Раздел 3.6. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Занятие
060101 Лечебное дело
060501 Сестринское дело
Ревда
2012
УДК 56(075.32)
ББК 53.5я7
П 64
Потапешко Т.Н., Горина Л.Г., Тетерина С.А.Сестринская помощь при неотложных состояниях: методическая разработка практического занятия, Ревдинский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2012. 56 с.
методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС СПО специальностей 060101 Лечебное дело,060501 Сестринское дело.
Пособие содержит краткий теоретический материал по теме, перечень вопросов для самоподготовки и блок контроля знаний.
© Тетерина С.А., 2012
© Ревдинский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2012
© Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж», 2012
Содержание
Практическое занятие………………………………………….. | |
Пояснительная записка………………………………………… | |
Этико-деонтологическое обеспечение ……………………….. | |
Понятие терминального состояния…………………………… | |
Техника выполнения простых медицинских услуг………………………………………………………..…... | |
Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения……………………………………………………. | |
Осмотр пострадавшего………………………………………… | |
Восстановление проходимости дыхательных путей………… | |
Искусственная вентиляция легких……………………………. | |
Критерии эффективности ИВЛ……………………………….. | |
Непрямой (закрытый) массаж сердца………………………… | |
Критерий эффективности закрытого массажа сердца………. | |
Догоспитальная сердечно-легочная реанимация…………….. | |
Восстановление проходимости дыхательных путей…………. | |
Искусственное дыхание………………………………………… | |
Непрямой массаж сердца……………………………………….. | |
Осложнения сердечно-легочной реанимации…………………. | |
Когда реанимация не проводится……………………………… | |
Список литературы …………………………………………. | |
Вопросы для самоподготовки ……………………………... | |
Тестовый контроль…………………………….………………. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Сестринская помощь при неотложных состояниях
Время занятия – 6 ч (270 мин)
Место проведения занятия: учебная комната.
Предметы обеспечивающие: анатомия и физиология, фармакология.
Предметы обеспечиваемые: сестринское дело в хирургии, травматология.
Оснащение:
1. Набор инструментов:
- роторасширитель;
- языкодержатель;
2. Фантомы для реанимации.
3. Учебные пособия по реанимации.
4. Салфетки.
5. Валик.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеизвестно, что реанимация обеспечивает наибольший эффект в тех случаях, когда смерть произошла внезапно или наступила быстро, без длительной агонии. Внезапная смерть может наступить в результате массивной кровопотери, острого инфаркта миокарда, отравлений различными ядами, тяжелой травмы, утопления, электрошока, анафилактического шока, кровоизлияния в мозг.
Остановка сердца и дыхания еще не означает наступления необратимой биологической смерти. Между жизнью и смертью существует своеобразное переходное состояние, которое еще не является смертью, но уже не может быть названо жизнью (В. А Неговский). Это состояние называется клинической смертью, продолжительность которой составляет 4-6 мин (5-7 мин). Академик В. А. Неговский считает, что клиническая смерть означает состояние, которое организм переживает в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания, когда полностью исчезают все проявления жизнедеятельности, но даже в наиболее чувствительных к гипоксии (кислородному голоданию) тканях еще не наступили необратимые изменения.
Только в период клинической смерти возможна и необходима борьба за жизнь. Клиническая смерть может наступить и вне лечебного учреждения. За тот короткий промежуток времени, в течение которого можно начать оживление, скорая медицинская помощь не успевает прибыть к месту происшествия, поэтому судьба пострадавшего часто зависит, от того, кто окажется рядом с ним с момента катастрофы. Если множество людей будут знать, как поступить в случае катастрофы, не растеряются, сумеют правильно произвести сердечно-легочную реанимацию, значит, удастся сохранить жизнь многих тысяч пострадавших, у которых вследствие различных причин наступила остановка сердца.
В данной методической разработке подробно описана и проиллюстрирована техника сердечно-легочной реанимации. Работая на фантомах, по алгоритмам.
При неотложных состояниях, когда прекращается самостоятельное дыхание, и останавливается, деятельность сердца, в тканях и органах всего организма развивается состояние гипоксии. Наиболее чувствительны к отсутствию кислорода клетки мозга, которые могут сохранить свою жизнедеятельность в таких условиях в течение 5 минут.
За такой короткий промежуток времени специалисты скорой помощи просто не успеют прибыть на место трагедии. Восстановить деятельность сердца после этого срока возможно, но даже самые лучшие реаниматологи со своей супер аппаратурой не смогут восстановить функцию умерших клеток мозга.
Именно поэтому, если Вы окажетесь свидетелем несчастного случая, сумеете распознать неотложное состояние, нерастеряетесь и немедленно приступите к реанимационным мероприятиям, ваша помощь будет просто неоценимой.
Цели:
Учебная:
Студент должен знать:
- признаки клинической и биологической смерти;
- причины обструкции дыхательных путей
- признаки обструкции дыхательных путей (полной частичной);
- особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей различных возрастов и взрослых пострадавших;
- критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.
Студент должен уметь:
- определить наличие обструкции дыхательных путей;
- оказать первую помощь при обструкции дыхательных
- путей инородным телом пострадавшему в сознании,
- без сознания, с избыточной массой тела, беременным (прием Хеймлиха), детям различного возраста;
- обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей;
- определить остановку сердца;
- провести сердечно-легочную реанимацию детям различного возраста, взрослому (на фантоме);
- провести искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот», «рот в нос», через трахею, пострадавшему с зубными протезами;
- провести непрямой массаж сердца;
- провести сердечно-легочную реанимацию одним или двумя спасателями.
Профессиональная и этическая обязанность заключается в оказании, в меру своей компетенции, неотложной медицинской помощи любому человеку, нуждающемуся в ней.
Сестринские вмешательствав осуществлении СЛР могут быть осуществлены в результате освоения программы профессионального модуля и соответствующих общих компетенций и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | |
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.