Препарирование фронтальных и жевательных зубов.

Резцы имеют долотообразную форму. Если стенки зуба параллельны друг другу, форма его прямоугольная; при резко выраженном экваторе зуб приобретает овальную, бочкообразную форму. Встречается также треугольная или конусовидная форма.

Препарирование резцов начинают с сепарации апроксимальных по­верхностей коронок зуба металлическими односторонними сепарацион­ными дисками. перед этим создают место для диска путем наложения лигатуры или путем применения винтового сепаратора. После того, как диск проходит в созданном межзубном промежутке, алмазным од­носторонним диском, толщиной 0,2 мм проводят дальнейшее сошлифовы­вание апроксимальных поверхностей до достижения их параллельности.

Следующим этапом препарирования является сошлифовывание режу­щего края и вестибулярной поверхности зуба на толщину до 0,3 мм. Вестибулярная поверхность не должна иметь выпуклости в области эк­ватора, а режущий край - выраженного медиального и дистального уг­лов.

С целью разобщения прикуса сошлифовывается оральная поверх­ность зуба, в области небного бугорка до 0,3 мм (на толщину корон­ки), но с сохранением анатомической формы зуба. Препарирование за­вершается сошлифовыванием придесневого валика и сглаживанием ост­рых краев. Для этого применяют фасонные головки и боры с алмазным покрытием.

Во время разбора учебного вопроса по методике препарирования жевательных зубов, необходимо отметить, что премоляры и моляры верхней и нижней челюстей обладают значительно большей массой твердых тканей, чем фронтальные зубы. Меньшая разница в размерах по медиодистальному сечению облегчает их препарирование. Данные о размерах и объеме тканей у моляров и премоляров предоставлены в учебнике по Б.С. Клюеву, 1972 г.

Зоны безопасности у верхних премоляров расположены на вершинах бугров и вдоль медиальной фиссуры. На уровне экватора безопасна оральная, вестибулярная, медиальная и дистальная поверхности. По­вышенной чувствительностью обладают апроксимальные поверхности на уровне шейки зуба.

У верхних моляров безопасны: вестибулярная, оральная, апрокси­мальные поверхности; у нижних моляров - вестибулярная поверхность и дистальная стенка на уровне шейки; у всех моляров зоной безопас­ности на жевательной поверхности являются области фиссур и бугров. У премоляров наиболее опасным участком является скат щечного бугра.

Препарирование верхних жевательных зубов начинают с сепарации. При плотном соприкосновении с соседними зубами проводят предвари­тельную сепарацию лигатурой, либо сепаратором, после чего металли­ческим односторонним диском сошлифовывают апроксимальные поверх­ности. Затем металлический диск заменяют на алмазный односторон­ний.

Затем стачивают щечную и оральную поверхность (экватор). Эти стенки должны быть отвесными и не иметь выступов над уровнем шей­ки. Сошлифовывают вестибуло-оральную поверхность зубов шлифоваль­ными кругами различной величины. Язык и щеку при препарировании защищают зеркалом. Лучшее условие для препарирования создается тогда, когда больной полуоткрывает рот и при этом можно мягкие ткани свободно отвести от зуба на расстояние, необходимое для ра­боты шлифовальным кругом.

Чтобы не повредить слизистую оболочку и небные поверхности со­седних зубов используют небольшие круги и конусовидные головки. Как правило, окклюзионную поверхность сначала сошлифовывают кругами большого диаметра и малой толщины. В этом случае применяют круги небольшого диаметра. Снимают толщину ткани на 0,3 мм., сохраняя контуры бугров, затем сглаживают острые углы. Проверяют правиль­ность препарирования зуба визуально, зондом, проволочной петлей.

При препарировании зубов большое значение имеют виды и качест­во абразивных инструментов и техника их применения. При помощи бормашины инструменты вращаются с различной скоростью, определен­ной силой и продолжительностью, вызывая образование тепла. Это в определенной степени влияет на ткани /пульпу/ зуба и сопровождает­ся болью. Температурный фактор отрицательно влияет на ткань зуба. Так И.Н. Берман /1957/ при помощи быстродействующего термометра установил, что температура зуба при препарировании его под коронку колеблется от 37о до 65оС на поверхности зуба, а через 1-2 мин та­кая температура отмечается и в полости зуба.

