темно-синий для глубоких депрессивных состояний, и так далее. При этом, отслеживая феномен отражений, я могу увидеть, какие цвета накладываются друг на друга. Здесь каждый может быть творцом и сам принимать решение, что и как делать.
Благодаря составлению листа биографии, мы можем обратить внимание также на то, какие события постоянно повторяются в преобразованном виде. Например, мужчина обнаруживает, что он каждые девять лет меняет место работы. Теперь он в третий раз находится в девятилетнем цикле, и замечает, что на работе все становится для него более трудным. Поскольку он уже дважды пережил опыт смены места, он говорит сейчас: «Я склонен к тому, чтобы каждые девять лет менять место работы. В этот раз я хочу постараться, чтобы прошлые ситуации не повторились.» Теперь он старается справиться с трудностями, которые появились у него на работе. Через некоторое время он чувствует, что его усилия принесли успех.
Например, я могу также заметить, что в моей нынешней фазе супружества повторяются те же самые элементы, которые я переживала в прежнем браке. И сознательно констатируя это, я могу целенаправленно работать над этими элементами. Возможно, в этот раз дело не дойдет до развода, я попробую подойти к проблеме изнутри и решить ее изнутри.
Молодая женщина замечает, что она все легче влюбляется, что мужчины так и тянутся к ней. В ней ли причина или в мужчинах? Молодая женщина должна спросить себя: «Хочу ли я изменить эту ситуацию или я хочу, чтобы она постоянно повторялась?»
Или я внезапно замечаю, что я обращаюсь со своими детьми точно так же, как прежде мой отец со мной и моими братьями и сестрами. А я ведь так часто сильно чувствовала, какую боль причиняло мне это обращение, и я знаю, сколько вреда принесло это мне. Буду ли я и далее повторять эту отцовскую модель или я попробую внести в нашу жизнь и отношения нечто свое?
Мужчина, который оглядывается на свою биографию, внезапно обнаруживает, что у него не было юности, потому что он рано начал работать и слишком рано должен был нести ответственность. Он также очень рано женился. Теперь ему за 40, и его дети, особенно его старший сын, уже юноши. У сына много подружек, у него есть мотоцикл, он живет в свое удовольствие, он много развлекается. В отце поднимаются воспоминания о своей упущенной молодости, он определенным образом ревнует сына. Он тоже хотел бы еще раз стать свободным, как сын, и ездить на прогулки с разными подружками. Он очень хотел бы уйти из дома, чувствовать себя свободным и еще раз прожить эту фазу молодости. Как на практике обращаются с такими чувствами? Дают ли им изливаться безудержно или пытаются преобразовать свою зависть и постараться лучше понять сына и его поколение? Не лучше ли испытывать радость от того, что сын в прекрасные годы юности переживает то, что было для тебя самого невозможным?
Многие люди говорят о том, что они что-то упустили в жизни, но в принципе они совсем ничего не упускают, потому что если они в это время учились или работали, они ставили что-то другое на место якобы «упущенного». Нельзя быть одновременно в двух местах, например, в Америке и одновременно в Европе. Тот, кто жил в Европе, не должен потом испытывать чувство, что он «упустил» Америку. Потому что в Европе он чрезвычайно многому научился, чего он не смог бы узнать в Америке.
Мы должны научиться обращать внимание на то, для чего в нашей жизни были возможности, и хорошо ли мы их использовали, довольны ли мы этим. Многие люди постоянно недовольны собой, потому что в современной ситуации они чувствуют себя не на месте. Или в своей фантазии они рисуют, как было бы, если бы они были там-то и там-то. Это вызывает чувство недовольства. Такие люди думают, что им нужно что-то наверстать. Действительно, некоторые вещи нужно наверстать - вопрос лишь в том, в какой форме это делать. Допустимо ли, чтобы 45-летний мужчина вел себя, как его 18-летний сын, или существуют формы, как он мог бы в соответствии со своим возрастом наверстать якобы «упущенное»? Не мог ли бы он наверстать это в преобразованном виде?
Если мы смогли оглядеть свою жизнь, разложив, так сказать, все события по их местам, мы можем предпринять следующие шаги. Например, на биографическом семинаре - после того как мы по вышеописанному методу вспомнили все важные события своей жизни - попытаться выразить ее в форме художественного творчества. Мы можем попробовать сделать это в живописи или при помощи моделирования, если у нас есть для этого способности и время. Задача была бы тогда следующей:
Рис. 12
Спонтанное символичное представление первых трех семилетий:
a: первое семилетие,
b: второе семилетие,
c: третье семилетие
Для каждого семилетия мы рисуем картину.
