Статья 38. Служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах

(1) Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

(2) Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

Комментарий к статье 38

1. Как указывается в комментируемой статье, целью создаваемой государством специальной службы является защита прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, во время их пребывания в психиатрическом стационаре. Такая служба должна быть активным механизмом в реализации Закона в области психиатрической помощи и защиты прав психически больных.

2. Ограничительный режим содержания психически больных в психиатрических больницах, необходимость применения в некоторых случаях в связи с психическим состоянием мер принуждения создают условия для правовой незащищенности госпитализированных лиц. В психиатрических стационарах трудно полностью исключить элементы произвола медицинского персонала, применение недостаточно обоснованных ограничений, невнимание к нуждам больных, грубость, нарушение гражданских прав и прав пациентов (см. ст. 37 и комментарий к ней) на всех этапах госпитализации - от помещения в стационар, назначения терапии, особенно без согласия пациента или без предоставления ему необходимой информации, до решения о выписке. Все это может стать предметом обжалования лиц, находящихся в больнице. Таким образом, в психиатрическом стационаре, где лица, страдающие психическими расстройствами, нередко в течение длительного времени в определенной степени изолированы от внешнего мира и остаются один на один с медицинским персоналом при доминирующем положении последнего, возникают условия, при которых законные интересы и права пациентов становятся особенно уязвимыми. Этим объясняется создание службы защиты прав именно пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Поскольку в указанных условиях больные не могут самостоятельно обеспечить защиту своих прав (в частности, при возникающих конфликтах с персоналом), эту функцию берет на себя служба защитников пациентов в психиатрических стационарах.

3. Такая служба с центральным органом, координирующим ее работу в масштабе страны, должна иметь в каждом психиатрическом стационаре своего представителя (в крупных больницах - также одного или нескольких его помощников). Закон подчеркивает, что эта служба создается как независимая от органов здравоохранения. Ее деятельность должна определяться специально разработанным Положением <*> и характеризоваться следующими принципиальными установками.

--------------------------------

<*> В настоящее время указанное Положение еще не утверждено и не введено в действие.

А. Независимое положение защитника прав пациентов обеспечивается тем, что он не входит в штат медицинского учреждения, его труд оплачивается самой службой и он не может быть уволен администрацией больницы в случае несогласия с его действиями. Это увеличивает возможности осуществления им своих функций, независимо от того, какую позицию занимает администрация больницы, и способствует более доверительному отношению к нему пациентов.

Б. Защитник постоянно должен быть доступным для больных; он регулярно совершает обходы отделений, больные всегда могут связаться с ним по телефону, часы и место его работы известны всем пациентам.

В. Защитник работает по принципу отсутствия отбора жалоб: принимает все жалобы без учета того, согласен он с пациентом или не согласен, видит он возможность получения удовлетворения по этой жалобе или нет. Защитник может принять устную просьбу или жалобу от пациента, помочь составить письменную жалобу, в зависимости от характера жалобы может посоветовать пациенту самому вначале обратиться к врачу или заведующему отделением. Защитник может принять жалобу от уже выписанного из больницы пациента, если она касается событий, имевших место в период госпитализации, однако не позднее чем через десять дней с момента выписки.

Г. Защитник использует адвокатскую модель работы; он всегда следует инструкциям пациента, выполняя поставленную им задачу или помогая тому добиться положительного решения в связи с его просьбой. При невозможности удовлетворить просьбу или жалобу защитник должен изложить пациенту мотивы врача или администрации больницы, по которым они вынуждены были отказать больному в просьбе или в удовлетворении его жалобы.

