Сборник ситуационных задач по
Сборник ситуационных задач по
Лечебной физкультуре, спортивной медицине и физиотерапии
для студентов педиатрического, московского и лечебного факультетов
Под редакцией Б.А. Поляева
Москва 2010
Авторы: сотрудники кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины ГОУ ВПО РГМУ Росздрава
Поляев Б.А.-зав. кафедрой, д.м.н., профессор
Чоговадзе А.В. – заслуженный деятель наук РФ, д.м.н., профессор
Иванова Г.Е. – д.м.н., профессор
Плотников В.П. – д.м.н., профессор
Лобов А.Н. – д.м.н., профессор
Полунина В.В. – д.м.н., профессор
Черепахина Н.Л. – к.м.н., доцент
Житловский В.Е. - к.м.н., доцент
Миловская Т.В. – к.м.н., доцент
Красильникова Р.Г. - к.м.н., доцент
Бажев К.А. - к.м.н., доцент
Давыдов П.В. – к.м.н., ассистент
Суворов А.Ю. – к.м.н., ассистент
Панюков М.В. - к.м.н., ассистент
Тохтиева Н.В. - к.м.н., ассистент
Методические указания утверждены на заседании кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины 07.05.2010., протокол №13.
Для студентов педиатрического факультета
Тема: физическое развитие ребенка первого года жизни», «Роль ЛФК при заболеваниях у детей раннего возраста
Задача № 1
Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка первых недель жизни, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 3; 4; 8; 11; 13
Задача № 2
Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 2-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14
Задача № 3
Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 3-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 9; 12; 15; 18
Задача № 4
Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 3-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14
Задача № 5
Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 4-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 5; 9; 12; 15
Задача № 6
Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 9; 12; 15; 18
Задача № 7
Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 28 недель беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 1; 9; 12; 14
Задача № 8
Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 5-ти месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»
1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);
2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;
3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;
4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;
5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;
6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;
7. Ребенок переходит в положение сидя;
8. Голова повернута в сторону;
9. Голова расположена по условной продольной оси;
10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;
11. Ось туловища компенсаторно изогнута;
12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;
13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;
14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;
15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;
16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;
17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;
18. Ребенок сосет обе руки
19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;
20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры
Правильный ответ – 2; 5; 9; 10; 12; 20
Задача № 9
При осмотре ребенка в возрасте 4,5 мес. отмечается выраженная наружная ротация правого бедра. Двигательные навыки ребенка соответствуют возрасту. Что необходимо посмотреть у ребенка дополнительно на осмотре? Какие исследования необходимо провести?
Правильный ответ: При осмотре необходимо дополнительно отследить наличие следующих симптомов: ограничение отведения бедра с одной стороны, симптом соскальзывания, асимметрия ягодичных складок, укорочение нижней конечности. Необходимые исследования: В зависимости от возраста: УЗИ или рентгенография т/б суставов в прямой проекции и по Лаундштейну.
Задача №10
Родители ребенка возрастом 2,5 мес. жалуются на то, что ребенок лежит в кроватке криво. При осмотре: незначительная асимметрия тонуса мышц туловища верхних и нижних конечностей, выраженный наклон головы в правую сторону. При попытке вывести голову в центральное положение отмечается резкая негативная реакция ребенка. Опишите необходимые исследования для выяснения причин отклонения у ребенка? Какое лечение необходимо провести?
Правильный ответ:
Лечение положением
Массаж с первых недель жизни.
Гимнастика по методу Vojta
Тема: рефлексотерапия
1. Родители ребенка 5 лет обратились к педиатру с жалобами на частые простудные заболевания, ребенок начал посещать детский сад. Педиатр направил ребенка на консультацию к рефлексотерапевту. Какое лечение может предложить рефлексотерапевт?
Решение:
Учащение простудных заболеваний может быть связано с началом посещения детского сада, что свидетельствует о снижении защитных сил организма ребенка. Поэтому рефлексотерапевт может назначить поверхностную иглотерапию, иглоукалывание, прижигание, точечный массаж. Выбор методов воздействия зависит от поведения ребенка. Курс лечения обычно составляет 10-15 процедур, которые можно проводить ежедневно или через день.
2. В стационаре в течение 2-х недель находится пациент в возрасте 53 лет с диагнозом ишемический инсульт, правосторонняя гемиплегия с преимущественным поражением верхней конечности. Состояние больного удовлетворительное, утраченные двигательные функции постепенно восстанавливаются. Какие лечебные мероприятия может назначить рефлексотерапевт?
