Структурно-динамическая модель человеческой индивидуальности.
В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфликтующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я.
Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, которая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устранению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия.
Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принципу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессознательных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я).
Защитные механизмы, т.е бессознательные процессы, охраняющие Я от давления различных сил, включают вытеснение (бессознательное возвращение влечений в Оно, устранение их из сознания), регрессию (возвращение к более ранним ступеням психического развития), проекцию (перенесение вытесненных влечений вовне, прежде всего на окружающих людей), рационализацию (бессознательная подмена подлинных, но запрещенных совестью побудительных мотивов ложными, однако приемлемыми для нее), символизацию (замещение объекта влечения символом и перенесение на него отношения к объекту), сублимацию (переключение энергии влечений, прежде всего либидо, на более возвышенные цели, с происходящей при этом заменой объекта влечения и формы его удовлетворения).
Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) — той части психики, которая является порождением комплекса Эдипа и формируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внутренний план) запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины.
Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я
а) поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, интегрируя их в осознанный идеал-Я;
б) создает поведенческие установки и контролирует их выполнение;
в) посредством укоров совести и чувства вины препятствует противоречащим ему установкам и формам поведения.
Подобная характеристика структуры психики создает впечатление о личности как "несчастном Я", постоянно раздираемом внутренними конфликтами. Тем более, что Фрейд сравнивает ситуацию Я с ситуацией всадника на лошади.
Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно (id), но в противовес Сверх-Я то испытает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от id, постольку оно часто действует жестоко, даже садистски. Но если Я слишком туго натянет поводья, то лошадь может сбросить всадника, возникнет невроз.
Однако мы не поймем Фрейда, если не будем учитывать, что ситуация "несчастного Я" характерна только для инфантильной личности невротика. Зрелая личность вполне способна примирять влечения Оно с требованиями реальности и ценностями Сверх-Я. Здесь возникает прямая аналогия с функцией психоаналитика. Цель психоанализа — превращение бессознательных содержаний психики в сознательные: "Там, где было Оно, должно стать Я" — писал Фрейд. И сознательное Я пациента выступает естественным союзником психоаналитика. Поэтому Фрейд предъявляет определенные требования к личности пациента. Проходящий аналитическую терапию должен обладать достаточным интеллектом и образованием, чтобы включиться в совместную с врачом "работу анализа", понять и принять интерпретацию собственного внутреннего мира. К тому же он должен быть интересен для аналитика, представлять определенную ценность как личность.
Структурно-динамическая модель позволила разграничить понятие о Я -— и о сознании, понять Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий свою собственную роль в организации поведения.
Вот как приходит к этому выводу Фрейд: "Из наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. То, что сопротивление в анализе остается бессознательным, не является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Далее, бессознательное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее препятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее низменное, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным".
Вопросы и задания:
1. В чем общность и различие структурно-динамической модели и топической модели человеческой психики?
2. Объясните следующие слова Фрейда: "Нормальный человек не только гораздо безнравственнее, чем он думает, но и нравственнее, чем он это знает".