Так и живет этот народ: без бань, без горячей воды и без мыла.
Нет достаточного количества продуктов питания и растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут «вегетативный» образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, и когда наступает весна, люди переходят на подножный корм, собирают травы и овощи, пока не наступает пора сбора первого урожая.
В течение восьмидесяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома. Вся семья, включая сыновей, их жен, внуков и правнуков, живет вместе. Дети с самого раннего возраста видят все, что происходит дома и у соседей, с момента рождения и до смерти.
Пусть читатель попробует представить себе свое самочувствие, если бы он, его жена и теща жили в подобных условиях. Пусть спросит своего врача, не превратились бы его дети в невропатов, подверженных всевозможным умственным расстройствам. Достаточно вспомнить, как много толкуют нам психоаналитики о «душевных травмах» и «комплексах», об ужасном влиянии детских впечатлений, особенно сексуального толка, вынесенных из жизни с родителями.
И эта картина неполная, потому что еще не было сказано об одном обстоятельстве, непосредственно связанном с «генетическим» здоровьем. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредно отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа, хоть и неуклонно соблюдают в течение веков запрет заключать брак внутри одной семьи и даже одной деревни, все же вступают в брак только с членами своей маленькой нации.
Согласно устному преданию, которое передается из поколения в поколение, чужая кровь не течет в жилах этого народа. Исключением является лишь царская семья, захватившая власть в этой стране 300-400 лет тому назад.
Весь этот народ насчитывает примерно тысячу больших семейств. Нетрудно представить, какое пагубное действие должны были возыметь браки между членами такого маленького народа, изолированного от своих соседей не только высокими горами и глубокими пропастями, но и различными обычаями и верованиями.
И тем не менее вопреки всему все представители этого народа обладают завидным физическим и психическим здоровьем.
Более того, согласно достоверным научным исследованиям, это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире, тогда как его соседи, живущие в плодородных долинах и в гораздо более благоприятных условиях, располагающие изобилием продуктов питания, не обладают ни здоровьем, ни счастьем.
Причина такого здоровья и счастья у хунзов, согласно мнению ученых, посетивших этот народ и изучавших его жизнь и быт, кроется в характере питания.
Согласно нашей классификации, это питание является полноценным, натуральным и без вредных примесей. Они питаются скудно, но, можно сказать, правильно. В их пище мало калорий, но она полностью соответствует физиологическим потребностям человеческого организма.
Для отличного здоровья важны два аспекта: есть нужно немного, лишь в соответствии с истинными потребностями тела, но пища должна быть полноценной, доброкачественной и легкоусвояемой.
Разберем более подробно, что понимают ученые, побывавшие у этого народа, под выражением «прекрасное здоровье».
Первый врач, который их обследовал, Роберт Мак-Карисон, интересовался прежде всего тем, что мы называем отрицательным проявлением здоровья, т. е. отсутствием заболеваний, которые бытуют в соседних племенах Кашмира и Малого Тибета. Он был удивлен, что не встретил среди этого народа ни инфекционных болезней, ни ревматических, ни порченых зубов, ни душевных заболеваний. Встретились ему лишь единичные случаи воспаления глаз, вызванного, возможно, темнотой и сыростью, которые царят зимой в их домах.
Наибольший интерес ученого вызвал тот факт, что не обнаружилось ни одного из тех заболеваний, которые в преклонном возрасте принимаются современной медициной за «норму». В отличном состоянии зубы, глаза, даже дальнозоркость, которая начинает развиваться у цивилизованных народов лет с сорока пяти, и та не встречалась. Так же обстояло дело и с сердечными заболеваниями, и со склерозом, который наша цивилизация объявила «нормальным и неизбежным» явлением старости.
Во время своей второй экспедиции к хунзам Роберт Мак-Карисон жил вместе с ними в их домах и изучал их образ жизни. Отмечая их отменное здоровье, он особенно подробно остановился на следующих трех аспектах: Высокая трудоспособность в широком смысле слова: и во время работы, и во время плясок, и во время игр. Это качество сразу бросается всем в глаза. Для хунзы пройти сто-двести километров — все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они легко взбираются на крутые горы, чтобы передать кому-то письмо, и возвращаются домой свежие и веселые.
2. Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа. Даже тогда, когда голодны и страдают от холода.
3. Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна», — говорит о них Мак-Карисон. Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.
Исследовав и описав их образ жизни, Мак-Карисон снова поставил опыты на крысах, но уже совсем другого рода. Они известны в науке под именем «Эксперименты Конур» — по месту нахождения его лаборатории.
Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы, в соответствии с тремя группами населения — «Уайтчепль» (район Лондона), «хунза» и «индусы». Все они содержались в одинаковых условиях, но получали разную пищу, в соответствии с национальными традициями каждой страны.
Группа «Уайтчепль» получала пищу, которую употребляют жители Лондона: белый хлеб и разные изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сласти, вареные овощи и т. п.
Крысы «хунза» получали ту же пищу, что и люди этого племени, как и крысы «индусы». Он исследовал состояние здоровья целого поколения крыс, получавших три разные диеты, и выяснил интересную закономерность.
Группа «Уайтчепль» переболела всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Группа «Уайтчепель» оказалась довольно нервозной и воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали до смерти.
Крысы «индусы» по состоянию своего здоровья и по общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этих экспериментах. А крысы «хунза» оставались здоровыми и жизнерадостными и проводили время в играх и спокойном отдыхе.