Решение:
Нарушение мозгового кровообращения в период восстановления нарушенных функций является показанием к назначению рефлексотерапии. Рефлексотерапевт может назначить поверхностную рефлексотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, скальповую рефлексотерапию, электроиглорефлексотерапию, микроиглотерапию в условиях стационара. Курс лечения обычно составляет 7-10 процедур, которые проводятся ежедневно. После выписки в поликлинике или в санатории необходимо продолжить лечение рефлексотерапией через 2-4 недели.
3. К неврологу обратилась девушка 19 лет с жалобами на повышенную утомляемость, раздражительность, головные боли, плохой сон. Врач поставил диагноз вегетативно-сосудистой дисфункции, с цефалгическим синдромом. Невролог направил пациентку на консультацию к врачу-рефлексотерапевту. Какие лечебные мероприятия может назначить рефлексотерапевт?
Решение:
Нарушение вегетативной функции, головные боли являются показанием для назначения рефлексотерапии. В амбулаторных условиях лечение этой патологии можно проводить ежедневно или через день, курс обычно составляет 10-15 процедур. Следует назначить: поверхностную иглотерапию, иглоукалывание, баночный массаж, электроиглорефлексотерапию, прижигание.
4. К аллергологу обратился подросток 16 лет с жалобами на заложенность носа, жидкие выделения из носа, гиперемию и отечность глаз, зуд. Эти жалобы появились в конце марта и беспокоят пациента в течение 2-х недель. Был поставлен диагноз поллиноз. Какие методы рефлексотерапии можно назначить пациенту и когда их надо начинать проводить?
Решение:
Поллиноз является показанием к назначению рефлексотерапии. Необходимо отметить, что лечение при данной патологии следует проводить заранее, за 1 месяц до возможного появления первых симптомов заболевания. В острый период тоже можно проводить лечение, однако эффективность лечения снижается, требуется более длительный курс лечения. Можно использовать поверхностную рефлексотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, микроиглотерапию, лазеропунктуру, баночный массаж. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.
5. Ребенок 12 лет наблюдается окулистом с диагнозом миопия слабой степени, спазм аккомодации. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?
Решение:
Спазм аккомодации и миопия у детей являются показанием для назначения рефлексотерапии в составе комплексного лечения, назначаемого окулистом. Из методов рефлексотерапии можно использовать: поверхностная иглотерапия местная и общая, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапия. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.
6. Молодой человек в возрасте 32 лет страдает хроническим гастродуоденитом, периодические обострения обычно отмечаются осенью и весной. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?
Решение:
Хронический гастродуоденит является показанием для назначения рефлексотерапии. Лечение лучше проводить не менее 2-х раз в год, за 2-4 недели до начала возможного обострения, можно проводить в период обострения, но эффективность лечения может уменьшаться. Лечение можно проводить в санаторно-курортных и амбулаторных условиях. Используются следующие методы рефлексотерапии: поверхностная иглотерапия, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.
7. Больной 26 лет в течение недели наблюдается в поликлинике с диагнозом острый обструктивный бронхит. Получает медикаментозное лечение, назначенное терапевтом. У пациента сохраняется слабость, влажный кашель, температура нормальная. Какие процедуры может назначить рефлексотерапевт в амбулаторных условиях?
Решение:
При бронхите с обструктивным синдромом можно начинать лечение методом рефлексотерапии в амбулаторных условиях при отсутствии температуры выше 37,5 0С, когда пациент может самостоятельно ходить в поликлинику на сеансы рефлексотерапии. Могут использоваться следующие методики: поверхностная иглотерапия, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание, баночный массаж при нормальной температуре, лазеропунктура. Сеансы следует проводить ежедневно, курс лечения 8-12 процедур. Длительность лечения зависит от динамики улучшения состояния пациента.
8. На занятии девушка почувствовала головокружение и потеряла сознание. Была оказана первая помощь: обеспечен доступ свежего воздуха в помещение, где находится девушка, для чего было открыто окно. Девушку положили, опустив голову вниз. Какие еще мероприятия можно предложить для приведения пациентки в сознание?
