Критерии оценок решения ситуационных задач

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие____________________________________________________

Остеология. Кости; система скелета: череп. Кости черепа______________

Артрология (синдесмология). Соединения; система соединений:

соединения костей черепа. Череп в целом____________________________

Миология. Мышцы; мышечная система.

Мышцы и фасции головы и шеи____________________________________

Спланхнология. Учение о внутренностях:

Пищеварительная система_________________________________________

Дыхательная система_____________________________________________

Лимфоидная (иммунная) система___________________________________

Ангиология. Сердечно-сосудистая система: Сердце.

Артерии, вены и лимфатические сосуды головы и шеи________________

Неврология. Нервная система.

Центральная нервная система______________________________________

Периферическая нервная система___________________________________

Эстезиология. Органы чувств______________________________________

Библиографический список________________________________________

Предисловие

Одним из главных принципов современной анатомии человека является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей – функциональной, возрастной, стоматологической анатомии, основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.

Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических и итоговых занятиях, а также на третьем этапе экзамена по анатомии человека.

Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и краткий эталон ответа.

Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.

Критерии оценок решения ситуационных задач

«5»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

«4»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

«3»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

«2»: Ответ на вопрос дан (не) правильный. (Но) Объяснение хода ее решения (не) дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без умения схематических изображений и демонстраций на анатомических препаратах или с большим количеством ошибок, с незнанием латинских анатомических терминов или большим количеством ошибок в их использовании; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ЗАДАЧА № 1 Известным признаком, используемым в криминалистике, антропологии, позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.

Вопрос:Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?

Ответ: в детском возрасте величина угла нижней челюсти равна 133о, в зрелом возрасте - 117о, а в старческом возрасте величина угла нижней челюсти увеличивается и составляет 124о .

Собеседование по задаче: Предмет и содержание анатомии. Её место в ряду биологических наук и значение для медицины.

ЗАДАЧА № 2 Гнойное воспаление слизистой оболочки ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие запущенности болезни и отсутствия своевременного лечения разрушил тонкую пластинку - часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.

Вопрос:Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?

Ответ: пластинка, отделяющая решетчатые лабиринты с глазницей называется глазничной пластинкой.

Собеседование по задаче:Анализ и синтез в анатомии, их значение для медицины.

ЗАДАЧА № 3 Определяя химический состав эмали зуба человека с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.

Вопрос:Каково процентное содержание воды, минеральных и органических веществ в эмали зуба?

Ответ: по химическому составу в эмаль входят 95% неорганических веществ, основу которых составляют соли кальция, 1,5% органических веществ и 3,5% воды в свободном и связанном с кристаллами и органическими веществами состоянии.

Собеседование по задаче: Основные методологические принципы анатомии.

ЗАДАЧА № 4 В процессе изучения эмбрионального развития человека выявлены пороки развития нервной системы.

Вопрос:Какой зародышевый листок дает начало эмбриональному развитию нервной системы?

Ответ: эктодерма.

Собеседование по задаче: Начальные стадии эмбриогенеза: производные экто-, мезо- и энтодермы.

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ - СПЛАНХНОЛОГИЯ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ЗАДАЧА № 43 Пациент жалуется на сухость в полости рта и затруднение при глотании пищи.

Вопрос:С нарушением функции каких органов связано это состояние?

Ответ: отсутствие слюноотделения связано с нарушением функции слюнных желез.

Собеседование по задаче: Связь структуры и функции в пищеварительной системе (на примере полости рта и глотки).

ЗАДАЧА № 44 Во время первого кормления новорожденного отмечено вытекание молока из полости носа. При осмотре обнаружена сквозная расщелина твёрдого нёба.

Вопрос:С нарушением развития каких структур это связано? Назовите сроки развития твёрдого и мягкого нёба.

Ответ: расщелина твёрдого нёба возникает вследствие несращения верхнечелюстных отростков между собой. Развитие нёба происходит в течение 7-8 недели внутриутробного развития.

Собеседование по задаче: Развитие лица. Жаберные дуги, идущие на формирование лица. Преобразование жаберных дуг и жаберных карманов. Аномалии развития лица (заячья губа, волчья пасть и др.).

ЗАДАЧА № 45 При обследовании новорожденного было обнаружено наличие расщелины верхней губы справа от срединной линии.

Вопрос:Как называется эта аномалия развития и чем она обусловлена?

Ответ: эта аномалия развития носит название односторонней расщелины верхней губы с правой стороны и возникает вследствие несращения правого медиального носового и правого верхнечелюстного отростковI жаберной (мандибулярной) дуги.

