Основные свойства личности. Проблема человеческой индивидуальности

Основные свойства личности. Как мы уже выяснили, основным способом характеристики личности является обращение к ее чертам, или свойствам (качествам). Описать личность можно, только указав ее характерные черты. Личность – комплекс некоторых (не всех!) свойств, свидетельствующих о целостности, самостоятельности, активности, сознательности и способности быть членом общества. Эта точка зрения распространена больше других. Ее придерживался
С.Л. Рубинштейн, который предложил и комплекс свойств (компонентов) личности. К концу своей жизни он писал: “В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение и деятельность человека (…система мотивов и задач, которые ставит себе человек; свойства характера и способности)”. Проще говоря, к личностным относятся прежде всего не “предметные” свойства, а “социальные”, то есть межличностные.

А.Н. Леонтьев еще больше сужал перечень личностных свойств, подчеркивая центральное положение в нем мотивационной сферы. “Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий “психологический профиль” личности”. “Что же касается таких психоло-гических “подструктур личности”, как темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы, установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они, разумеется, отнюдь не исчезают. Они открывают себя: одни – в виде условий, другие – в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего места в личности, происходящих в процессе ее развития”.

Определенным вкладом в понимание свойств личности явилась теория личностных черт и такие ее представители, как Г. Оллпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк и многие другие.

Черты личности – гипотетические психические структуры, проявляющиеся в поведении и обусловливающие предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и в разное время. Это относительно постоянные поведенческие тенденции. Черты личности являются устойчивыми и предсказуемыми психологическими характеристиками человека.

Р. Кеттел пытался раскрыть основные черты личности с помощью факторного анализа. Это ряд статистических процедур, которые позволяют свести большое количество взаимосвязанных количественных показателей изучаемого сложного явления к небольшому числу относительно независимых факторов, объясняющих взаимосвязи, полученные в ходе исследования. Р. Кеттел, как и Г. Оллпорт, полагал, что личностные черты составляют ядро структуры личности и,
в конечном счете, именно они ответственны за то, что человек делает в данной ситуации.

Черта личности может быть определенным образом измерена, благодаря чему устанавливается степень ее выраженности, а сама черта рассматривается как переменная.

Существует тенденция рассматривать черты личности как социальные установки (атитьюды) – такие психологические структуры, которые обусловливают связь человека с различными элементами среды, прежде всего с социальными ценностями.

Черты личности традиционно группируют, относя их к более общим личностным свойствам, выделяя черты характера, темперамент и т.д. Для суждения о личности необходимо знать семь ее сторон: способности, темперамент, характер, направленность (преобладающую мотивационную ориентированность на определенные цели), социальную и профессиональную компетентность,
Я-концепцию (самосознание) структуру (схема 1).

Структура личности: система внутренних связей

 
  Основные свойства личности. Проблема человеческой индивидуальности - student2.ru

Схема 1. Психологическая структура личности.

Способности – умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии надлежащих мотивации и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности и практической эффективностью. Эта обучаемость проявля-ется как во время обучения, так и за его пределами: до и после завершения организованной учебы.

В психологии и за ее пределами давно идет спор о природе человеческих способностей, об их врожденности или формируемости. Судя по всему, обе эти характеристики способностей мирно уживаются друг с другом. Способности, безусловно, являются врожденными в том смысле, что зависят от “качества” мозга, нервной системы и организма в целом. В то же время способности человека обусловливаются всей ситуацией его жизни, обучения и воспитания, теми жизненными и поведенческими программами, которые ему предлагаются. Огромное значение имеет соответствие между естественной предрасположенностью психики и содержанием информации, на основе усвоения которой осуществляется развитие личности. Без этого соответствия предлагаемая информация усваивается с трудом, а способности остаются не выявленными и не развитыми.

При оценке способностей устанавливают два их параметра: предметное содержание (способности к чему-то) и уровень выраженности, или их величину. Поскольку предметная область, то есть количество видов деятельности, которыми может овладевать человек, очень велико, то предпринимаются попытки свести способности к ограниченному числу. Так, например, Терстоун в 1938 г. с помощью статистических методов выделил семь так называемых первичных умственных потенций:

1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.

