Методический материал к беседе.

ЗДОРОВЬЕ.

В мировой практике существует множество определений понятия “ЗДОРОВЬЕ”. Мы предлагаем Вам то, которое кажется нам наиболее приемлемым, можете его несколько подкорректировать, внести разумные и обоснованные дополнения. Главное, чтобы Ваши ученики поняли: здоровье - это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.

Материал для подростков

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ЕГО СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТУ И ПОЛУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОГО ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ СТРУКТУРНОЙ И СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Сенсорная информация - это информация воспринимаемая с помощью органов чувств - зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству. Пример положительной по качеству сенсорной информации- сладкий вкус, который большинству людей приятен.

Активный компонент( дальше везде А.К.)

Однако если положить в чашку слишком много сахара, вкус станет каким?

( Варианты ответов подростков:приторным,противным, тошнотворным )

Правильно, переизбыток положительной информации может вызвать отрицательную,негативную реакцию. Это очень важно понимать.Вы должны знать, что даже положительные факторы могут приносить человеку вред ,если их неправильно использовать.

А. к:

Приведите примеры.

( Если долго сидеть на солнце можно обгореть, если долго смотреть телевизор заболят глаза, если слишком долго находиться в шумном помещении, например на дискотеке, то слух ослабнет и заболит голова)

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетка крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура сопровождающие процесс, есть не что иное как реакция организма на негативную информацию. И чем опаснее инородный агент попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни.

А.К.Приведите пример , каким образом человек ослабляет структурную систему природной защиты.

( Курение, пьянство, наркотики, переедание.Обратите внимание подростков, что для их сверстников в городах характерны такие подрывающие здоровье факторы, как малоподвижный образ жизни, недостаток кислорода, наличие в воздухе вредных для организма химических примесий.Вот почему ресурс здоровья у молодых сельских жителей изначально выше, чем у городских.Однако , попав ув условия большого города выходцы из сельской местности на первых порах могут очень плохо чувствовать в той отравленной атмосфере, к которой их городские сверстники привыкли.)

Беседа вторая

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Дальше всё будет зависеть от того, как вы распорядитесь природным даром и, конечно, от того в каких условиях вы будем им распоряжаться, от вашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ Жизни, по латыни “Модус вивенди”, - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ бывают: физические /давление, излучение, температура/, химические /пища, вода, ядовитые вещества/, биологические /растения, микроорганизмы, животные/, психологические /воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию/ .

А.К.:

А что такое взаимоотношения с самим собой?

( Варианты ответов подростков, обсуждение)

Да, в том числе , это сложнейший комплекс действий и переживаний , наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его.Опытным путём, человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость, заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.

Давайте поговорим о понятии «личность».

Личность это конкретный человек , обладающий определенными биологическими, индивидуальными и социальными(общественными) свойствами. Очень важным компонентом личности является духовность.

( Обратите внимание учащихся на то , что воля и интеллект формируют не только физическое , но и психическое здоровье человека. Морально -этические установки определяют духовное здоровье. Сейчас иногда пытаются связать воедино духовность и веру в Бога. Это различные философские категории.)

Одинаково духовны могут быть атеист и верующий человек, и , к сожалению, глубокая религиозность и воинствующий атеизм не спасают человека от бездуховности. Вера в Бога, принадлежность к какому-либо религиозному течению- личное дело человека, именуемое в Декларации Прав Человека свободой совести. Однако большой вред духовному, физическому и психическому здоровью подростка может быть нанесен, если он был заманен , чаще всего обманным путем, в какую-либо секту. Как правило во главе сект стоят либо сильные , жестокие люди, реализующие свою потребность во власти, либо люди психически больные. (Необходимо предостеречь подростков от попадания в секту. Это актуально в девятом классе именно потому, что возраст четырнадцать -шестнадцать лет время первых самостоятельных решений.)

Методический совет. Попросите учащихся назвать случаи, когда они самостоятельно приняли решения , способствующие укреплению или сбережению их здоровья. Могут ли они вспомнить ситуацию, когда разумные рассуждения помогли им избежать опасного по своим последствиям поступка. Обычно в классе на этот вопрос отвечают два-три человека. Эта инициативная группа заставляет остальных задуматься об отношении к самому себе. Что крайне важно в данной ситуации.

Наши рекомендации