Собеседование по задаче: Преддверие рта, его стенки: губы (внешние границы верхней и нижней губ; их послойное строение; индивидуальные различия формы и величины губ); щеки (внешние границы щеки и её послойное строение). Строение слизистой оболочки преддверия рта, железы, своды, уздечки. Десна, строение её альвеолярной и краевой частей. Межзубной сосочек. Десневая борозда. Развитие лица (губ, шек, наружного носа). Аномалии развития, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 46 При операции по поводу устранения расщелины мягкого нёба хирургом были выделены мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу и вплетающиеся в нёбный апоневроз и края расщелины.

Вопрос:Назовите эти мышцы.

Ответ: мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу носят название: «мышца, поднимающая нёбную занавеску» и «мышца, напрягающая нёбную занавеску».

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Твердое небо. Рельеф слизистой оболочки твердого неба. Характер и расположение подслизистого слоя в различных отделах твердого неба. Мягкое небо: строение, мышцы. Их начало, прикрепление, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 47 К врачу-логопеду обратились родители с ребёнком, у которого было нарушено произношение некоторых звуков. При осмотре полости рта ребёнка было отмечено укорочение уздечки языка.

Вопрос:Где она располагается, и что её образует?

Ответ: уздечка языка образуется складкой слизистой оболочки, идущей с нижней поверхности языка к дну полости рта и делящей его на две симметричные половины.

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Дно полости рта. Мышцы, его образующие. Рельеф слизистой оболочки дна полости рта. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток дна полости рта.

ЗАДАЧА № 48 В ЛОР - отделение обратился больной с жалобами на боли в горле. При осмотре была обнаружена увеличенная и воспалённая нёбная миндалина.

Вопрос:Назовите ямку, в которой располагается данная миндалина и её границы.

Ответ:нёбная миндалина располагается в миндаликовой ямке, ограниченной нёбно-язычной и нёбно-глоточной дужками соответствующей стороны.

Собеседование по задаче: Зев и его границы, перешеек зева, миндалины, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 49 При лечении пациента для удаления слюны из полости рта стоматолог помещает ватный тампон в полость рта, под язык, чтобы закрыть устья выводных протоков слюнных желёз.

Вопрос:Назовите эти железы и где открываются протоки названных вами желёз?

Ответ: под языком на подъязычных сосочках открываются устья протоков поднижнечелюстных и большого протока подъязычных слюнных желез.

Собеседование по задаче: Подъязычная и поднижнечелюстная слюнные железы: развитие, топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 50 К врачу обратился больной с болями в околоушной области, усиливающимися при жевании, глотании и приёме пищи. При обследовании выявлено увеличение околоушной слюнной железы.

Вопрос:Где открывается проток данной железы?

Ответ:проток околоушной слюнной железы открывается в преддверие полости рта на слизистой оболочке щеки на уровне верхнего второго большого коренного зуба.

Собеседование по задаче: Околоушная слюнная железа: развитие, топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 51 При осмотре больного врач отметил нарушение подвижности языка вперёд, что связано с нарушением функции одной из пар его скелетных мышц.

Вопрос:Назовите данную мышцу.

Ответ: мышцы, которые выдвигают язык вперёд, называются правой и левой подбородочно-язычными.

Собеседование по задаче: Язык: развитие (аномалии), внешнее строение, мышцы языка и их функции. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток языка.

II I I II
II I I II

ЗАДАЧА № 52 У Ребенка при осмотре полости рта определена следующая формула зубов

Вопрос:Какой возраст ребенка?

Ответ:1 год.

Собеседование по задаче:Развитие зубов. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Аномалии развития зубов.

ЗАДАЧА № 53 На прием к стоматологу пришел ребенок 7 лет. По показаниям удален молочный верхний медиальный резец. При осмотре удаленного зуба обнаружено отсутствие корня.

Вопрос:По какой причине отсутствует корень: а) врач сломал корень и он остался в лунке; б) корень молочного зуба рассосался?

Ответ:корень молочного верхнего медиального резца в 7 лет рассасывается, так как в этом возрасте начинает прорезываться постоянный верхний медиальный резец.

Собеседование по задаче:Ткани зуба, их строение.

ЗАДАЧА № 54 Больной жалуется на кровоточивость десен. При осмотре обнаружена гиперемированная (красная) и отечная десна.

Вопрос:Какая часть зубного органа повреждена?

