Изучение сенсорно-перцептивной сферы

Цель занятия: научиться определять ведущую сенсорную систему, совершенствовать навыки эффективных коммуникаций с людьми, обладающими различными ведущими сенсорными системами.

Актуализация теоретических знаний

Ощущение и восприятие являются источниками чувственного познания и составляют основу развития психики человека. Исследования ощущения и восприятия направлены на изучение абсолютных и разностных порогов чувствительности, остроты зрения, слуха, границ поля зрения, линейного глазомера, наблюдательности и др.

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

После повторения теоретических знаний по теме «Сенсорно-перцептивная сфера личности» студентам предлагается провести самодиагностику и проанализировать результаты.

Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика "Ведущий орган чувств" (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).

Оборудование.Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (табл. 4).

Инструкция испытуемым.Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.

Обработка и интерпретация данных.Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.

Таблица 4. Бланк методики "Ведущий орган чувств"

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя 37. У меня неплохая стереоаппаратура
2. Часто напеваю себе потихоньку 14. Люблю читать во время еды 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой
3. Не признаю моду, которая неудобна 15. Люблю поговорить по телефону 27. Придаю значение манере одеваться у других 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры
4. Люблю ходить в сауну 16. У меня есть склонность к полноте 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться 40. Не выношу беспорядок
5. В автомашине цвет для меня имеет значение 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука 41. Не люблю синтетических тканей
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение 18. После плохого дня мой организм в напряжении 30. Мне нелегко найти удобную обувь 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения
7. Меня развлекает подражание диалектам 19. Охотно и много фотографирую 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы 43. Часто хожу на концерты
8. Внешнему виду придаю серьезное значение 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые 32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности
9. Мне нравится принимать массаж 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику 45. Охотно посещаю галереи и выставки
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми 22. Вечером люблю принять горячую ванну 34. Люблю слушать, когда говорят 45. Серьезная дискуссия - это интересно
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением 23. Стараюсь записывать свои личные дела 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать 46. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо 24. Часто разговариваю с собой 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть 36. В шуме не могу сосредоточиться

Ключ для обработки результатов

Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о ведущей сенсорной системе, характеризуют свойства личности и особенности межличностной коммуникации характерные для данного типа. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается продиагностировать на определение ведущей сенсорной системы людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу визуальному, аудиальному, кинестетическому они принадлежат.

Литература

1. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

2. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса., Ярославль, 1986.

3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007

4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.

6. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006

7. Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. - СПб, 1999.

Практическое занятие № 4.

Наши рекомендации