Препарирование зубов с сохранением центрального соотношения челюстей

При необходимости одновременно­го препарирования моляров и премоляров вначале нужно продумать, как сохранить центральное соотно­шение челюстей и межальвеоляр­ное расстояние. Можно снять слепок до препарирования, а после препарирования одномоментно сделать временный мостовидный протез из самотвердеющей пласт­массы.

Если необходимо препарирова­ние зубов под мостовидные протезы большой протяженности, лучше сначала препарировать зубы на гипсовых моделях, а изготовленные лабораторным путем мостовидные протезы уточнить после препариро­вания самотвердеющей пластмас­сой.

Препарирование зубов с сохранением центрального соотношения челюстей - student2.ru Препарирование зубов с сохранением центрального соотношения челюстей - student2.ru

 

Рис. 10.10. Продолжение.

Д — готовые постоянные мостовидные про­тезы на моделях челюстей в артикуляторе «Стратос 200»: а — центральная, б — перед­няя, в — правая боковая, г — левая боковая окклюзии; Е — вид протезов в полости рта; Ж — графическая регистрация движений нижней челюсти: функциограммы (вверху) и аксиограммы (внизу). Улучшение всех пока­зателей после лечения (а — до, б — после лечения).

При отсутствии большого коли­чества зубов до препарирования нужно определить центральное со­отношение (центральную окклю­зию) жесткими базисами с валика­ми, а во время и после препариро­вания эти валики дополнять пласт­массовыми накладками на препа­рированные зубы. Для этой цели можно сделать временный съем­ный протез или окклюзионную шину.

Более сложный метод — сохране­ние межальвеолярного расстояния с помощью центрального опорного штифта функциографа, который устанавливают на небной пластин­ке (он концом упирается в площад­ку на нижнем базисе). До препари­рования устанавливают нужную длину штифта до его упора в пло­щадку, затем препарируют зубы. С помощью этого приспособления сохраняется необходимый зазор между препарированными зубами и их антагонистами.

Если после препарирования же­вательных зубов межальвеолярное расстояние уменьшается, то возни­кает та же ситуация, как при потере боковых зубов: смещение сустав­ных головок (одно- или двусторон­нее), травма мягких тканей сустава, дислокация суставного диска, мышечно-суставная дисфункция с бо­левым синдромом, структурные из­менения внчс.

При изучении положения центра тяжести тела на горизонтальной биометрической площадке было установлено, что одностороннее уменьшение межальвеолярного рас­стояния и потеря боковых зубов приводят к тому, что при сжатии челюстей голова отклоняется в соответствующую сторону. При отсут­ствии боковых опорных зон у исследуемого во время сжатия челю­стей наблюдается отчетливое дистальное перемещение центра тяжести тела. После восстановления опор­ных зон локализация центра тяже­сти тела восстанавливается [Lotzmann U., 2000].

Приводим пример осложнений после чрезмерного препарирования зубов.

Пациентка X., 42 лет, обратилась на консультацию из районной поликлиники по поводу резких болей в околоушно-жевательной области.

Объективно: двустороннее отсутст­вие всех моляров на верхней и нижней челюстях. Все премоляры по высоте чрезмерно препарированы и на них изготовлены золотые штампованные ко­ронки. Съемными протезами больная не пользуется из-за боли и неудобств.

На томограммах ВНЧС справа и сле­ва в привычном прикусе обнаружено резкое смещение обеих суставных голо­вок назад и вниз (рис. 10.10).

Проведена коррекция имеющих­ся съемных пластиночных проте­зов, а затем на них изготовлены окклюзионные накладки на премоля­ры верхней и нижней челюстей.

Томографический контроль ВНЧС показал двустороннее центрированное положение суставных головок. Через несколько дней жалобы больной значительно умень­шились. Через 3 мес после получе­ния стойкого эффекта были изго­товлены бюгельные протезы с окклюзионными накладками на пре­моляры.

Боли, возникшие после потери межальвеолярного расстояния, бы­ли обусловлены смещением нижней челюсти и суставных головок назад, травмой задисковых зон ВНЧС, по­этому возник болевой синдром мышечно-суставной дисфункции.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- курация больных;

- заполнение историй болезни;

- разбор курируемых больных.

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Опишите метод работы с лицевой дугой.

2. Метод регистрации резцового пути.

3. Понятие окклюзии.

4. Методы моделирования окклюзионной поверхности.

5. Окклюзионные движения нижней челюсти.

Тестовые задания по теме.

Наши рекомендации