Решение:
С точки зрения рефлексотерапии можно воздействовать на точки скорой помощи. Одна из них расположена на носогубной борозде на границе верхней и средней трети. На эту точку необходимо произвести точечное интенсивное давление ногтем или спичкой. Также можно использовать точки скорой помощи, расположенные в середине кончиков десяти пальцев рук. Воздействие должно быть аналогичным. Эти мероприятия способствуют приведению человека в сознание.
9. У девушки 19 лет отмечаются болезненные менструации, иногда плохое самочувствие перед началом месячных. Гинеколог направил больную на консультацию к рефлексотерапевту. Какие лечебные мероприятия может предложить рефлексотерапевт?
Решение:
Болезненные менструации являются показанием для проведения рефлексотерапии. Лечение можно проводить сразу после обращения пациентки. Необходимо использовать следующие методы рефлексотерапии: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.
10.Мужчина в возрасте 49 лет обратился к неврологу с жалобами на боли в области поясницы, появившиеся после интенсивной работы на даче. После обследования был поставлен диагноз поясничного остеохондроза с корешковым синдромом. Пациент был направлен на консультацию к рефлексотерапевту. Какие способы воздействия на акупунктурные точки может предложить рефлексотерапевт?
Решение:
Боли в спине при поясничном остеохондрозе являются показанием для проведения рефлексотерапии. Необходимо отметить, что для повышения эффективности лечения необходимо сочетание рефлексотерапии с проведением лечебного массажа и гимнастики. Можно использовать следующие рефлексотерапевтические методики: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапию, прижигание, баночный массаж, лазеропунктуру. Сеансы следует проводить ежедневно, особенно в начале курса лечения, потом при наличии положительной динамики можно проводить сеансы через день, курс лечения 10-15 процедур. В конце курса лечения для закрепления положительного эффекта можно поставить микроиглы на зону ушной раковины на 1-2 недели.
11.К терапевту обратилась беременная женщина в возрасте 24 лет с жалобами на частые головные боли, утомляемость. Может ли терапевт направить пациентку на консультацию к рефлексотерапевту?
Решение:
Да, может, так как беременность не является противопоказанием для проведения рефлексотерапии. Однако сначала необходимо направить женщину на консультацию к неврологу для уточнения диагноза. При наличии у пациентки цефалгического синдрома можно проводить лечение методами рефлексотерапии. Можно использовать: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапию, прижигание. Однако следует быть осторожным и не использовать акупунктурные точки, способствующие повышению тонуса матки. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-12 процедур.
12.Мальчик в возрасте 12 лет наблюдается у отоларинголога с диагнозом гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?
Решение:
Гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит являются показанием для назначения рефлексотерапии. Лечение лучше проводить в период ремиссии заболевания, но можно и в острый период. Используются следующие методики рефлексотерапии: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание, баночный массаж, лазеропунктуру на местные точки в области носоглотки. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.
Лечебный факультет
Тема: физиотерапия
1. У больного хронический гастрит с пониженной секреторной функцией желудка. Жалобы: тяжесть и боль ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после еды. Цель физиотерапии: купирование боли, воспаления, улучшение трофики. Назначение: гальванизация области желудка. Пример подробной прописи назначения: один электрод площадью 300 см2 помещают на эпигастральную область и соединяют с катодом, второй — площадью 300 см2 — поперечно на нижнегрудной отдел позвоночника и соединяют с анодом. Сила тока 10—15—20 мА. Продолжительность процедуры 15—20—30 мин. Ежедневно. Курс — 10—15 процедур.
Пример сокращенной прописи назначения: гальванизация области желудка; сила тока 10—15—20 мА; 15— 30 мин; ежедневно; № 15.
2. У больного гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: периодически возникающая головная боль, головокружение на фоне повышенного артериального давления. Цель физиотерапии: гипотензивное и седативное действие. Назначение: гальванизация воротниковой зоны (гальванический «воротник» по Щербаку). Один электрод в форме шалевого воротника площадью 800—1200 см2 располагают в области плечевого пояса и соединяют с анодом, второй — площадью 400—600 см2 — размещают в поясничной области и соединяют с катодом. Сила тока при первой процедуре 6 мА, продолжительность — 6 мин. Процедуры проводят ежедневно, увеличивая силу тока и время через каждую процедуру на 2 мА и 2 мин, доводя их до 16 мА и 16 мин, № 12.
