Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей

Поскольку психодрама рассматривалась самим Морено не только в медицинском аспекте, но и в более широком, экзи­стенциальном, мы будем говорить о проблемах человека в ши­роком смысле слова.

Психологические проблемы рассматриваются в рамках тео­рии ролей как следствие а) особенностей ролевого развития; б) специфики ролевого репертуара; в) характера взаимоотноше­ний между ролями.

Нормальное ролевое развитие предполагает последователь­ное продвижение от соматических ролей к трансцендентным; один из критериев здоровья зрелой личности — способность действовать одновременно на соматическом, психическом, со­циальном и трансцендентном ролевых уровнях. Соответственно нарушения ролевого развития проявляются а) в «выпадении» определенного промежуточного ролевого уровня; б) в застое ролевого развития; в) в частичной или полной ролевой регрес­сии. Поскольку, по Морено, личность образуется ролями («я» возникает из ролей, а не наоборот), первый вариант озна­чает пробелы в определенных личностных сферах. Так, скачок с соматического уровня на социальный, минуя психический, означает психопатическое развитие с «пробелом» в сфере чувств; скачок с психического уровня на трансцендентный — шизоид­ное развитие с «пробелом» в сфере социальных отношений (Лёйтц, 1994).

Застой ролевого развития соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития.

При регрессивных тенденциях регрессия направлена к бли­жайшему уровню или действует скачкообразно. Например, пе­реход с 4-го уровня на 3-й, по мнению Лёйтц, свидетельствует о невротической регрессии, с 3-го на 2-й — о психотической ре­грессии, с 4-го на 2-й — о возможной шизофренной регрессии, с 4-го на 1 -и — об остром шизофренном психозе.

С особенностями ролевого развития связана специфика ро­левого репертуара. Центральным здесь выступает понятие роле­вого дефицита, который может быть понят как отсутствие того или иного уровня ролей (при том, что возрастная норма их пре­дусматривает): либо как недостаточность ролевого репертуара внутри определенного уровня, либо как недостаточная освоен­ность роли. Первичный ролевой дефицит связывается с наслед­ственно детерминированными дефектами развития либо с задержками соматического, психосоциального и духовного развития, детерминированными прижизненно. Вторичный ролевой дефицит сопряжен с разнообразными факторами (био­логическими или социальными), детерминирующими патоло­гическую атрофию роли, утрату роли, составлявшей интегративную часть личности, недостаточность ролевого репертуара (например, в новой ситуации) или недостаточность освоения конкретной роли.

Проблемы, связанные со взаимоотношением между роля­ми, сопряжены с ролевым конфликтом. Различают конфликты интраролевой и интерролевой, интраперсональный и интер­персональный.

Интраролевой конфликт.По Морено, практически не суще­ствует ролей, не представляющих ролевой кластер, то есть не состоящих из нескольких ролей. Одни роли кластера остаются латентными в момент актуализации других, но оказывают на них влияние (так называемый «кластерный эффект»). При отверже­нии субъектом части ролевого кластера возникает интрароле­вой конфликт, который может становиться интрапсихическим (что в данном случае означает вовлечение сферы переживаний по поводу этого отвержения) и приводить к болезненным со­стояниям либо, не становясь интрапсихическим, иметь прямые социальные последствия.

Интерролевой конфликт предполагает наличие несовмести­мых или очень различных ролей. Типичный пример — амбива­лентность или конфликт ценностей; возможна и ситуация двух или более в принципе не противоречащих друг другу чувств, ценностей и т. п., не могущих сопутствовать друг другу в силу неблагоприятных условий. По сути, интерролевой конфликт выступает как интраролевой по отношению к роли более высо­кой степени общности. Пример: роль любящего и роль конкурирующего по отношению к роли сына.

Интраперсональный конфликт предполагает, что в него во­влечены не только переживания настоящего, но и опыт прошло­го, например, конфликт интернализированных в детстве несов­местимых типов поведения в отношении одной и той же роли.

Интерперсональный ролевой конфликт разворачивается не ин-траиндивидуально, а в межличностном пространстве (кон­фликтны, например, роли доминирующих лидеров членов супружеской пары).

