Тема 2. клинические аспекты теории и практики

ТЕМА 2. КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Теоретические концепции психологической помощи

2. Основные направления психологической помощи в клинике

3. Психологические аспекты психогигиены и психопрофилактики

Оказание психологической помощи — одна из наиболее значи­мых проблем в медицинской психологии.

Она необходима здоровым людям (клиентам) с разнообразными житейскими проблемами, на­ходящимся в кризисном состоянии, а также больным (пациентам) с различными психическими и соматическими заболеваниями, име­ющим психологические проблемы, невротические и психосомати­ческие расстройства, а также характерологические и личностные от­клонения.

Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологи­ческой компетентности людей. Она может адресовываться как от­дельному субъекту, так и группе, организации.

Теоретические концепции психологической помощи

Психоаналитическая концепция психологической помощи

Данная концепцияоснована на теории 3. Фрейда о динамическом бессознательном и психологическом конфликте.

Человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными ограничениями и табу-запретами.

Главная цель помощи заключается в том, чтобы помочь клиенту (больному) осознать бессознательные конфликты (очаги скрытого напряжения в бессознательном), которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым моделей поведения.

Классический психоанализ. При психоаналитическом лечении производится поиск очага скрытого напряжения (его вспоминание), осторожное его вскрытие (перевод информации в словесную форму — вербализация), переоценка (изменение системы установок) с переживанием проблемы в соответствии с новой значимостью и забывание (ликвидация очага напряжения).

"Вспоминание" вытесненного в бессознательное, введение скрытой проблемы в зону осознания позволяет выработать алгоритм преодоления возникших трудностей.

Психоаналитик использует интерпретацию и уточнение, с тем чтобы помочь пациенту осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

От пациента при терапии требуется стабильность терапевтического сотрудничества и психологическая заинтересованность в результатах. Он также должен быть в состоянии перенести стресс, возникающий в процессе терапии, без психологических срывов, импульсивности и регрессии.

Психоаналитическая психотерапия. Имеет менее интенсивный характер, в отличие от классической аналитической терапии, и может проводиться в форме или экспрессивной психотерапии, ориентированной на адекватную самооценку, или психотерапии отношений, которая направлена на психологическую поддержку пациента в сложных психологических ситуациях.

Поддержка может иметь форму совета, переубеждения, ограничений, усиления чувства реальности и помощи с формированием социальных навыков.

Кратковременная динамическая психотерапия. При данном варианте число психоаналитических сеансов (обычно 10-40) оговаривается с пациентом до начала лечения. Предварительно избирается и специфическая конфликтная сфера, которая актуальна для пациента и должна быть в центре терапии.

Этот вид психотерапии требует от врача большей активности в направлении ассоциаций пациента в сторону конфликтной сферы.

К пациенту также предъявляются более высокие требования по поводу заинтересованности его в лечении, способности выдержать психологическое напряжение и усиление тревоги во время терапии.

Метод не подходит для пациентов с суицидальными мыслями, проявлениями импульсивности, склонности к психотическим состояниям, злоупотреблению психоактивными веществами.

Психологические аспекты психогигиены и психопрофилактики

Основы психогигиены

Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984).

Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены.

Специфической особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены.

В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Психогигиена

· занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека,

· выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту,

· определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1) создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

2) передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

3) санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены.

В психогигиене обычно выделяют

· личную (индивидуальную) и

· общественную (социальную) психогигиену.

В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену

· детства,

· юношества,

· зрелого возраста,

· психогигиену пожилых людей.

Кроме того, выделяют

· психогигиену умственного и физического труда,

· психогигиену быта и семейных отношений.

Существует также много и специфических разделов психогигиены труда—психогигиена

· инженерная,

· спортивная,

· военная и т.д.

Незамедлительное и целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройств, дает хорошие шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в последующей психотерапевтическом консультировании или госпитализации заметно снижается.

ТЕМА 2. КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Теоретические концепции психологической помощи

2. Основные направления психологической помощи в клинике

3. Психологические аспекты психогигиены и психопрофилактики

Оказание психологической помощи — одна из наиболее значи­мых проблем в медицинской психологии.

Она необходима здоровым людям (клиентам) с разнообразными житейскими проблемами, на­ходящимся в кризисном состоянии, а также больным (пациентам) с различными психическими и соматическими заболеваниями, име­ющим психологические проблемы, невротические и психосомати­ческие расстройства, а также характерологические и личностные от­клонения.

Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологи­ческой компетентности людей. Она может адресовываться как от­дельному субъекту, так и группе, организации.

Наши рекомендации