Ответ:поврежден пародонт.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части; строение периодонта и пародонта, их кровоснабжение и иннервация.

ЗАДАЧА № 55 При осмотре зубных рядов пациента 60 лет отмечено увеличение клинической коронки нижних резцов.

Вопрос:Что называется клинической коронкой?

Ответ:Клинической коронкой называют часть зуба, выступающую в полость рта над десной.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части, строение зуба (части, поверхности). Кровоснабжение и иннервация зубов.

ЗАДАЧА № 56 Ребенок имеет следующую зубную формулу.

6 V IV III II I I II III IV V 6
6 V IV III II I I II III IV V 6

Вопрос:Какой возраст ребенка?

Ответ: ребенку 6-7 лет.

Собеседование по задаче: Зубные формулы. Признаки зубов.

ЗАДАЧА № 57 Зуб имеет долотообразной формы коронку. Корень одиночный, конусовидный, сдавлен в мезио-дистальном направлении.

Вопрос:К какому зубному ряду и группе принадлежит зуб?

Ответ:зуб принадлежит к нижним резцам.

Собеседование по задаче: Резцы и клыки. Характеристика коронки, корня и полости каждого зуба, их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

ЗАДАЧА № 58 У пациента удалён четвёртый верхний зуб.

Вопрос:К какой группе зубов он относится, и какова форма корня этого зуба?

Ответ:четвёртый верхний зуб относится к группе малых коренных зубов (премоляров). Корень четвёртого верхнего зуба имеет конусовидную форму, сдавлен в мезио-дистальном направлении и часто разделён на два (раздвоен).

Собеседование по задаче: Малые коренные зубы. Характеристика коронки, корня и полости каждого зуба. Кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

ЗАДАЧА № 59 При экспертизе зуба было определено, что коронка имеет форму треугольника, на жевательной поверхности 3 бугорка, три корня, которые близко расположены друг к другу.

Вопрос:К какой группе зубов он относится и какие формы коронки этого зуба вы знаете?

Ответ:зуб, который имеет три корня, треугольную форму жевательной поверхности и 3 бугорка, относится к группе верхних больших коренных зубов (моляров). Это 7 верхний зуб – второй моляр. Он имеет 3 формы коронки: треугольно-закругленную (трёхбугорковая), ромбовидную (четырёхбугорковая), овальную (три бугорка расположены по диагонали).

Собеседование по задаче: Верхние большие коренные зубы. Характеристика коронки, корней, полости каждого зуба; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

ЗАДАЧА № 60 При осмотре удалённого корня шестого нижнего зуба (первый большой коренной зуб – моляр) врач обнаружил аномалию - 3 корня.

Вопрос:Сколько корней у шестого нижнего зуба? Назовите эти корни.

Ответ:первый нижний моляр имеет 2 корня: мезиальный и дистальный.

Собеседование по задаче: Нижние большие коренные зубы. Характеристика коронки, корня, полости каждого зуба; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

ЗАДАЧА № 61 Родители заметили, что у ребенка покраснела и припухла десна переднего отдела нижней челюсти (один из признаков прорезывания зубов).

Вопрос:В каком возрасте начинается прорезывание нижних медиальных резцов?

Ответ:прорезывание данных зубов начинается в 5-6 месяцев.

Собеседование по задаче: Молочные зубы: особенности строения, сроки прорезывания, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 62 При определении прикуса врач выявил следующее соотношение жевательных бугорков первых моляров верхней и нижней челюстей. Медиальный щёчный бугорок верхнего моляра располагается между медиальным щёчным и дистальным щёчным бугорками нижнего моляра.

Вопрос:Как называется такое соотношение жевательных бугорков шестых зубов?

Ответ:соотношение жевательных бугорков первых моляров верхней и нижней челюсти носит название «ключ» зубной системы.

Собеседование по задаче: Зубные ряды и дуги, их взаимоотношения; факторы, обеспечивающие структурно-функциональное единство зубной системы.

ЗАДАЧА № 63 У пациента при смыкании челюстей в центральной окклюзии (прикус) определяется щель между резцами верхней и нижней челюсти.

Вопрос:Как называется вид смыкания зубов у данного пациента?

Ответ:у данного пациента один из видов патологических прикусов - открытый прикус.

Собеседование по задаче: Артикуляция, окклюзия, прикус. "Ключ" зубной системы. Прикусы физиологические и патологические (по Е.И. Гаврилову и А.С. Щербакову), "Ключ" зубной системы.