По второму параметру в способностях различают разные степени одаренности, в том числе талант и гениальность. Количественным выражением того или иного состояния способностей служит коэффициент умственного развития, определяемый при помощи специальных тестов интеллекта.

Темперамент личности – одна из сторон личности, совокупность таких черт, как подвижность, уравновешенность, гармоничность психики; это устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами личности. К темпераменту относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

Тип темперамента тесно связан с особенностями высшей нервной деятельности. Он проявляется в соотношении между впечатлительностью, или чувствительностью к внешним воздействиям, и поведенческой активностью. При высокой чувствительности человека и импульсивной активности мы имеем дело с холерическим темпераментом. Умеренная чувствительность и умеренная же реактивность присущи сангвинику. Если чувствительность выше, а поведенческая активность как бы приторможена, то это, вероятно, меланхолик. Для флегматика характерна несколько сниженная впечатлительность и известная замедленность поведения, особенно при изменении условий жизни и деятельности.

Представления о темпераменте начали формироваться в глубокой древности. Первые идеи принадлежат врачам и философам – Гиппократу (Древняя Греция; (460–370 до н.э.) и Клавдию Галену (Рим; 130–200). Развернутое психологическое описание типов темперамента дал немецкий философ И. Кант (1724–1804), который разделил их на темпераменты деятельности и темпераменты чувства. Достоверно связали темперамент с типом нервной системы И.П. Павлов (1849–1936), Б.М. Теплов (1896–1965), В.Д. Небылицин, В.М. Русалов и другие отечественные психофизиологи. Большой вклад в психологическую теорию темперамента внес отечественный психолог В.С. Мерлин (1898–1982).

Долгое время темперамент рассматривался в качестве общей характеристики личности. Одним из первых сузил понятие темперамента немецкий философ Г.В. Гегель (1770–1831), отделив от него “добродетели”, как личностные последствия воспитания. По его мнению, “различие темпераментов теряет свое значение в ту эпоху, когда манера поведения и самый способ деятельности закрепляется всеобщим образованием. Таким образом, наметилась связь между темпераментом и характером личности.

Характер – свойство личности, объединяющее такие качества, как энергичность, мобилизационные возможности психики, способность противостоять трудностям, а также отношение к людям, манеры общения и поведения. К характеру следует отнести следующие специфические черты личности:

а) индивидуально-психологические эквиваленты простых норм нравственности: честность, трудолюбие, правдивость, уважение к закону (дисциплина), вежливость, скромность;

б) черты, обеспечивающие определенную степень организованности и упорядоченности поведения: любовь к порядку, аккуратность, точность;

в) свидетельствующие о готовности переносить трудности, об устойчивости в сложных критических ситуациях жизни и деятельности: смелость, мужество, самообладание, выдержка, энергичность, способность к риску;

г) определяющие социальное поведение человека, особенности его связей с другими людьми: властность или податливость, общительность или замкнутость, жестокость, агрессивность или мягкость, честолюбие и т.п.

Понятие характера вошло в литературу благодаря Феофрасту и его книге “Характеры”, которая содержит описание 30 типов социально неадекватных личностей: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник, сторонник олигархии и т.п. До Феофраста и после него понятие характера претерпело ряд изменений.

И. Кант понимал характер как “образ мыслей” или свойство воли, благодаря которому человек предписывает себе собственным разумом обязательные и постоянные практические принципы. Главное здесь не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя.

Очень подробно описан характер в первом русском учебнике психологии, каким является “Картина человека” А.И. Галича (СПб, 1834). А. Галич, противопоставляя характер инстинкту, страстям, произволу, называет его “торжеством разумной свободы”. Поведение, если оно управляемо характером, не зависит фатально от обстоятельств; здесь человек сам определяет свое нравственное лицо.

В России представление о характере сложилось не без влияния знаменитого “Словаря живого великорусского языка” Владимира Даля, который толковал характер как “нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характерный человек – стойкий, твердый, с убеждениями, упрямый, упорный”.

