С 28-го по 35-й годы жизни: «умереть и снова воскреснуть»
Что нам до дел других, их мало ли вокруг,
вступаешь ты в игру - ее не завершить.
Господь водитель твой - другого не ищи,
уверенной стопой идешь - совсем один.
Христиан Моргенштерн
Мы хотели бы вначале на основании ряда рисунков и высказываний попытаться охарактеризовать пятое семилетие. Рисунок 3 (стр. 85) и его описание делают нагляднее ситуацию в этом возрасте:
Я в гроте, у меня щит, которым я защищаюсь. Но щит такой большой, что я не могу видеть свет снаружи грота. Наконец, я решаюсь выйти из грота, взять меч света в руку и бороться. Когда мне удалось сделать этот шаг, мне было около 32 лет.
Этот рисунок и текст к нему одной норвежки, у которой было счастливое детство и которая жила в Норвегии до 21-го года жизни. Когда она познакомилась со своим нынешним мужем-бразильцем, они решили пожениться и выехать в Бразилию. Женщине было очень трудно прижиться здесь, в Бразилии, где она жила на ферме. Она постоянно сравнивала страну с Норвегией. Солнце светило для нее слишком жарко и долго. Не было ни снега, ни сосен, ни гор. Новый язык давался ей с трудом. Между тем она стала матерью трех крепких детишек. Женщина жила целиком для семьи, ее муж был ее защитником. Она опасалась бороться и заводить друзей и активно участвовать в общественной жизни. Эта ситуация продолжалась до 32-го года жизни. Рисунок выражает это внутреннее переживание. В 35 лет женщина решилась начать работать на ферме учительницей. Хотя она до сих пор не чувствует себя вполне дома, она взялась за работу и видит новые возможности.
А теперь второй рисунок (рис. 4):
Рис. 3 Рис. 4
Я ощущаю себя в гроте (а), я не замечаю, что смотрю на заднюю стену грота, и иду. Я не замечала, что свет шел снаружи. Внезапно у меня произошла встреча, беседа, и я заметила, что мне нужно только обернуться. Тогда я увидела свет перед собой, свет вне грота. Но сначала мне нужно было перейти большое болото, в котором я погрязла выше колен (Ь). Теперь я ощущаю себя так (сейчас мне 30 лет), как будто я все еще в гроте (с), но у же ближе к выходу, и я вижу свет. Мне близка идея смерти. В 12 лет мне приснилось, что я умру в 32. Теперь, благодаря этому курсу биографии, я только еще узнаю целостность человека и человечества и понимаю, что смерть и жизнь связаны. Прежде я не видела в жизни никакой мотивации и никакого смысла. Этому же человеку принадлежит следующее стихотворение:
Я видела сны, сны, сны
Ночами напролет - не запоминая.
А сегодня я вспомнила:
Я заключенная
В высоком доходном доме.
Он высокий и заперт.
Со мною кто-то еще.
Сверху, через окно,
я вижу свободный мир там внизу.
Но я не могу в нем участвовать.
Если я убегу, мне кажется,
это двадцатичетырехчасовое наказание
никогда не закончится.
Четыре месяца минули -
бежать мне или остаться?
Должна я бороться иль ждать?
Что хочет выразить себя в этом стихотворении и в рисунке?
Это образы заключенной души, которая не может подняться. Крепко налипли прошедшие годы, человек идет по болоту. Свет уже виден, но он еще далеко. Юношеские дарования иссякают, сил становится меньше. Нужно выйти за порог - но найдутся ли для этого силы? Найдем ли мы путь в одиночку?
Многие молодые люди между 27-м и 33-м годами, иногда до 35-го года жизни, проходят сквозь тяжелые времена. Витальные силы слабеют и истощаются. Чаще встречаются тяжелые заболевания. В эти годы встречается удивительно много случаев рака у молодежи, или спида. Иногда дело доходит до столкновения со смертью. Как много людей умирает перед 33-м годом жизни! Рак, спид, автомобильные аварии, самоубийства и т.д. являются причинами смерти.
В этом возрасте должно начаться что-то новое. Я должно укрепиться и преодолеть самоё себя. Кризис, который мы описываем здесь, называют обычно кризисом талантов. (Посмотрите в Библии притчу о талантах с этой точки зрения.) Зарою ли я свои принесенные дарования? Растрачу ли я их? Или медленно преобразую их, с тем, чтобы с 35-го года жизни они могли приносить плоды миру?