ЗАДАЧА № 64При воспалении окологлоточной клетчатки может быть нарушена функция глотания.

Вопрос:Назовите мышцы, расширяющие и поднимающие глотку.

Ответ:шилоглоточные мышцы поднимают глотку навстречу пищевому комку и воронкообразно её расширяют, нёбно-глоточные мышцы - поднимают глотку.

Собеседование по задаче: Глотка: топография, части, строение (мышцы глотки, их топография и функция; глоточно-базилярная мембрана; клетчаточные пространства (заглоточное, боковое окологлоточное), их границы, содержимое и сообщение). Отверстия глотки. Глоточное лимфоидное кольцо. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток глотки.

ЗАДАЧА № 65 Пациент предъявляет жалобы на затруднение глотания.

Вопрос:Функция каких мышц нарушена?

Ответ:расстройство функции глотания связано с нарушением иннервации мышц мягкого нёба, глотки, языка.

Собеседование по задаче: Анатомический акт глотания (последовательность и синхронность сокращения мышц языка, мягкого нёба, глотки, гортани, супра-и инфрагиодной группы мышц шеи).

ЗАДАЧА № 66При рентгеноскопии пищевода врач отметил сужение в области его средней трети.

Вопрос:Как называется это сужение?

Ответ:сужение в области средней трети пищевода называется трахео-бронхиальным.

Собеседование по задаче: Пищевод: топография, строение, функция, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Анатомические и физиологические сужения пищевода.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ЗАДАЧА № 67 При обследовании оториноларингологом у больного выявили недостаточное расширение голосовой щели при фонации (произношение звуков), что связано с функциональной недостаточностью одной из мышц гортани.

Вопрос:Какие мышцы гортани расширяют голосовую щель?

Ответ:правая и леваязадние перстнечерпаловидные мышцы.

Собеседование по задаче: Связь структуры и функции в дыхательной системе (на примере полости носа, глотки, гортани).

ЗАДАЧА № 68 Больной жалуется на изменение формы носа и затруднение носового дыхания после травмы. При обследовании обнаружено, что спинка носа западает, носовое дыхание через обе ноздри затруднено. На рентгенограмме черепа определяется перелом костей спинки носа и перегородки.

Вопрос:Какие кости образуют спинку носа?

Ответ: спинку носа образуют парные носовые кости, лобные отростки верхней челюсти.

Собеседование по задаче: Наружный нос: развитие, строение (кости, хрящи, мышцы, части, отверстия); его кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 69 Воспалительный процесс слизистой оболочки носовой полости в области верхнего носового хода может распространяться на сообщающиеся с ним околоносовые пазухи.

Вопрос:Какие околоносовые пазухи открываются в верхний носовой ход?

Ответ:в верхний носовой ход открываются задние ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха.

Собеседование по задаче: Полость носа: части, строение стенок полости носа. Особенности строения обонятельной и дыхательной областей слизистой оболочки полости носа. Околоносовые пазухи (лобная, клиновидная, ячейки решетчатой кости): их сообщение с полостью носа, функции. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток полости носа.

ЗАДАЧА № 70 Больной жалуется на головную боль, затруднение носового дыхания и обильные гнойные выделения из носа. При обследовании поставлен диагноз: воспаление слизистой оболочки лобной пазухи (фронтит).

Вопрос:В какой носовой ход открывается эта пазуха?

Ответ:лобная пазуха открывается в средний носовой ход.

Собеседование по задаче: Околоносовые пазухи, их сообщения с полостью носа. Гайморова пазуха, её стенки, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 71 Известно, что сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и силы выдоха.

Вопрос:Сокращение каких мышц гортани напрягает голосовые связки?

Ответ:голосовые связки напрягаются при сокращении перстне-щитовидных мышц.

Собеседование по задаче: Гортань: топография, хрящи гортани, их соединения (связки, суставы), кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЗАДАЧА № 72 При введении в нижние дыхательные пути инкубационной трубки врач должен определить вход в гортань.

Вопрос:Чем ограничен вход в гортань?

Ответ:вход в гортань органичен спереди – надгортанником, сзади – верхушками черпаловидных хрящей и межчерпаловидными складками и сбоку – черпаловидно-надгортанными складками.

Собеседование по задаче: Гортань: полость гортани и её части, мышцы гортани и деление их на функциональные группы. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток гортани.

ЗАДАЧА № 73 Инородные тела чаще всего попадают в тот главный бронх, который шире и занимает более вертикальное положение, являясь как бы продолжением трахеи.

