Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»

Лекция №1.

Тема лекции:

Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»

Тема 2. Сенсорное восприятие как основа процесса формирования субъективного образа окружающего мира.

Человек воспринимает окружающий мир при помощи специализированных сенсорных систем - анализаторов. Восприятие - это процесс и результат формирования субъективного образа предмета или явления, действующего на анализатор.

У позвоночных животных в процессе эволюции возникло большое разнообразие сенсорных систем (анализаторов). Благодаря этому ЦНС получает информацию о процессах в организме и событиях внешнего мира.

Анализаторы различных сигналов играют неодинаковую роль у представителей разных отрядов млекопитающих. Например, приматы ориентируются во внешней среде преимущественно при помощи зрения, а обоняние играет относительно незначительную роль. У хищных ведущее значение имеют слух и обоняние и т. д.

Классификация анализаторов осуществляется на основе местоположения рецепторов. Рецепторы — это специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающем их в нервные сигналы. По локализации рецепторов анализаторы делятся на экстероцептивные и интероцептивные. В первом случае источники стимуляции находятся вне организма, во втором - информация поступает от внутренних систем и органов. Извне на организм действуют зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные стимулы, а также сила тяготения (табл.1).

Таблица 1.

Перцептивная специализация полушарий.

Нервная система человека устроена таким образом, что каждое полушарие мозга получает информацию главным образом от противоположной стороны тела. Этот принцип контралатеральной проекции относится как к общей телесной, тактильной чувствительности, так и к зрению и слуху, хотя применительно к последним картина не столь однозначна. Однако использование соответствующих методик позволяет избирательно подавать информацию только в одно полушарие и выявлять тем самым значительные различия в функциональных способностях двух полушарий. Наиболее изучены межполушарные отношения при зрительном и слуховом восприятии. Особенности специализации полушарий при восприятии звуковых стимулов, в первую очередь речи.

Особенности функциональной специализации левого и правого полушарий мозга широко исследуются. В самом общем виде межполушарные различия укладываются в ряд дихотомий:

1 - абстрактный (вербальнологический) и

конкретный(наглядно-образный) способы

переработки информации;

2 - произвольная и непроизвольная регуляция

высшей психической деятельности;

3 - осознанность-неосознанность психических

функций и состояний.

Предпринимаются попытки объяснить межполушарные различия на основе специализации нейронов в перцептивном процессе. Известной в этом плане является модель, приписывающая полушариям головного мозга определенную специализацию относительно обработки разных пространственных частот. По этим предположениям по-разному осуществляется частотная фильтрация в зрительных центрах того и другого полушария. Правое полушарие с большим успехом обрабатывает низкие пространственные частоты и, следовательно, в большей степени связано с восприятием контуров объектов и их крупных деталей. Левое, напротив, более успешно обрабатывает высокие частоты, и в большей степени ответственно за восприятие мелких деталей изображения.
В наиболее общем виде специализация полушарий в обеспечении зрительного восприятия приведена в таблице 5.2.

Таблица 5.2.

Словарь терминов

1. потенциал действия

2. дирекционно-чувствительные клетки

3. эндогенный

4. экзогенный

5. симультанный

6. сукцессивный

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды кодирования имеют место в ЦНС при приеме и передаче сигнала?

2. Почему вызванные потенциалы можно рассматривать как корреляты перцептивного акта?

3. Как различаются нейроны-детекторы по своим функциям?

4. Какую роль выполняют в обеспечении восприятия левое и правое полушария мозга?

Список литературы

1. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.

2. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

3. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.

4. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурии, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.

5. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986.

6. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990.

7. Переслени Л.И., Михалевская М.В., Гусев А.Н. Вызванные потенциалы, восприятие и циклические процессы / Физиология человека. Т. 13, № 6. 1987.

8. Прибрам К. Языки мозга. М., Прогресс, 1975.

9. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 1989.

10. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Наука, 1975.

11. Рутман З.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979.

12. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1991.

Лекция №1.

Тема лекции:

Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»

Наши рекомендации