Работа воспитателя по предупреждению нервности
Как мы видели, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах нервности — непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. Тем не менее воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребенка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.
Наблюдения показывают, что не все педагоги ориентируются в этих вопросах. Одни воспитатели занимают примиренческую позицию в отношении нервных расстройств, считая их неизбежными. Другие, наоборот, объявляют решительную борьбу по искоренению нервности, используя все меры педагогического воздействия- там, где требуется лечение ребенка. Когда в группе оказывается несколько детей с психопатоподобным поведением, то они способ-108
ствуют перевозбуждению группы, развитию в ней нежелательных социально-психологических тенденций в виде противостоящих друг другу подгрупп и контрастного деления на «звезд», изолированных и отвергнутых. Изолированными и отвергнутыми обычно оказываются дети с неврозами, неспособные постоять за себя и утвердить свою позицию среди сверстников силой. А именно для них полноценное общение со сверстниками — существенный фактор улучшения их психического состояния. Поэтому не допустить развития негативных тенденций общения в группе, вовремя осадить агрессивных и конфликтно настроенных детей, поддержать, защитить и воспитать навыки адаптивного поведения у детей с неврозами — гуманная задача воспитателя.
Трудные условия для работы воспитателя нередко создаются, когда в группах шумно от наличия по крайней мере нескольких повышенно возбудимых, гиперактивных и расторможенных детей. Они часто «не слышат» с первого раза, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании. Толкнуть, обидеть, обозвать — это своего рода «норма» поведения у таких детей. Не испытывают они и чувства вины. Они легко дают всякого рода обещания, тут же забывая о них, часто веселы, беспечны и неугомонны. Большинство воспитателей уже догадались, о ком идет речь. Да, это дети с ММН, происхождение которой, как мы помним, наиболее часто связано с алкоголизмом родителей. Если в группе несколько таких расторможенных детей, их нужно по возможности развести по другим группам. При отказе родителей лечить детей у детского невропатолога или у психиатра необходимо ставить вопрос о правомочности пребывания этих детей в детском учреждении общего режима.
Основное внимание при последующем изложении мы будем уделять детям с невропатией и неврозами как самыми распространенными видами нервно-психической патологии. Этих детей не нужно выделять в какую-либо обособленную группу или подгруппу, как и работать с ними отдельно, поскольку это вызывает предвзятое отношение у большинства сверстников. Также не нужно говорить в группе о цели коррекционных занятий с отдельными детьми, скажем: «Дети, сегодня мы поможем Коле избавиться от страха...». Проводится обычное занятие, на котором воспитатель объясняет, что будет делать вся группа, например рисовать, играть. Вместе со всеми в занятии по желанию участвуют и дети с отклонениями в поведении. Почему именно с их согласия? Потому что положительная установка на преодоление тех или иных нервных отклонений является критерием успеха любой психотерапевтически ориентированной работы.
Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказан дая помощи нервным детям. Не нужно ее воспринимать как строго регламентированный план действий на какое-то заранее ограниченное время. Программа подразумевает прежде всего
творческий аспект воспитательной работы и имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженными и главным образом психологически детерминированными невротическими реакциями. При них не требуется приема медикаментов, которые и не окажут какого-либо существенного воздействия на переживания ребенка и его проблемы, приглушив лишь на время их аффективное звучание, что вполне устраивает некоторых родителей. Цель программы — помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности и нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства и, наконец, переживания по поводу самих переживаний, создающие эффект их болезненности или навязчивости.
Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Это нелегкая задача, так как дети, предрасположенные к невротическим реакциям, имеют свойство подавлять внешнее выражение переживаний, не раскрывая их иногда и в семье, из-за опасений быть неправильно понятыми и наказанными или нежелания огорчить и без того расстроенных родителей. Как есть врачебная тайна, так и должна быть своего рода педагогическая тайна, когда воспитатель не использует полученную информацию в ущерб ребенку, не будет ругать его перед всеми детьми, стыдить за проявления слабости, беспомощности и подчеркивать необходимость помощи.
Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы между прочим задает интересующие его вопросы или во время дневного сна, за счет некоторой его отсрочки. Затрагиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.
Под самочувствием подразумевается прежде всего оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний. Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены. В немалой степени это связано с взаимоотношениями со сверстниками, особенно при неприятии с их стороны.
Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позицию в группе удается посредством социометрии — опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Но для этого нужно опросить подобным образом при индивидуальной беседе и всех остальных детей в группе. Тогда бу-110
дет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший наибольшее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок) или отвергнутым (по максимуму отрицательных оценок). Дети с неврозами никогда не достигают статуса лидера и тем более «звезды» группы, несмотря на желание. В лучшем случае они находятся на грани ее принятых и изолированных членов. Происходит это потому, что им не хватает жизнерадостности, непосредственности и последовательности в достижении цели. Они слишком болезненно реагируют на возникающие трудности, случайности, непредсказуемые ситуации при общении, не могут постоять за себя и отстоять свое мнение, легко обижаются, излишне нетерпеливы, беспокойны и навязчивы в своем расположении, требуя повышенного к себе внимания и страдая от невозможности добиться так необходимого им признания в группе.
Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера страхов. При попытке спросить ребенка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства — это в чем-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживания. Вот почему выяснение страхов должно быть конкретным, согласно списку, приведенному в следующей главе. Большое количество страхов у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.
Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпрепровождению, прогулкам по улице и т. д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре «Дочки-матери», у мальчиков — в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре «Семья» — мамой, папой или собой. Для старших дошкольников адекватным Полу будет выбор роли отца, но только в том случае, если он не находится с сыном в конфликте. В противном случае мальчик в игре «Семья» становится самим собой или выбирает роль матери, что свидетельствует о развитии у него инфантильных и зависимых тенденций.
Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, приходящим в детский сад, начав разговор с проблем поведения ребенка в саду и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений. При заинтересованности родителя, идущего на контакт с воспитателем, несложно составить и общее представление о психологическом климате в семье. Неоценимую помощь в этом могут оказать и родительские собрания, проводимые по определенному плану, с последующим обсуждением затронутых проблем психического развития детей в разные возрастные периоды,
ill
адаптации в детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к школе.
При групповой беседе не следует апеллировать к конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идет речь. Поскольку в каждой из бесед намечаются пути решения тех или иных проблем развития и поведения детей, то у родителей появляется желание получить более конкретные рекомендации в отношении личных проблем. Это повышает эффективность последующих индивидуальных собеседований. Здесь важно не впадать в поучающий тон, а разговаривать с родителем на равных, учитывая и его опыт воспитания. Полезно при этом сравнить поведение детей в детском саду и семье. Как уже отмечалось, дети с невротическими расстройствами более возбудимы дома и заторможены, робки и неуверенны в детском саду. При нарушениях поведения психо-патоподобного круга дети, наоборот, «ходят по струнке» в семье, опасаясь усиления наказаний со стороны родителей, но растормаживаются в детском саду, отличаясь повышенной возбудимостью, агрессивностью и конфликтностью.
Необходимо подчеркнуть и желательность посещения собрания обоими родителями. Это уменьшает возможность разногласий в семье по вопросам воспитания и повышает эффект от проводимого на собрании обсуждения проблем. Некоторые собрания можно проводить раздельно — для матерей и отцов. Особое значение во время бесед с отцами следует придавать проблемам эмоциональных взаимоотношений с дочерьми младшего дошкольного возраста и проблемам авторитета для сыновей старшего дошкольного возраста.
Предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей помогает комплекс излагаемых ниже мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон психологического воздействия воспитателя, его творческий потенциал. Верить в его эффективность, полезность, необходимость — первое условие подобной работы. Не менее важно выработать навык систематических, целенаправленных усилий в данной области.