Вопрос:Как называется этот бронх?

Ответ:это правый главный бронх.

Собеседование по задаче: Трахея: топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ЗАДАЧА № 74 Пациент жалуется на боли в области поясницы. В клинике ему поставлен диагноз ущемление задних корешков спинного мозга.

Вопрос:К какому отделу нервной системы они относятся?

Ответ:к периферическому отделу нервной системы.

Собеседование по задаче: Общий план строения центральной нервной системы (понятие о нейронах и нейроглии). Классификация нервной системы: анатомо-функциональная и топографическая. Функции центральной нервной системы.

ЗАДАЧА № 75 Многие движения человека имеют рефлекторный характер.

Вопрос:Назовите месторасположение первого чувствительного нейрона рефлекторной дуги.

Ответ:чувствительный нейрон располагается в спинномозговом узле заднего корешка спинного мозга.

Собеседование по задаче: Нервная ткань. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы (тело, отростки: строение, классификации). Нейроглия: её строение, функции. Строение простой и сложной рефлекторных дуг.

ЗАДАЧА № 76 Для диагностики некоторых заболеваний нервной системы необходим забор спинно-мозговой жидкости (пункция).

Вопрос:Назовите межоболочечное пространство спинного мозга, в котором находится спинно-мозговая жидкость?

Ответ:межоболочечное пространство, в котором находится спинномозговая жидкость, называется подпаутинным.

Собеседование по задаче: Функциональная анатомия спинного мозга. Наружное строение спинного мозга (борозды, щели, утолщения, корешки, мозговой конус, конский хвост – их скелетотопия). Оболочки спинного мозга. Межоболочечные пространства и их содержимое. Топография и функциональная анатомия серого вещества спинного мозга. Топография и функциональная анатомия белого вещества спинного мозга (на поперечном срезе сегмента) в переднем, заднем и боковом канатиках.

ЗАДАЧА № 77 Перелом основания черепа в области задней черепной ямки с повреждением ствола головного мозга может быть смертельным (летальным).

Вопрос:С ядрами, какого нерва связаны жизненно важные центры ствола головного мозга.

Ответ:с ядрами блуждающего нерва.

Собеседование по задаче: Ствол мозга. Развитие. Его отделы и их функции. IV желудочек.

ЗАДАЧА № 78 Патологический процесс локализуется в латеральных углах ромбовидной ямки.

Вопрос:Функция каких органов чувств может быть нарушена?

Ответ:при локализации патологического процесса в латеральных углах ромбовидной ямки может быть нарушен слух и чувство равновесия.

Собеседование по задаче: Ромбовидная ямка как нижняя стенка (дно) IV желудочка: части ствола мозга её образующие. Границы, рельеф. Ядра черепных нервов. Проекция ядер на ромбовидную ямку и закономерности их расположения.

ЗАДАЧА № 79 В ответ на внезапный сильный звук, шум или неожиданное зрительное раздражение (яркая вспышка света) человек совершает рефлекторные защитные движения.

Вопрос:Где располагаются подкорковые центры слуха и зрения?

Ответ: подкорковые центры слуха располагаются в нижних холмиках среднего мозга и латеральных коленчатых телах, подкорковые центры зрения располагаются в верхних холмиках среднего мозга и медиальных коленчатых телах.

Собеседование по задаче: Функциональная анатомия белого и серого вещества среднего мозга по схеме. Водопровод мозга. Ядра черепных нервов.

ЗАДАЧА № 80 При обследовании мозга больного обнаружено новообразование в области турецкого седла. Объективно выявлены: постоянная пониженная температура тела, нарушение функции эндокринных желез (ожирение), зрения.

Вопрос: Какие структуры относятся к гипоталамусу?

Ответ: к гипоталамусу относятся: зрительный перекрест и зрительный тракт, серый бугор и воронка, сосцевидные тела.

Собеседование по задаче: Промежуточный мозг: классификация, части (таламическая область и её отделы; гипоталамус): их структуры, функции. III желудочек.

ЗАДАЧА № 81 Благодаря мозолистому телу объединяются (координируются) функции обеих полушарий большого мозга.

Вопрос: Из каких частей состоит мозолистое тело?

Ответ: мозолистое тело состоит из клюва, колена, тела и валика.

Собеседование по задаче: Конечный мозг и его полости (боковые желудочки). Поверхности полушарий большого мозга. Доли полушарий большого мозга и их границы. Серое вещество конечного мозга (базальные ядра) и их функция. Белое (внутренняя капсула, мозолистое тело и свод) вещество конечного мозга; функции данных образований.