Направленность личности – упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека. Одни люди ориентированы на творчество, другие – на потребление, одни – на созидание, иные – на разрушение, одни ориентированы социально, другие – антисоциально, враждебно к обществу. Одни руководствуются в своей жизни преимущественно ценностями, другие – потребностями.

Направленность – это такое свойство личности, которое с иллюстративной ясностью характеризует плодотворную связь человека с внешним миром. “Истинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри человека, или внутри его психики, даже если бы она была закрытой системой”, – утверждал В. Франкл.

Большая заслуга в характеристике направленности принадлежит С.Л. Рубинштейну, который в сущности первым включил это свойство в описание личности. У него направленность – это “вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами”. Проще говоря, понятием “направленности” Рубинштейн объединил такие психологические категории, как мотивы, склонности, интересы, идеалы и цели.

Важная линия развития исследований направленности личности принадлежит А.Ф. Лазурскому и В.Н. Мясищеву. Последний, определив личность как совокупность отношений к миру, выдвинул направленность в число ведущих характеристик личности, что, впрочем, не мешало ему иронически называть направленность “геометрической” характеристикой человека.

Социальная и профессиональная компетентность личности – подготовленность человека к жизни и деятельности в обществе, к реализации своего жизненного потенциала и обязанностей. Это такие особенности личности, которые более непосредственно обусловлены содержательной стороной обучения и воспитания, той информационной средой, в которой живет и действует человек. Социальная компетентность складывается из социального интеллекта человека, осведомленности в законах общественной жизни, знания и понимания людей, социальных навыков, то есть умения жить в обществе, взаимодействовать с людьми, находить с ними общий язык и устанавливать тесные отношения. Это умение и желание быть социально совместимым и способным к групповым действиям, эффективно реализуя определенный комплекс социальных ролей. Социальная компетентность включает дисциплинированность, уважение к законам и системе управления, умение подчиняться власти, а также выступать в качестве организатора совместных действий.

Профессиональная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для деятель-ности в рамках определенной профессии. То есть реализованные способности и профессионально важные качества, например, профессиональную мотивацию.

Не все психологи включают в структуру личности ее компетентность по трем соображениям. Первое – отождествление компетентности со способностями человека, второе – убеждение в том, что элементы компетентности находят свое воплощение в личности в целом и третье – мнение о том, что компетентность не затрагивает базовые структуры личности. Сторонники третьей точки зрения требуют от психотерапевта “невключения своей специальности в Я-концепцию и умения делать ее отдельным предметом рефлексии”.

Я–концепция (самосознание) – центральная, ядерная структура личности сумма всех пред-ставлений человека о себе, всего того, что он о себе думает, как воспринимает и оценивает себя и как все это вместе взятое влияет на его поведение. Это устойчивое представление о себе в настоящем, прошлом и будущем; представление о себе реальном и желательном (Я-идеальное). Не все то, что свойственно человеку, входит в его Я-концепцию; ее содержание меняется по мере самопознания.

Основное в Я-концепции – ощущение человеком своей определенности (идентичности). Личная определенность устанавливается в связи с различными социальными группами и обществом в целом. В свою очередь, определенность личности является основой организованной социальной жизни.

Особая значимость Я–концепции вытекает из того, что у человека как существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Другими словами, значение имеет не просто то, каким человек является, так сказать, объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует, осознает.

Я-концепция личности включает познавательные, эмоционально-оценочные и мотивационно-поведенческие компоненты. Познавательный компонент – это устоявшиеся знания о себе, которые обычно очень устойчивы и убедительны, независимо от того, истинны ли они или ложны; осознание своих действий, переживаний и состояний, образное представление о себе вообще или в конкретных ситуациях, в том числе и видение себя глазами других людей. Познавательный компонент может иметь форму своеобразной теории, которая объясняет особенности нашего поведения.

Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции – это по существу самооценка личности, чувство собственной значимости и все переживания по поводу своего социального положения, успехов и неудач, своих качеств и состояний. Любое качество, будь то низкий рост, раздражительность или смелость может стать объектом самооценки и соответствующих эмоций. Самооценка характеризуется устойчивостью, адекватностью и высотой, в том числе положительным или отрицательным знаком. Благоприятствует эффективным отношениям, личностному росту и профессиональной деятельности устойчивая, положительная и адекватная самооценка.

Мотивационно-поведенческий компонент Я-концепции – это все то, что предопределяет поведение человека, например, ответственность за свои действия и чувства, желание поступать так, чтобы это соответствовало представлению о себе реальном или идеальном. Самоконтроль, самообладание, умение планировать свою жизнь, управлять процессом собственного развития – это мотивационно-поведенческие образования Я-концепции.

Структура личности – способ организации и взаимодействия личностных свойств. Индивидуально своеобразная личностная структура предполагает выраженность и активность каждого из отдельных свойств, то есть тот или иной профиль. Важной ее характеристикой является степень согласованности специфических тенденций, исходящих, соответственно, со стороны способностей, темперамента и остальных свойств. Структура личности, как ее свойство, находится на более высоком логическом уровне относительно других свойств, которые она себе подчиняет. Вместе с тем она не тождественна личности в целом, поскольку личность характеризуется также и своим содержанием.

Впервые структуру личности в качестве отдельной ее характеристики выделил В.Н. Мясищев. “Структурный аспект личности” он представил как “освещение человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций”.

Свое видение структуры личности предложил К.К. Платонов. Его логика состояла в следу-ющем. В динамической функциональной структуре личности должно быть выделено четыре подструктуры, которые образуются на основе следующих критериев: отношение биологического и социального; внутренняя близость черт личности; особый, основной вид формирования; объективно существующая неиерархическая зависимость этих подструктур; исторически сложившееся описание подструктур личности.

При этом четвертый критерий назван основным, поскольку внутри каждой подструктуры больше выражены координационные связи, в то время как во взаимодействии различных подструктур преобладают “каузальные связи субординации”. Тем не менее, фактическим критерием явился первый. Именно на основании соотношения приобретенного и врожденного
в личности были выделены такие подструктуры, как:

1) “почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности: направ-ленность, моральные качества, отношения”;

2) “опыт: знания, навыки, умения и привычки”;

3) “черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов”;

4) “биопсихическая подструктура”, где “врожденность резко преобладает над приобретен-ностью”.

Первая подструктура формируется путем воспитания, вторая – обучения, третья – упражнения, четвертая – тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальные особенности личности.

К.К. Платонов усматривал отчетливую и объективную каузальную зависимость первой подструктуры от второй, их обеих – от третьей, и всех вместе – от четвертой.

Понятие “структура” употреблено в данном случае в прямом смысле – как “единство элементов, их связей и целого”. Но поскольку элементы здесь – это функциональные свойства личности, то и структура рассматривается как “функциональная”. И далее, поскольку ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональною структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни, то структура личности является динамической.

Эта концепция подвергалась критике по разным основаниям, в том числе из-за ее произвольности. Думается, что при построении данной структуры сыграла свою роль философско-идеологическая догма, согласно которой вопрос о соотношении биологического и социального
в личности является основным.

Проблема человеческой индивидуальности. То или иное сочетание личностных черт характеризует уникальность каждой человеческой личности. Индивидуальность понимают по-разному: во-первых, как психологическую уникальность отдельно взятого человека, его отличие от всех остальных людей, в том числе благодаря определенному уровню развития, как бы дающему право на “особенность”; во-вторых, как целостность, неделимость, единство личности.

Разные авторы, которые когда-либо писали об индивидуальности, нередко смешивают эти аспекты, незаметно переходя от одного к другому.

В психологических словарях акцентируется преимущественно один аспект индивидуальности: “Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида”.

Философ В.П. Тугаринов предлагает включить индивидуальность в число основных признаков личности, наряду с разумностью, ответственностью, свободой, личным достоинством. Психологии разумно было принять это предложение и рассматривать индивидуальность – как атрибут человеческой личности, характеризующий ее психологическую уникальность, обусловленную как биологически, так и социально. Ханна Арендт, ссылаясь на Библейский текст, пишет: “…люди, действуя, бросают в игру мира как новое начало, то новое, что пришло в мир, когда они родились…”. Другими словами, каждый человек уникален и поэтому с каждым рождением что-то новое приходит в мир.