В настоящее время в ортопедической стоматологии применяются различные бормашины (микромоторы, турбины) с регулируемой ско­ростью вращения абразивного инструмента. Скорость вращения до 10 000 об/мин считается низкой, от 25 000 до 50 000 об/мин - средней, 50 000 - 100 000 об/мин - высокой, 100 000 - 300 000 об/мин очень высокой и свыше 300 000 об/мин - сверх высокой. при скорости до 50 000 об/мин применяют прямые и угловые наконечники, свыше 50 000 об/мин только угловые наконечники. При применении небольших ско­ростей вращения, требуется сила надавливания абразивным инструмен­том на поверхность зуба, равная в среднем 1-1,5 кг, а при высоких скоростях вращения сила надавливания измеряется в граммах.

Препарирование зубов с применением алмазных абразивных инстру­ментов и турбинных установок имеет ряд преимуществ:

1/ нет необходимости в процессе сошлифовывания прилагать чрез­мерное усилие, при возрастании давления инструмента на зуб его вращение прекращается;

2/ абразивные инструменты, применяемые при высокой скорости вращения, имеют небольшие размеры, вследствие чего предотвращается перегрев твердых тканей за счет уменьшения площади трущихся по­верхностей;

3/ значительно уменьшились неприятные ощущения по сравнению с отмечавшимися при использовании старых инструментов;

4/ значительно уменьшилась продолжительность препарирования зуба;

5/ в турбинных установках предусмотрена автоматизированная система охлаждения - воздушная или воздушно-водяная.

При препарировании зубов с живой пульпой снимают значительный слой эмали, что приводит к раскрытию дентинных канальцев. Таким образом, нарушается защитный барьер зубов. Это способствует про­никновению инфекции. Учитывая выше сказанное, препарированный зуб нужно защитить от окружающей среды на время изготовления протеза. Больной не должен в течение двух недель быть с обнаженной поверх­ностью зуба.

Э.Л.Варес и И.Н.Постолаки /1978 г./ рекомендуют проводить ан­тисептическую обработку препарированных зубов 3% р-ром йода, оро­шать зуб во время препарирования 0,25% р-ром хлорамина или перман­ганата калия (1:1000). После окончания препарирования зубы высуши­вают и наносят лак. применяют также клей БФ-6, натрия фторид и др. защитные покрытия. Пленка образованная лаком сохраняется до недели.

Некоторые авторы предлагают покрывать отпрепарованные зубы временными коронками из целлулоида, самотвердеющей пластмассы. Для этих целей также применяют стандартные целлулоидные колпачки или пластмассовые коронки.

Методика изготовления временной пластмассовой коронки:

после препарирования зуба снимают оттиск, отливают гипсовую модель. На гипсовой модели припасовывается подобранный по цвету пластмассовый зуб в виде тонкой пластинки с вестибулярной стороны. Все оставшиеся стороны покрывают самотвердеющей пластмассой /акри­локсид/, которая хорошо соединяется с припасованным зубом. На об­работку такой временной коронки требуется небольшое количество времени. Фиксируют коронку на провиколе (фирма Voco), репине. Та­кая временная коронка не только защищает зуб от раздражителей, но устраняет и эстетический недостаток, возникающий после препаровки зуба.

Таким образом, асептическую, антисептическую, физико-химичес­кую защиту обнаженного дентина надо считать обязательной, т.к. зуб, отпрепарованный под коронку является живой и уязвимой тканью.

Убедившись в усвоении студентами теоретического материала, преподаватель оценивает их ответы, выставляет и объявляет оценки. Преподаватель объясняет студентам, что во время самостоятельной работы каждый студент должен отпрепарировать по 1 резцу на в/ч и н/ч, и по 1 клыку и моляру под металлическую штампованную коронку на фантомах с естественными зубами - всего 4 зуба.

Преподаватель на фантомах, укрепленных в окклюдаторе, демонс­трируют препаровку фронтального зуба с учетом правил препаровки и техники безопасности. Обращает внимание студентов на правильное удержание наконечника, фиксацию руки на фантоме, направлении режу­щей поверхности сепарационного диска и круга, на последователь­ность препарирования зуба, демонстрирует проверку качества препа­ровки зуба проволочной петлей /дентиметром/.