ЗАДАЧА № 82 При изучении анатомии конечного мозга студенты рассматривают поверхности полушарий большого мозга.

Вопрос: Какая извилина на медиальной поверхности полушарий большого мозга объединяет сразу к несколько долей полушарий конечного мозга?

Ответ: сводчатая извилина.

Собеседование по задаче: Кора (плащ) головного мозга. Доли, борозды и извилины: локализация ядер основных корковых анализаторов.

ЗАДАЧА № 83 Поражение внутренней капсулы в области её колена вызвало у больного расстройства двигательной функции на противоположной стороне головы и шеи.

Вопрос: Какой проводящий путь проходит через колено внутренней капсулы?

Ответ: через колено внутренней капсулы проходит корково-ядерный путь для мышц головы и шеи.

Собеседование по задаче:Нисходящие проекционные пути и их классификация. Пирамидные пути: схема прохождения корково-ядерного пути и его функция и схема прохождения корково-спиномозгового пути и его функция.

ЗАДАЧА № 84В результате травмы черепа у больного нарушилась болевая и температурная чувствительность на стороне поражения.

Вопрос: В составе какого анатомического образования проходят чувствительные пути от головы и шеи в стволе головного мозга?

Ответ: в составе тройничной петли.

Собеседование по задаче: Восходящие проекционные пути и их классификация. Проводящие пути болевой и температурной чувствительности от головы и шеи (схема прохождения).

ЗАДАЧА № 85С диагностической целью больному необходима пункция подпаутинного пространства головного мозга.

Вопрос: Между какими оболочками мозга оно располагается?

Ответ: данное пространство располагается между паутинной и мягкой оболочками головного мозга.

Собеседование по задаче: Оболочки головного мозга. Твердая оболочка головного мозга: строение, взаимоотношение с костями черепа, отростки. Синусы (венозные) твердой мозговой оболочки: принцы их образования, закономерности расположения, структурно-функциональные отличия от вен, пути притока и оттока венозной крови.

Основной

1. Под ред. член корр. РАМН, проф. Л.Л. Колесникова Анатомия человека, 2006.

2. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович Анатомия человека М.: Медицина, 2001.

3. «Анатомия органов полости рта» под ред. И. С. Кудрина, М., «Медицина», 1968.

Дополнительный

4. Р.Д. Синельников Атлас Анатомии человека – М.: Медицина, 1999.

5. Под ред. академика РАМН, проф М.Р. Сапина Анатомия человека, М.: Медицина – 2001.

1. И.В. Гайваронский Нормальная анатомия человека – Санкт-Пепербург, 2001.

2. Б.И. Петтен Эмбриология человека М.: Медгиз, 1959.

3. Под редакцией проф. С.С. Михайлова Анатомия человека – М.: Медицина, 2001.

4. Д.В. Баженов, Т.П. Лаврентьева, А.И. Сергеев Эмбриональное развитие человека – Тверь, 2004.

5. Р.Ф. Асфандиаров, Д.В. Баженов, В.В. Куликов Ситуационные задачи по анатомии человека - Астрахань-Тверь-Москва, 2004.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие____________________________________________________

Остеология. Кости; система скелета: череп. Кости черепа______________

Артрология (синдесмология). Соединения; система соединений:

соединения костей черепа. Череп в целом____________________________

Миология. Мышцы; мышечная система.

Мышцы и фасции головы и шеи____________________________________

Спланхнология. Учение о внутренностях:

Пищеварительная система_________________________________________

Дыхательная система_____________________________________________

Лимфоидная (иммунная) система___________________________________

Ангиология. Сердечно-сосудистая система: Сердце.

Артерии, вены и лимфатические сосуды головы и шеи________________

Неврология. Нервная система.

Центральная нервная система______________________________________

Периферическая нервная система___________________________________

Эстезиология. Органы чувств______________________________________

Библиографический список________________________________________

Предисловие

Одним из главных принципов современной анатомии человека является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей – функциональной, возрастной, стоматологической анатомии, основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.

Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических и итоговых занятиях, а также на третьем этапе экзамена по анатомии человека.

Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и краткий эталон ответа.

Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.

Критерии оценок решения ситуационных задач

«5»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

«4»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

«3»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

«2»: Ответ на вопрос дан (не) правильный. (Но) Объяснение хода ее решения (не) дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в

Наши рекомендации