Указание на индивидуальность личности не означает смещения акцентов ни на биологически детерминированные, ни на социально обусловленные стороны. Тонкое чувство баланса обнаруживает кардинал Й. Хеффнер: “Только исходя из личностности, можно понять социальное качество человека. Чем более он становится личностью, тем оригинальнее, богаче и выразительнее предстает он перед нами в своей неповторимой уникальности и исключительности.

Тем не менее – и это удивительно – человек находит свое удовлетворение только в контактах с другими. Он не находится в себе самом без всяких связей с другими, он открыт, контактен, ком-муникабелен, диалогичен. Личностность и социальность находятся в изначальном и своеобразном сочетании друг с другом. Чем в большей мере человек стал личностью, тем глубже и плотнее будет его соприкосновение с другими, идет ли речь лишь о связи “Я-Ты” внутри пары или об обширных отношениях человека с крупными и всеохватывающими социальными образованиями”.

Разработку проблемы индивидуальности в отечественной психологии начал С.Л. Рубинштейн, который тесно связывал это понятие с личностью. “Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств”. Но “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее”. Вопросы психологии и психофизиологии индивидуальных различий продуктивно разрабатывал Б.М. Теплов.

Отечественные психологи по-разному подходили к проблеме индивидуальности: Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн связывали индивидуальность преимущественно с высшим уровнем развития личности. Другие психологи, в частности В.С. Мерлин, рассматривали индивидуальность как интегративную структуру личности в целом. Третьи, как, например, А.Г. Ковалев, полагали, что индивидуальные различия не существенны для характеристики личности, поскольку затемняют выявление общеличностных закономерностей. В каком контрасте это находится с принципом личностного подхода, видно из сопоставления с тезисом Э. Эриксона, который был убежден, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда в конце XIX века. Б.М. Теплов в 1947 году заявил: “Целью исследования является в конечном итоге конкретный человек, живущий и действующий в определенных общественных условиях”. В конце концов, внимание к индивидуальности – отличительная черта психологии. Как писал В. Джеймс: “Худшее, что может сделать психолог, – это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности”.

Забота об индивидуальности – характерная черта взглядов русских мыслителей XIX века
Н.К. Михайловского, К.Д. Кавелина и многих других. Гуманистическая психология, экзистен-циальная психология и другие течения в психологии и философии ставят своей целью исследование индивидуальности и ее защиту от многих политических, экономических, технических угроз современности.

Представляет интерес вопрос об источниках индивидуальности. Э. Фромм, К. Хорни,
А. Маслоу и другие выдвинули тезис о том, что человек имеет потребность быть неповторимым, а утрата чувства собственной индивидуальности порождает беспокойство и ощущение опасности.
В то же время, по словам А. Адорно, который придерживался фрейдистского мировоззрения, большое количество людей никогда не были “индивидуальностями” в традиционном понимании, что представляет собой негативный след в человеческой душе общественного подавления.

По-видимому, потребность в индивидуальности замыкает или организует ряд тенденций развития личности, которые порождаются как генетически, так и разнообразием условий жизни и воспитания. Решающую роль играет выбор самого человека, его собственная концепция личностного роста.

А.Г. Асмолов рассматривает индивидуальность как цель человека, благодаря чему его жиз-ненный путь становится путем к индивидуальности. Его формула гласит: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Индивидуализация человека – это его восхождение от зачаточных проявлений индивидуальности в отдельных видах деятельности до свободной индивидуальности, самодеятельности личности как субъекта исторического процесса.

Разумеется, отстаивание индивидуальности тем более необходимо, чем менее личностным является общество, чем больше зависти и конфликтности в отношениях людей. Социальный, экономический и научный прогресс является следствием распространения в обществе ценности человеческой личности, то есть успеха в “отстаивании индивидуальности”.

Наши рекомендации