После получения фантомов, студенты приступают к препарированию зубов под наблюдение и консультативной помощью преподавателя, про­водят проверку правильности препарирования дентиметром, изготовляют временные коронки из пластмассы на заранее заготовленных гипсо­вых моделях.

На первом занятии по этой теме (2ч) проводится ознакомление с абразивным инструментарием, применяемым при препарировании зубов и отрабатывается методика препарирования жевательных зубов под пол­ные металлические штампованные коронки.

Материальное обеспечение практического занятия:

фантомные модели челюстей с естественными или пластмассовыми зубами, бормашины с наконечниками, абразивные инструменты с диско­держателями, бронзовоалюминивая лигатура.

Методика занятия:

Знакомство с техникой препарирования премоляров и мо­ляров под полные металлические штампованные коронки.

На втором занятии по этой теме (2ч) отрабатывается методика препарирования фронтальных зубов верхней и нижней челюстей под полные металлические штампованные коронки.

Материальное обеспечение практического занятия:

фантомные модели челюстей с естественными или пластмассовыми зубами, бормашины с наконечниками, абразивные инструменты с диско­держателями, бронзовоалюминивая лигатура.

Методика занятия:

Знакомство с техникой препарирования передних зубов верхней и нижней челюстей под полные металлические штампованные коронки, рассматривают особенности препарирования зубов в зависи­мости от их формы (квадратные, овальные, треугольные).

На третьем занятии по этой теме (2ч) отрабатывается методика препарирования зубов под комбинированные и пластмассовые коронки (без уступа и с уступом), а так же под металлокерамические коронки.

Методика занятия:

Знакомство с техникой препарирования зубов под корон­ки из пластмассы и комбинированные коронки.

Краткое содержание занятия:

Одна из методик препарирования предусматривает, что первый этап подготовки зуба должен начинаться с сепарации контактных по­верхностей от соседних зубов и создание предварительного уступа на мезиальных и дистальных сторонах. Сепарацию вначале проводят ме­таллическим сепарационным диском с карборундовым покрытием. Метал­лический диск тоньше алмазного, им легче снять контактные точки без нарушения эмалевого покрова соседних зубов, при этом создаются хорошие условия для дальнейшей работы алмазным диском. Алмазным диском формируют уступ на глубину 1 мм, не доходя до края десны 0,5 мм. Одновременно эти поверхности сводят на конус в сторону ре­жущего края с углом конвергенции 5-7о.

Второй этап - укорочение коронки зуба и создание зазора между препарируемыми зубами и антагонистами в пределах 0,8-1,0 мм для коронки из пластмассы и 1,5-2 мм для металлокерамической коронки. При этом коронковую часть передних зубов укорачивают в среднем на 1/4 длины.

Третий этап - создание предварительного уступа и сошлифовыва­ние небной поверхности зуба.

Четвертый этап - препарирование вестибулярной поверхности. Сошлифовывают вестибулярную поверхность на глубину 0,8-1,0 мм (для металлокерамической коронки 1,2-1,5 мм).

На пятом, завершающем, этапе препарирования зуба тщательно закругляют углы, выравнивают всю поверхность культи и приступают к окончательному формированию уступа. Зуб под коронку из пластмассы может быть препарирован и без уступа, при этом коронку заводят под десну не более 0,5 мм.

IX. Задание на самоподготовку: Тема N 41.

Подпись автора

методической разработки ________________________

Дата составления ________________________

Дата обсуждения

на кафедральном заседании _______________________

Протокол N ____ от ________________________

Методическая разработка

пересмотрена ________________________

Дата обсуждения

на кафедральном заседании _______________________

Протокол N ____ от ________________________

Подпись зав. кафедрой ________________________

"УТВЕРЖДАЮ"

"____" ______________ 2009 г.

Зав. кафедрой

ортопедической стоматологии

д.м.н., проф.______В.П.Голик

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для преподавателей 3 курса, V семестра

Занятие № 4.

I. Тема: 41.

Наши рекомендации