Если мы до этого создали связное представление о семилетии, мы можем выразить это представление на бумаге при помощи символов или красок. Или мы можем выбрать один эпизод или выдающееся событие из семилетия и попытаться изобразить его в осязаемых формах или в цвете. Мы поместили пример этого на рисунках 12 а - с. Участница семинара, которой они принадлежат, как средство выражения для каждого из первых трех семилетий выбрала символы. Оригиналы рисунков сделаны акварелью. Для этой книги они выполнены пером. В сериях
рисунков 13 а -d (стр. 194-195) и 14 a-d выражены конкретные события. При этом мы обращаем внимание участников наших семинаров, что важно не то, насколько хорошо выполнены рисунки; гораздо важнее точно наблюдать, какое внутреннее переживание они имеют при рисовании.
В серии рисунков 13 очевидно, что их автор стал руководителем предприятия. Уже с малых лет его завораживали механизмы. Рисунок 13а: тележка, запряженная лошадью, произвела сильное впечатление на мальчика! На рисунке 13b участник в восемь лет уже сам строит водяной насос - и вот на кухню проведена вода для матери! На рисунке 13с у него небольшая ферма, но у него уже существует идея фабрики, которая изображена в нижней части рисунка. На рисунке 13b ему удается построить фабрику, и он чувствует, что полностью реализовал свои планы.
У молодой женщины, которая нарисовала серию рисунков 14, видно, что она родилась в большом городе (Сан-Паулу), что она вышла замуж и создает счастливую семью.
Следующий шаг в работе семинара состоит в том, что участники делятся на группы. Они добровольно садятся вместе, чтобы рассказывать друг другу свои биографии. Для этого они могут взять свои рисунки и записи, но должны попытаться рассказывать по памяти. Как правило, мы работаем на наших курсах с группами из трех, четырех или пяти, максимум из семи человек. Важно, что каждый участник дает заново возникнуть самым существенным элементам своей жизни и рассказывает о них. При этом каждый сам решает рассказать то, что он считает важным, и, прежде всего, рассказывать только о том, что он хотел бы сообщить добровольно.
В такой групповой работе мы переживаем, что благодаря рассказу одного участника у других пробуждаются воспоминания и чувства. Слушающие пробуждаются, так сказать, внутренне, и могут лучше рассмотреть и свою биографию. Особенно важно отношение участников друг к другу. Мы стараемся развить в группе отношение удивления и теплой заинтересованности. Мы переживаем, как каждый является кузнецом своей собственной биографии, и как он решает свои собственные проблемы.
При помощи вопросов можно попытаться внести еще большую ясность в сознание других. Мы должны научиться слушать наших ближних, прислушиваться к ним и распознавать и понимать то, что они хотят выразить и выявить в своих словах.
Это один аспект. Другой состоит в том, что мы должны стараться выражаться как можно яснее, и формулировать нашу речь таким образом, чтобы она достигала других, чтобы другие поняли нас. Важно также, чтобы мы не слишком вдавались в детали и рассуждения, и вместо рассказа о самих себе не принимались бы говорить больше о своем отце или брате. Гораздо важнее, чтобы при рассказе мы сконцентрировались на самом себе. В групповой работе мы пытаемся создать атмосферу теплоты, атмосферу уютного гнезда, в кагором каждый участник чувствует себя хорошо защищенным. Он чувствует также и определенные границы, благодаря открытости, с которой в большинстве случаев ведется разговор в группе, он замечает, что он может доверять другим участникам.
Чем более открыто говорят люди в группе, тем больше способствует это углублению при рассмотрении биографий.
Естественно, существует регламент, которого каждый, насколько это ему по силам, должен придерживаться. Группа берет на себя задачу восприятия и слушания другого, она образует зеркало и чашу восприятия для того, кто рассказывает свою биографию. Со своей стороны, рассказчик одаривает группу своим жизненным опытом, и таким образом группе одновременно придана и роль воспринимающего. У некоторых людей, которые рассказывают свою биографию в группе, возникает необходимость то и дело соединять элементы прошлого с современной ситуацией. Нужно пытаться избежать любого выражения критики или толкования излагаемой биографии внутри группы.
Иногда группы работают одни. Большинство же групп, которыми мы руководим в «Артемисии», работают в сопровождении ведущего модератора. Он, собственно, только следит за соблюдением регламента и постановкой вопросов помогает групповой работе.
Та же самая работа, которую мы описали здесь для одной группы участников, может быть проделана с отдельным человеком - как беседа между пациентом и терапевтом. Каждый в отдельности может проделать ее сам для себя.