Теория спонтанности

С теорией ролей связаны представления Морено о спонтан­ности, креативности и действии. Эти понятия наряду с другими некоторые авторы рассматривают как основные понятия пси­ходрамы. Впрочем, эти представления также не свободны от противоречий, что относится, в частности, к такому понятию, как «спонтанность».

С одной стороны, спонтанность выступает как психологи­ческий эквивалент упомянутого выше философско-теологического понятия «искра Божья», соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в ча­стности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой сто­роны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными ха­рактеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в ча­стности деструктивной (что противоречит предыдущему опре­делению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по кон­тексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного пове­дения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обед­нение личности («невроз креативности»); вместе с тем высво­бождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодра­матической терапии — высвобождение спонтанности и ее одновременная «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека» (Лёйтц, 1994). Морено описал независимые формы выражения спонтанности:

· драматическая форма (оживление уже состоявшихся дей­ствий, мыслей, чувств, слов);

· творческая форма (созидание новых идей, поведения, про­изведений и т. п.);

· оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);

· адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник.

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, — фундамен­тальное человеческое свойство. Креативность отчетливо про­является там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования (Лёйтц, 1994). Психодрама разрабатывалась Морено как сред­ство терапии уже упомянутого невроза креативности, то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческо­го отношения к бытию.

Творческий процесс воплощается в появлении того или ино­го материального или идеального продукта (в том числе роли; см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах — продуктах куль­туры, фиксированных в форме произведений науки, искусства.) Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осу­ществляется благодаря разогреву.

Следующее важное понятие — понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие — феномен космичес­кий; оно — признак материи в целом и живой материи в част­ности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возника­ют на доречевом уровне развития ребенка, на уровне первой все­ленной, да и в целом действия находят лишь частичное рече­вое воплощение. Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации воз­можного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потреб­ность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и созда­вать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрез­мерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креатив­ному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акционалъным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.

Социометрия

Социометрия — эмпирически разработанное Морено уче­ние о межличностных отношениях. Истоки его, как уже гово­рилось, коренятся в опыте взаимодействия с беженцами в конце Первой мировой войны. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, — притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был со­здан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвер­жение»). В общем виде социометрический тест предполагает осуществление каждым членом группы выборов и/или отвер­жений в отношении других членов группы по заданному кри­терию (критериям). Формы, в которых осуществляются вы­боры и отвержения, равно как и предлагаемые критерии, весьма разнообразны и диктуются конкретными особеннос­тями групповой ситуации и целями работы. Важное условие такого тестирования — личностная заинтересованность каж­дого члена группы в познании и продуктивном изменении глубинной социоэмоциональной структуры, в которую он включен; тогда социометрическая процедура конструктивна, служит оптимизации системы отношений и личностному продвижению каждого члена группы, а заявленным выборам и от­вержениям можно доверять. Социометрический тест может использоваться как собственно диагностическая процедура, и в этом качестве он получил значительное развитие в соци­альной психологии. В этом случае показателями выступает количество сделанных и полученных каждым участником и сделанных в целом внутри группы выборов и отвержений, их интенсивность, взаимность, устойчивость и др., что выра­жается так называемыми социометрическими индексами - индивидуальными и групповыми. Результатом социометри­ческой диагностики обычно выступает социограмма — свое­го рода рентгеновский снимок группы, где в графической символической форме отображены отношения между члена­ми группы — каждый член группы изображается символичес­ки (в традиционном варианте в зависимости от пола круж­ком или треугольником с обозначенным внутри именем или условным номером), а специфика отношений между члена­ми группы выражается посредством соединительных линий различного типа. Практикуется как построение социограммы группы в целом, так и микрогрупп, а также индивидуаль­ных социограмм, отображающих систему внутригрупповых отношений, связанных с одним из участников. Полученные данные составляют основу для терапевтической работы с со­циальными отношениями.

В то же время социометрическая процедура может быть не­посредственно частью терапевтической работы, служа активиза­ции чувств участников группы (то есть выступая в роли разогре­ва) либо — при соответствующей организации обратных связей и их обсуждения — в качестве особого опыта переживаний, психодраматически прорабатываемых как таковые или как симво­лизация отношений иного порядка — социальных и интрапсихических.