3. У больного невралгия тройничного нерва. Жалобы: боль приступообразного характера в левой половине лица, появляющаяся в холодную ветреную погоду. Цель физиотерапии — обезболивание. Назначение: 0,5 % новокаин-электрофорез на левую половину лица. Трехлопастной электрод (полумаска Бергонье) площадью 250 см2, под прокладку которого помещают смоченные раствором новокаина листки фильтровальной бумаги такой же формы, располагают на левой половине лица и соединяют с анодом. Второй электрод прямоугольной формы такого же размера помещают в межлопаточной области и соединяют с катодом. Сила тока до 10 мА, 15 мин, ежедневно, № 15.
4. У больного острый бронхит в стадии затухающего обострения. 8-й день заболевания. Жалобы: слабость, редкий кашель с небольшим количеством мокроты серозного характера, в легких аускультативно — единичные сухие хрипы. Цель физиотерапии: противовоспалительное, десенсибилизирующее, бронхо-спастическое действие. Назначение: 5 % кальций-электрофорез. Электрод площадью 250 см2, под гидрофильную прокладку которого помещают смоченные раствором кальция хлорида листки фильтровальной бумаги, располагают в межлопаточной области и соединяют с анодом. Второй электрод такого же размера размещают поперечно на передней поверхности грудной клетки и соединяют с катодом. Сила тока 5—10 мА, 20 мин, ежедневно, № 10-15.
5. У больного инфицированная рана левого предплечья. Симптомы: отечность, боль, гнойное отделяемое из раны. Цель физиотерапии: антибактериальное действие, снятие отека. Назначение: пенициллин-электрофорез (10 000 ЕД в 1 мл изотонического раствора хлорида натрия). После обработки рану покрывают стерильной, смоченной раствором антибиотика салфеткой и оставляют ее в ране после процедуры. Поверх салфетки помешают электрод с гидрофильной прокладкой толщиной 3 см и соединяют с катодом. Второй электрод размещают поперечно. Сила тока — по ощущению покалывания под электродами, 6—8 мин, ежедневно, № 10.
6. У больного нейроциркуляторная дистония по смешанному типу. Жалобы: головная боль, тяжесть в левой половине грудной клетки, раздражительность, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия по глазнично-сосцевидной методике; частота импульсов 10 имп · с1, сила тока — до ощущений покалывания и безболезненной вибрации под электродами, 30 + 10 мин до 60 мин, через день, № 10.
7. У больного бронхиальная астма, экзогенная форма в стадии неполной ремиссии. Жалобы: редкие приступы удушья, редкий сухой кашель, чувство тревоги, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия; частота импульсов 5—10 имп с‾1 в начале курса, затем постепенное увеличение до 30—40 имп · с1, сила тока — по субъективным ощущениям слабой вибрации, 40—50 мин, через день, № 12.
8. У больного атеросклероз сосудов головного мозга. Жалобы: снижение работоспособности, рассеянность, плохой сон, головная боль, снижение памяти. Цель физиотерапии: тонизирующе-катаболическое действие. Назначение: 1 % йод-электрофорез по глазнично-затылочной методике (по Бургиньону), катод — на закрытые глаза, анод (площадь 50 см2) — на область верхних шейных позвонков, сила тока — по субъективным ощущениям (2—5 мА), 10—20 мин, через день, № 10,
9. У больного гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: боль в затылке, головокружение, шум в ушах, потеря координации. АД 160/100 мм рт.ст. Цель физиотерапии: седативное и гипотензивное действие. Назначение: электросонтерапия, катод — глазничный электрод, анод — сосцевидный. Частота 80 имп ·с¹, сила тока — по субъективным ощущениям (6—8 мА), через день, № 6. Затем частота импульсов 10—15 имп · с1, 40 – 60 мин, через день, №12.
10. У больного неврит локтевого нерва. Жалобы: боль по локтевому краю левого предплечья. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: диа-динамотерапия на левое предплечье. Катод — на зону максимальной болезненности, анод — проксимальнее катода (продольная методика). Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 4 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, 2 раза в день, № 8.
11. После длительной иммобилизации конечности при переломе бедренной кости у больного развилась атрофия мышц бедра. Цель физиотерапии: электростимуляция мышц левого бедра для ликвидации атрофии. На-значение: диадинамические токи на мышцы передней и задней поверхности бедра поочередно, продольно. Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, ОР — 8 мин на каждую поверхность. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, № 12.
