Изучение сенсорно-перцептивной сферы
Цель занятия: научиться определять ведущую сенсорную систему, совершенствовать навыки эффективных коммуникаций с людьми, обладающими различными ведущими сенсорными системами.
Актуализация теоретических знаний
Ощущение и восприятие являются источниками чувственного познания и составляют основу развития психики человека. Исследования ощущения и восприятия направлены на изучение абсолютных и разностных порогов чувствительности, остроты зрения, слуха, границ поля зрения, линейного глазомера, наблюдательности и др.
Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
После повторения теоретических знаний по теме «Сенсорно-перцептивная сфера личности» студентам предлагается провести самодиагностику и проанализировать результаты.
Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика "Ведущий орган чувств" (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).
Оборудование.Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (табл. 4).
Инструкция испытуемым.Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.
Обработка и интерпретация данных.Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.
Таблица 4. Бланк методики "Ведущий орган чувств"
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами | 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое | 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя | 37. У меня неплохая стереоаппаратура |
2. Часто напеваю себе потихоньку | 14. Люблю читать во время еды | 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке | 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой |
3. Не признаю моду, которая неудобна | 15. Люблю поговорить по телефону | 27. Придаю значение манере одеваться у других | 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры |
4. Люблю ходить в сауну | 16. У меня есть склонность к полноте | 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться | 40. Не выношу беспорядок |
5. В автомашине цвет для меня имеет значение | 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому | 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука | 41. Не люблю синтетических тканей |
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение | 18. После плохого дня мой организм в напряжении | 30. Мне нелегко найти удобную обувь | 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения |
7. Меня развлекает подражание диалектам | 19. Охотно и много фотографирую | 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы | 43. Часто хожу на концерты |
8. Внешнему виду придаю серьезное значение | 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые | 32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы | 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности |
9. Мне нравится принимать массаж | 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь | 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику | 45. Охотно посещаю галереи и выставки |
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми | 22. Вечером люблю принять горячую ванну | 34. Люблю слушать, когда говорят | 45. Серьезная дискуссия - это интересно |
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением | 23. Стараюсь записывать свои личные дела | 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать | 46. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами |
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо | 24. Часто разговариваю с собой | 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть | 36. В шуме не могу сосредоточиться |
Ключ для обработки результатов
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Рефлексия
Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о ведущей сенсорной системе, характеризуют свойства личности и особенности межличностной коммуникации характерные для данного типа. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается продиагностировать на определение ведущей сенсорной системы людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу визуальному, аудиальному, кинестетическому они принадлежат.
Литература
1. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
2. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса., Ярославль, 1986.
3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007
4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.
6. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006
7. Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. - СПб, 1999.
Практическое занятие № 4.