С социометрией связаны представления Морено о социаль­ном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид — это социальная фикция; в социальный атом входят все отноше­ния человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, соци­альном, деловом, культурном плане. В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый «объем знакомств»), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «по­рог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) от­ношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вок­руг ядерных отношений. Социальный атом изменчив — в нем могут появляться новые люди, а те или иные в силу различных обстоятельств могут исчезать; он способен к регенерации, то есть к восполнению потерь. Однако с возрастом или в связи с ины­ми причинами компенсации могут затрудняться, а потери мо­гут быть невосполнимы; тогда Морено говорит о социальном уми­рании, что может приводить к болезненным последствиям физического плана (вплоть до летального исхода). Взаимные вы­боры — это сцепление социальных атомов. Работа с социальным атомом строится на основе так называемого социометрического перцептивного теста, предполагающего, что индивид, символи­чески обозначив лиц из своего социального атома, определяет по отношению к ним свои выборы и отвержения и предполагае­мые выборы и отвержения со стороны каждого из них, символизируя тем самым воспринимаемое отношение к себе со стороны значимых других. Важным показателем (часто — приз­наком психического здоровья) выступает адекватность этих пер­цепций, проверяемая в большинстве случаев на основе собствен­но социометрического теста.

Упомянутые социоэмоциональные силы — притяжение и от­талкивание — приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле.

Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к пси­хоаналитическому, — как нереалистическое восприятие друго­го с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с други­ми людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет ре­ального понимания другого; здесь нет Встречи.

Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его ком­понента — когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности друго­го и, соответственно, адекватного поведения. Способность к эмпатии в психодраме развивается благодаря изображению дру­гих людей. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование — односторонняя форма отношений.

Теле — двусторонний (или даже многосторонний) разверну­тый модус человеческих отношений, Встреча двух или несколь­ких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда вза­имоотношения креативны), так и видение несовместимости.

Рассмотренные теоретические представления Морено дают основания для следующих обобщений, имеющих непосред­ственное отношение к практике психодраматической терапии.

1. Критерии психического здоровья (в полном, экзистенци­альном смысле) — спонтанность и креативность, адекватность реагирования на ситуацию и способность к выработке новых адекватных средств реагирования, богатство и гармоничность ролевого репертуара, адекватность восприятия себя, других и от­ношения к себе со стороны других, взаимодействие с другими на основе вчувствования (эмпатии) и теле.

2. Соответственно основные задачи психодраматической терапии — высвобождение спонтанности, ее конструктивное направление, обогащение и гармонизация ролевого репертуа­ра, проработка ролевых конфликтов различного типа с целью личностной интеграции.

3. Способ решения названных задач — особым образом орга­низованное групповое терапевтическое действие, стержнем ко­торого является ролевая игра в форме, близкой к театральной; группа выступает как развивающееся терапевтическое сообще­ство, движущееся в направлении взаимоотношений по типу теле. По ходу этой работы участники проживают ситуации; «консервы» (в частности, консервированные роли) становят­ся начальным материалом для творческого продвижения, обо­гащения ролевого репертуара и оптимизации межличностных взаимодействий; возникающий катарсис (очищение) может рас­сматриваться не только как особое эмоциональное состояние, но и как освобождение от неадекватных экзистенциальных огра­ничений, налагаемых прошлым опытом («Каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого»).

Психодрама как практика

Психодраматическая группа

Хотя психодраматические техники возможно применять и в индивидуальной работе, общепризнано, что они гораздо эффективнее в форме групповой терапии, что соответствует классическим психодраматическим принципам Морено, утвер­ждавшего, что психодрама предполагает терапию в группе, по­средством группы, для группы и терапию самой группы.

Оптимальное количество участников и состав психодрама­тической группы определяются прежде всего ее предназначе­нием и адресатом.