Таким образом, защитник должен представлять интересы больных, добиваясь соблюдения их прав, выступая посредником между пациентом и администрацией больницы. В тех случаях, когда защитник не может добиться от администрации разрешения жалобы или заявления пациента, он должен иметь право обращаться в зависимости от характера жалобы в органы представительной или исполнительной власти, в прокуратуру, суд. Защитник должен следить за исполнением администрацией учреждения и персоналом своих обязанностей по созданию условий для реализации прав пациентов во время их пребывания в стационаре. Он ставит перед администрацией вопросы о необходимости улучшения условий содержания пациентов, исключения обстоятельств, унижающих их человеческое достоинство или ущемляющих их права; периодически проводит с пациентами беседы об их правах, гарантиях реализации этих прав, законодательстве о психиатрической помощи. Защитники, кроме того, должны консультировать пациентов по вопросам соблюдения законодательства об оказании психиатрической помощи, а в необходимых случаях помогать им связаться с адвокатом.

4. В своей деятельности защитники пациентов взаимодействуют с общественными объединениями, уполномоченными своим уставом (положением) защищать права лиц, страдающих психическими расстройствами, с попечительскими советами больниц, а также с организациями пациентов и их родственников.

5. Для реализации указанных задач защитники должны быть наделены следующими правами: встречаться с пациентом наедине, знакомиться с согласия пациента с той относящейся в нему медицинской документацией, которая имеет отношение к существу жалобы, получать объяснения персонала и администрации учреждения по существу поступившей жалобы. Естественно, что они должны иметь право представлять интересы пациента перед администрацией больницы.

Защитники должны привлекаться к общим мероприятиям, направленным на улучшение деятельности учреждения. Так, они могут участвовать в проведении органами управления здравоохранением инспекции медицинского учреждения, выступать с ходатайствами перед местными законодательными и исполнительными органами о выделении средств из бюджета для улучшения условий содержания пациентов в психиатрической больнице, о принятии других необходимых мер по социальной и бытовой помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.

6. Поскольку защитники пациентов в психиатрической больнице имеют доступ к сведениям, содержащимся в медицинской документации, знают о характере имеющихся у госпитализированных лиц расстройств, а также нередко оказываются посвященными в различные стороны жизни и проблемы пациентов, на них распространяется ответственность за разглашение врачебной тайны.

7. Деятельность защитников пациентов контролируется органом, осуществляющим руководство этой службой. Указанный орган рассматривает поступающие на защитников жалобы и в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей должен принимать соответствующие меры, вплоть до их увольнения. Вопрос о несоответствии защитника пациентов или его помощника занимаемой должности или об улучшении его деятельности может быть поставлен перед органом, осуществляющим руководство службой, и общественными организациями (советами пациентов, советами родственников пациентов) или администрацией больницы.

8. На должности защитников пациентов следует принимать лиц с высшим (необязательно юридическим) образованием, получивших специальную подготовку по законодательству в области психиатрии; они должны быть ориентированы в отношении психических расстройств и правил обращения с лицами, которые ими страдают, в объеме специально разработанной программы. Защитник пациентов должен иметь удостоверение, подтверждающее его квалификацию. Помощником защитника может быть лицо со средним образованием, также получившее специальную подготовку и имеющее соответствующее удостоверение. Важно, чтобы защитник сумел установить доверительный контакт с пациентами, сумел занять независимую от администрации больницы позицию, проявлял активность в выполнении просьб и поручений пациентов, настойчиво защищал их права и законные интересы.

Защитники пациентов в психиатрических стационарах и их помощники должны регулярно (в соответствии с разработанной органом, осуществляющим руководство службой, программой) повышать свою квалификацию и участвовать в обмене опытом.

9. К настоящему времени служба защиты пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, еще не создана по разным, главным образом финансовым, причинам. Однако приведенное здесь описание характера данной службы и принципов ее работы необходимо и на нынешнем этапе, поскольку они определяют пути защиты прав пациентов, находящихся в стационаре. Эти принципы важны, например, для введенных в настоящее время в штат психиатрических учреждений специалистов по социальной работе и социальных работников, а также для всех категорий медицинского персонала, обеспечивающего права лиц с психическими расстройствами во время пребывания их в стационаре.

Наши рекомендации