12. У больного корешковые проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника. Жалобы: боль в верхней половине шеи слева при поворотах головы. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: 0,5 % новокаин-диадинамофорез на паравертебральные зоны верхнешейного отдела позвоночника. Анод с прокладкой, смоченной раствором новокаина, — в зоне болевого очага, катод — с противоположной стороны позвоночника. Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 3 мин, ДП — 3 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, № 8.
13. У больного артрит коленного сустава, подострая стадия. Жалобы: боль в левом коленном суставе при движениях, умеренная отечность сустава. Цель физиотерапии: купирование боли, снятие отека. Назначение: амплипульстерапия на левый коленный сустав. Поперечная методика. Режим работы — невыпрямленный. Последовательность токов и время их воздействия: III род работы (III РР) — 5 мин, IV род работы (IV РР) — 5 мин. Частота модуляций (ЧМ) — 120 Гц, глубина модуляции (ГМ) — 50 %. Длительность посылок каждого тока в отдельном роде работы — по 3 с, ежедневно, № 8.
14. У больного экзема правого предплечья. Жалобы: локальный кожный зуд. Цель физиотерапии: уменьшение кожного зуда, улучшение трофики кожи. Назначение: местная дарсонвализация кожи правого предплечья в области экзематозных изменений большим грибовидным электродом. Методика контактная («тихий» разряд), лабильная. Средняя мощность воздействия (ступень мощности 5). Продолжительность процедуры 5— 7 мин, ежедневно, № 12.
15. У больного вялозаживающая рана левой голени. Объективные данные: длительно незаживающая рана кожи диаметром 3,5 см; вялый рост грануляционной ткани, имеющей сероватую окраску, при микробиологическом исследовании — рост кокковой флоры. Цель физиотерапии: улучшение трофики, стимуляция регенерации, бактерицидное действие. Назначение: местная дарсонвализация раневой поверхности левой голени с захватом здоровых участков кожи по периферии раны шириной 2—3 см малым грибовидным электродом. Методика дистантная («искровой» разряд), лабильная. Мощность воздействия — средняя (ступень мощности 5), до ощущения легкого покалывания, 3—4 мин, ежедневно, № 10.
16. У больного постинъекционный инфильтрат правой ягодицы. Объективные данные: уплотнение в области правой ягодицы, слабо болезненное при пальпации. Цель физиотерапии: рассасывание инфильтрата. Назначение: ультразвуковая терапия на область инфильтрата, частота 880 кГц, интенсивность 0,4—0,6 Вт · см2, режим непрерывный, методика лабильная, 10 мин, ежедневно, № 6—8.
17. У больного остеохондроз шейного отдела позвоночника. Жалобы: боль в области шеи при поворотах головы. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: ультрафонофорез гидрокортизона на область шейного отдела позвоночника, паравертебрально, частота 880 кГц, интенсивность 0,4 Вт · см2, режим импульсный 10 мс, методика лабильная (медленно перемещать излучатель по паравертебральной линии, по обе стороны от остистых отростков), 5 мин, ежедневно, № 10-12.
18. У больного шпора левой пяточной кос-т и. Жалобы: острая боль при ходьбе в области левой пятки. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: ультрафонофорез гидрокортизона на область левой пяточной кости, 880 кГц, интенсивность 0,2 Вт · см2, методика стабильная, режим импульсный 4 мс, 7—10 мин, ежедневно, № 10-12.
19. У больной рубцовая контрактура области послеоперационного шва на передней стенке живота (1,5 мес после операции). Жалобы: болезненность в области контрактуры при пальпации, боль тянущего характера внизу живота. Цель физиотерапии: рассасывание рубцовой ткани. Назначение: ультрафонофорез лидазы на область рубца, частота 3 МГц, интенсивность 0,4 Вт · см2, режим импульсный — 10 мс, методика лабильная (медленно перемещать излучатель по шву), 10 мин, ежедневно, № 10—12.
20. У больного язвенная болезнь в стадии неполной ремиссии (язва малой кривизны желудка). Жалобы: периодически возникающая боль в верхней половине живота после еды. Фиброгастроскопия: вяло эпителизирующийся язвенный дефект (0,4 х 0,3 см). Цель физиотерапии: улучшение местного кровотока пораженной области и метаболизма тканей. Назначение: низкочастотная магнитотерапия на переднюю брюшную стенку в проекции язвы желудка. Методика одноиндукторная. Индуктор устанавл<