Для собственно терапевтических групп обычно рекомен­дуется состав из 6—9 человек. Учебные группы и группы лич­ностного роста могут включать большее количество участни­ков — 8—15 (Рудестам, 1998), однако практика показывает, что возможна эффективная работа и с большими группами (до 20 человек) даже в классическом варианте; в некласси­ческих же вариантах допускается работа и с большими зала­ми, как, например, плэй-бэк театр (театр обратной связи). Часто указывается на целесообразность гетерогенного соста­ва группы (по полу, возрасту, социальному статусу, характеру недугов и т. д.); впрочем, указывается и на ограничения в этом отношении, которые должны соотноситься с задачами пси­ходраматической группы (например, психопатические лич­ности могут нарушать групповую ситуацию, слишком боль­шая разница в возрасте между отдельными членами может порождать специфические проблемы при межличностном общении, распределении ролей в группе и т. п.). В целом же гетерогенность дает возможность обогащения опыта каждого участника за счет исполнения разнообразных новых для него ролей и обеспечивает более полное и адекватное моделирование жизненных ситуаций и социума. В ряде же случа­ев определенная гомогенность группы определяется самим ее предназначением, например, в группах для наркотизирую­щихся подростков, матерей-одиночек и т. д.

Как правило, психодраматические группы собираются ре­гулярно на протяжении некоторого времени, длительность ко­торого, равно как частота встреч и продолжительность каж­дой встречи, определяется контрактом между участниками группы и ведущим. Практика здесь весьма разнообразна: воз­можны встречи на протяжении нескольких дней подряд и мно­го реже; возможна однократная работа, после которой группа расформировывается (это нетипично, но может диктоваться конкретными задачами — например, учебно-демонстрацион­ным характером занятия) или она может продолжаться года­ми; продолжительность каждой встречи, включающей один или несколько сеансов, может занимать от 30—40 минут (что также не слишком типично, но может определяться конкрет­ными обстоятельствами, например, выделенным для подобных занятий часом учебного времени в учебных заведениях) до не­скольких часов, вплоть до «марафона». Общие рекомендации в этом отношении затруднительны — слишком разнообразен может быть состав групп и их задачи; в большинстве случаев, тем не менее, встречи должны быть достаточно частыми, что­бы не терялось «групповое чувство» и не утрачивали актуаль­ности переживания предыдущей встречи, их количество дол­жно быть достаточным для того, чтобы группа получила возможность развития, а длительность каждой встречи долж­на обеспечивать условия для глубокой проработки индивиду­альных и групповых проблем. Практика показывает, что при такой постановке вопроса целесообразны встречи не реже раза в неделю, каждая продолжительностью не менее полутора-двух часов для клиентских групп и несколько более для учебных, предполагающих, помимо клиентской работы, еще и анали­тическую.

Психодраматические группы могут быть закрытыми и от­крытыми, то есть не допускать свободного выхода членов из группы и/или вхождения новых членов или допускать то либо другое. Это также определяется контрактом; специфика рабо­ты в обоих случаях во многом та же, что при других видах груп­повой психотерапии.

Участники группы руководствуются определенными пред­варительно оговоренными принципами, к которым относятся, в частности, принцип конфиденциальности (неразглашение за пределами группы того, что произошло во время встречи, — Мо­рено даже применял специальную клятву, которую давал каж­дый новый член группы) и принцип безоценочных суждений, то есть принципы, сходные с теми, что применяются в любой форме гуманистической психотерапии. Желательно, чтобы чле­ны группы постепенно или сразу перешли к общению на «ты». Не приветствуется желание называться чужим именем, так как это препятствует Встрече.

Группа — развивающийся социальный организм, становя­щийся психотерапевтическим сообществом, в котором усили­вается взаимная открытость и доверие; этому способствует ре­гулярная психодраматическая проработка внутригрупповых проблем, соотносимая с особенностями групповой динамики, отслеживаемой ведущим на основе социометрии, наблюдений и рефлексии по этому поводу членов группы. В этом плане уме­стно говорить о степени терапевтической зрелости группы, в зависимости от которой строятся действия терапевта. Отметим при этом, что ориентации на работу с групповой динамикой, адек­ватной идеям Морено, придерживаются далеко не все психо-драматисты. Многие предпочитают работать в группе только с индивидуальными проблемами, игнорируя или почти игно­рируя проработку групповых.

Наши рекомендации