Наши семинары продолжаются от четырех до семи дней. Таким образом, у нас есть возможность распределить время. Мы либо рассматриваем каждый день по два семилетия, либо мы прорабатываем по одной из больших жизненных фаз. Это происходит как на нашем большом листе, где мы записали события жизни, так и при упражнениях в рисовании и в групповой работе. В предпоследний день мы можем работать, как и в предыдущие дни, или мы можем поставить перед собой задачу нарисовать новую картину, которая отражала бы настоящий момент каждого участника курса. Если в упражнении в рисовании мы ничего не меняем, то оно проходит, как и раньше: на рисунке символически изображается современная ситуация. В последний день участники пытаются в упражнении в рисовании выразить свое будущее, а именно в таком смысле: куда бы мне хотелось? Как будет выглядеть пейзаж моего будущего?
Если мы добавляем новое упражнение, то его суть состоит в том, что участник должен изобразить себя в виде растения. Затем в маленькой группе рисунок переходит из рук в руки с просьбой обогатить рисунок данного участника небольшими «подарками». Они добавляют, например, солнце, дождь, разноцветные цветы на сером фоне, садовника, ко
торый поливает растения, или людей, которые находятся вокруг него, итак далее (см. серию рисунков 15 а-с). В растении, нарисованном самим участником, группа не должна ничего изменять, можно только обогатить «пейзаж» вокруг растения. Критиковать другого так просто. Очень хотелось бы изменить его - но лучше выявить сильные стороны (нарисовав фон картины) или дать ему понять, чего ему еще не хватает, это сложная социальная задача. В этом упражнении как раз и заложена возможность вырабатывать эту социальную способность. Каждый участник должен исходить из представления о том, что он хотел бы подарить другому участнику, чтобы его растение могло лучше расти в будущем.
В завершение все рисунки обсуждаются в группе, и каждый высказывается о том, что он подарил и почему он это сделал. Предварительно каждый может сказать, почему он выбрал именно это растение как образ своей биографии. При этом упражнении выявляются очень интересные вещи, и социальный элемент получает сильную подпитку.
Подарки, сделанные друг другу, могут быть приняты и, так сказать, переварены, а могут и не быть приняты. На следующий день, когда мы работаем над нашим будущим, и каждый еще раз рисует себя в виде растения и ландшафт своего будущего, каким он его хочет сформировать, те подарки, которые приняты, могут быть в него интегрированы. Мы избегаем любого толкования рисунков и всяческой критики. Зачастую каждый, кто нарисовал картину, внезапно что-то для себя открывает, - и часто это происходит благодаря новой перспективе, которую открыли ему полученные «подарки. » Например, кто-то замечает, что у его дерева совершенно нет корней, или что он поместил свое дерево на самом краю рисунка. Другими словами: он сам приходит к пониманию того, что он мог бы сделать в своем рисунке по-другому и лучше.
Таким образом, предпоследний день работы в группах, а именно день «подарков», становится высшей точкой курса, потому что в этот момент становятся видны плоды сотрудничества в группе. Некоторые моменты групповой работы могут действительно привести нас к переживанию: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» И этот оплодотворяющий элемент имеет чрезвычайное терапевтическое и оживляющее воздействие, за которое можно быть благодарным.
Можно сделать и такое упражнение: накануне того дня, когда по плану мы должны рассматривать современную ситуацию друг друга, каждый перед отходом ко сну еще раз интенсивно старается внутренне представить себе участников своей группы и сформулировать для каждого из них один вопрос, который может помочь другому достичь большего понимания самого себя. В группе из четырех человек каждый из участников получил бы, таким образом, три вопроса. На следующий день эти вопросы обсуждаются вместе с «подарками на рисунке».
Вообще во всей работе над биографией для «биографического терапевта» важно задавать правильные вопросы.
Если мы хотим быстро получить представление о своей биографии, мы можем также вместо большого листа бумаги использовать одну из приведенных ниже схем. Схема на стр. 188 (рис. 10) подходит для человека, которому меньше 42-х лет. Здесь сразу же можно получить представление о различных отражениях. Схема на стр. 203 (рис. 16) подходит для человека старше 42-х. Она может использоваться уже и для периода после 35-ти лет. В этом построении схемы вы увидите несколько иные элементы, чем в схеме на рисунке 10. Здесь мы представили на одной стороне процесс инкарнации, а на другой - процесс экскарнации. Момент 31½ лет находится посередине событий. Это та точка, когда мы наиболее глубоко находимся в своем теле и связаны с Землей. Можно заметить, что как раз в это время или близко к нему может произойти множество встреч и событий.