Время инспирации прошло; теперь начинается работа Я изнутри. Какие силы могут здесь прийти нам на помощь? Это силы того же рода, как и наше Я, силы Христа. Начиная с поворота времен, вливаются они в человечество и все больше ведут наше Я к процессу индивидуализации, к способности самостоятельно принимать решения и вырабатывать собственную мораль. Благодаря чему это возможно? Многие люди в этой фазе встречаются с книгой, философией или человеком, что снова приводит их к вере, назад к Богу. Годы с 30-го до 33-го, годы Христа, содержат многое из этих элементов. Некоторым людям удается этот процесс индивидуализации, другим нет, у некоторых он происходит осознаннее, у других остается в бессознательном.
Если мы рассмотрим в этом аспекте еще раз биографию 1 (стр. 26), то мы увидим, что молодая женщина из-за вызванного бациллами заболевания и высокой температуры имеет особое переживание, сон о рае. В биографии 2 (стр. 36) после двух тяжелых лет Танга снова находит себя в работе, она снова живет вместе со своими детьми и начинается счастливая фаза. И в следующих биографиях мы находим этот элемент, изменение и поворот в жизни. В биографии 5 (стр. 111) в семье появляется новый ребенок, который вызывает изменения во внутреннем настрое пациента. В биографии 6 (стр. 118) - эту перемену приносит труд Рудольфа Штейнера «Очерк тайноведения».
Фаза от 28 до 35 лет, которая соответствует середине жизни, у многих людей имеет еще и совсем другую сторону. Это время, в которое наша телесность глубоко пронизана нашей индивидуальностью. Это дает нам силы для наших целей вовне - и наша работа приносит результаты. В это время мужчина часто всецело ориентирован на внешнюю жизнь, чтобы утвердиться в своей профессии, сделать карьеру и достичь определенного статуса. Женщина, если у нее есть дети, очень часто занята домом и семьей.
Чтобы компенсировать естественный эгоизм этой фазы, мы должны развивать терпимость, любовь и сочувствие к нашему окружению. Рудольф Штейнер называет эту фазу временем души рассудка и характера. При этом он всегда совершенно осознанно употребляет эти выражения вместе. Теперь мышление (рассудок) и чувства (характер) должны быть интегрированы личностью. Мужчина, которому от природы ближе мышление и воление, должен - для того чтобы вообще найти контакт с женой и детьми - развивать свои чувства, мы можем также сказать: свою женскую душевную силу или, по К. Г. Юнгу, свою «анима». Женщина, которой от природы ближе чувства, должна, напротив, сильнее развивать силу мышления и воления (мужскую сторону своей души, или, по К. Г. Юнгу, «анимус»). Благодаря этому она сможет лучше понимать своего мужа и сможет лучше справляться с теми задачами, которые выпадают ей, в особенности, если она работает.
Рудольф Трайхлер характеризует годы с 21-го по 28-й одним предложением: «Как я воспринимаю мир?», фазу с 28-го по 35-й он ставит под девизом: «Как организован мир - и как я организую себя по отношению к миру?» Здесь речь идет о правильном дыхании вместе с окружающим миром. Важно, чтобы на предприятии, в семье я нашел правильное равновесие - с одной стороны, развивал способность к приспособлению, но, с другой стороны, не давал окружению задушить свое Я, чтобы Я могло свободно развиваться как индивидуальность. Зависимость от партнера уменьшается - я становлюсь более собой, и так я могу развивать свою способность любить. Брак может превратиться в хорошую дружбу, в которой каждый уважает индивидуальность другого, а не выдвигает постоянно требований. Если человек работает по профессии, требующей физических усилий, то в этот период он достигает пика своей трудоспособности, это можно наблюдать во многих видах спорта. Каждый человек в возрасте от 28 до 35 лет имеет чрезвычайные организаторские способности и склонен планировать свою жизнь на будущее.
Пятое семилетие - это фаза, где мы можем создать равновесие между идеализмом и легкими иллюзиями, которые были у нас между 21-ми 28-м годами, и материализмом и очерствелостью периода с 35-го по 42-й годы.