Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи

(1) Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся психиатрические и психоневрологические учреждения.

(2) Представители общественных объединений обязаны согласовать условия посещения с администрацией психиатрического или психоневрологического учреждения, ознакомиться с правилами, действующими в нем, выполнять их и подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.

Комментарий к статье 46

1. В связи со специфичностью предмета в максимальной степени эффективным и бережным в отношении находящихся в психиатрических и психоневрологических учреждениях граждан должен быть контроль за соблюдением их прав и законных интересов, проводимый профессиональными общественными объединениями. Вместе с тем, как показывает и зарубежная и российская практика, в оказании различных видов помощи, поддержки (социальной, правовой, морально-психологической и др.) и защиты психически больных все большее место занимают общественные объединения, охватывающие самих больных и их родственников. Деятельность таких объединений полезна не только для больных, но и для психиатрических учреждений.

2. Участие общественных и религиозных объединений и организаций в заботе о гражданах, находящихся в лечебных учреждениях, в том числе и психиатрического и психоневрологического профиля, не ограничивается контролем, как вытекает из комментируемой статьи. Вопросы контактов представителей общественных и религиозных объединений и организаций, не предусматривающих в своих уставах контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи, с лицами, находящимися в таких учреждениях, могут решаться администрацией учреждений в рамках действующего законодательства без согласования с вышестоящими органами. Доступ священнослужителей по просьбе граждан, находящихся в лечебном учреждении, других посетителей, в первую очередь представителей общественных объединений, больных и их родственников, должен быть обеспечен администрацией (ст. 37 настоящего Закона).

3. Граждане Российской Федерации имеют право на объединения (ст. 30 Конституции Российской Федерации). Организационно-правовые формы и деятельность общественных объединений граждан регулируются действующим законодательством, и в соответствии с ним целями создания общественных объединений могут быть реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, осуществление иной деятельности, не запрещенной законом. Ограничение данного права граждан может быть установлено только судом на основании закона. Из этого конституционного положения вытекает обязанность органов, имеющих психиатрические и психоневрологические учреждения, оказывать содействие общественным объединениям, созданным гражданами и действующим на основе самоуправления, законности и гласности в соответствии со своими уставами.

4. Уставы, положения (далее - устав) общественных объединений должны содержать предусмотренные Законом РФ "Об общественных объединениях" сведения о них (название с указанием организационно-правовой формы, цели и задачи, права и обязанности членов и т.д.). В связи с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, страдающих психическими расстройствами, настоящим Законом установлены специфические требования как к уставу, так и к членам тех общественных объединений, уставные задачи которых включают контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи.

Право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений должно быть предусмотрено уставом; Закон не устанавливает формы согласования положений устава с органом, в ведении которого находятся указанные учреждения, - на практике это может быть подпись руководителя с печатью соответствующего органа на уставе или письменное согласие, направленное общественной организации и администрации лечебного учреждения. Закон не связывает регистрацию устава с его предварительным согласованием с упомянутым органом. Но поскольку администрация лечебного учреждения для допуска представителей общественного объединения к выполнению предусмотренных уставом функций должна ознакомиться с его содержанием, целесообразно рабочее согласование устава до утверждения его собранием учредителей.

5. Из смысла комментируемой статьи вытекает, что представители общественного объединения при обращении к администрации должны иметь документы, удостоверяющие их личности и принадлежность к общественному объединению, ознакомиться с правилами, действующими в учреждении, и дать письменное обязательство о неразглашении врачебной тайны.

Врачебной тайной (ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) являются сведения о пациентах психиатрических и психоневрологических учреждений, раскрывающие их личность. Не являются тайной сведения о хозяйственной деятельности администрации, сведения общего характера о применяемых методах лечения, иные сведения о степени соответствия закону деятельности лечебного заведения в части, касающейся соблюдения прав и законных интересов граждан.

6. Особенностью общественных объединений, имеющих целью контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи, является защита прав и интересов третьих лиц, что выделяет указанные объединения в особую категорию. В отличие от других, им предоставлено право (ст. 47 настоящего Закона) обжаловать в суд действия лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, не являющихся членами организации. По результатам проверки и оценки деятельности лиц, оказывающих психиатрическую помощь, на соответствие требованиям профессиональной этики может ставиться вопрос о лишении такого гражданина лицензии.

Создание необоснованных препятствий для представителей указанных общественных объединений является поводом для применения мер дисциплинарного воздействия.

7. Осуществление общественным объединением контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи (ч. 1 настоящей статьи) возможно по их просьбе или с их согласия. Согласие может быть выражено устно или в виде неотрицания помощи, о которой гражданин должен быть информирован. Закон не устанавливает видов контроля, осуществляемого общественными организациями, но из его смысла вытекает право получать от администрации информацию, необходимую для осуществления уставной деятельности, посещать как административные помещения, так и помещения, где размещаются, питаются, отдыхают и трудятся находящиеся в учреждении граждане. Результаты контроля могут доводиться этими организациями до сведения персонала и администрации соответствующих учреждений, вышестоящих органов, прокуратуры, быть использованы для опубликования в средствах массовой информации.

Как показывает практика, наиболее продуктивно результаты контрольной деятельности общественных объединений больных и их родственников реализуются при включении руководителей объединений в состав советов, комиссий психиатрических учреждений и служб здравоохранения. Эта мера в высокой степени способствует решению задач улучшения качества помощи психически больным, условий их содержания, улучшению психологического климата в лечебных подразделениях и совершенствованию форм работы психиатрических учреждений и региональных служб в целом.

Важной частью работы таких объединений, а в еще большей мере - объединений лиц, занятых профессионально оказанием психиатрической помощи, следует считать деятельность, направленную на привлечение внимания средств массовой информации, органов здравоохранения, правительственных кругов и общества в целом к насущным проблемам психически больных и психиатрических служб. Только совместными усилиями работников этих служб и членов общественных объединений можно добиться необходимого изменения сложившегося в нашей стране за долгие годы негативного образа психически больных и психиатрических учреждений.

Раздел VI. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОКАЗАНИЮ

ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Наши рекомендации