Схема, которая берет как точку отражения примерно 42-й год жизни, также может помочь нам многое уяснить (см. рисунок 17). Здесь видно, как наша душа все больше превращается в оболочку нашего духа. Это значит, что мы так работаем в период с 21-го по 42-й год над преобразованием членов нашей души (душа ощущающая, душа рассудка и характера и душа осознающая), что наша душа становится как бы чашей нашего духа. Образно выражаясь: наш драгоценный камень, душа, может быть так отшлифован, что в годы с 42-го по 63-й он ясно может отражать духовно-космическое, и что из этих членов души может развиться душа имагинативная, душа инспиративная и душа интуитивная.
В «Артемизии» мы разработали также другой метод работы над биографией. Он используется участниками, которые уже посещали вводный биографический курс. При этом используются такие же схемы, но теперь в них вносятся не события жизни, а встречи, которые были в жизни. При помощи этой формы работы участники курса понимают, что их собственная судьба и собственная личность формировались людьми, которые встречались им в жизни. Возникают вопросы типа: как тот или другой человек повлиял на судьбу от рождения до сегодняшнего момента?
В этой работе мы следуем указаниям, данным Рудольфом Штейнером в докладе от 12 декабря 1918 года: «Социальные и антисоциальные инстинкты в человеке» (см. указатель литературы, № 38). Мы пытаемся создать образ участника курса и рассмотреть его без антипатии и симпатии. В заключение мы можем нарисовать и Космос, в который мы поместим всех людей, с которыми мы в настоящий момент состоим в каких-либо отношениях. Того, кто нам близок, мы размещаем ближе к центру, кто далек - дальше, и этим мы можем выразить, какие отношения, какую близость, физическую, духовную или душевную, эти отношения содержат, или это отношения по работе и т. д. Здесь мы можем подойти очень творчески, и картина этих человеческих отношений даст нам возможность принятия многих новых решений.
Мы можем также обнаружить, какие из этих отношений, собственно, уже умерли, так что мы лишь внешне тащим их за собой. Если в будущем мы хотим завязать новые отношения, нам, вероятно, нужно осво
бодить пространство, чтобы эти новые звезды могли войти в нашу жизнь. Это также важная задача. Мы описывали уже упражнение, когда участники семинара рисуют дерево и при этом наблюдают, какие ветви высохли, какие нужно обрезать и что означают для будущего новые побеги.
Следующей целью может также быть пересмотр старых отношений, приведение их в гармоничное и сбалансированное состояние. Это оказалось особенно плодотворным для тяжелобольных людей, которые чувствуют, что в их судьбе нужно еще кое-что привести в равновесие. Если это удается, многие из этих людей смотрят на конец своей жизни умиротвореннее.
Творческое упражнение в этой продвинутой форме работы над собственной биографией может выглядеть следующим образом: Мы рисуем на большом листе всю нашу биографию в форме реки, которая течет через совершенно различные ландшафты. Иногда она даже исчезает под землей, а затем появляется вновь. Она течет по горам, по долинам, через знойные пустыни и т.д. Потом мы можем нарисовать еще и людей, которые встречались нам на этом пути. В зависимости от рода нашей встречи мы можем нарисовать их как человеческие фигурки или как символы, мы можем придать им также форму характерного растения. Это также дает нам представление и помогает углубить нашу биографию и достичь большей объективизации пережитых событий.
Мы охотно также ставим перед участниками задачу выразить собственную биографию в форме сказки. Здесь иногда возникают прекрасные результаты, как, например, биография в форме сказки, которая приведена на странице 153. Терапевт, который работает с биографиями, также может воспользоваться этим средством. Когда биография предстает перед тобой во всей своей целостности, это иногда помогает преодолеть устоявшиеся представления, которые составлены о себе самом или о других. В нашей работе мы часто встречаемся с пациентами, которые годами посещали психотерапевтов; часто они совершенно зафиксировались на некоторых интерпретациях и не могут от них освободиться. Этим людям часто может помочь обретение свободного взгляда на весь их жизненный путь. Таким образом, биография воспринимается как большая панорама жизни или как большой образ. Важно, чтобы каждый человек ощутил о себе:
Какой образ наиболее точно выражает мою биографию? Каковы мои жизненные задачи? Какая основная нить просматривается в моей биографии? Что бы я хотел изменить в себе?
Пробиваясь к образному пониманию своего жизненного пути, его динамики, мы можем лучше взять свою судьбу в руки и превратить всю свою жизнь в еще звучащую симфонию.