Ориентировочная основа действий

при исследовании рефлекторного изменения сердечного ритма у кролика.

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовить кролика к эксперименту   1. Кролика фиксировать на станке в положении на спине с разведенными конечностями.
2. Подготовить электрокар-диограф для регистрации ЭКГ у кролика 2. Электрокардиограф с чернильной или тепло­вой записью заземлить, включить в электросеть и через игольчатые электроды шнур отведений подсоединить к кролику. Запи­сать стандартный милливольт и отрегулировать степень усиления биопотенциалов сердца. Записать исходную ЭКГ кролика в грудном отведении с области верхушечного толчка.
3. Получить рефлекторные изменения сердечного ритма и зарегистрировать их   3. Во время регистрации ЭКГ к носу кролика на 2-3 секунды поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом. Обратить внимание на время развития изменений сердечного ритма и длительность сохранения после прекращения действия нашатырного спирта
4. Анализ изменений сердечного ритма   4. Определить характер изменений сердечного ритма и последовательность их развития. Установить их взаимосвязь с действием нашатырного спирта.  
5. Оформить протокол, объяснить полученные результаты и написать общее заключение 5. В протоколе дать характеристику исходного сердечного ритма, перечислить все изменения ритма, развившиеся у кролика, описать механизмы их возникновения. В выводе отразить значение рефлексов в развитии сердечных аритмий.

НAРУШЕНИЯ СОСУДИСТОГО ТОНУСА

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Артериальная гипертония, атеросклероз и ишемическая болезнь сердца занимают первое место в структуре заболеваемости и смертности населения Земли. Сердечно-сосудистые заболевания сопровождаются расстройством функций всех органов и систем организма. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития этой патологии необходимо провизору для понимания целесообразности назначенного врачом-кардиологом лечения.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- определение понятий "гипертоническая болезнь" и "симптоматическая гипертония", виды симптоматических гипертоний;

- этиологию и патогенез основных форм гипертонической болезни и симптоматических гипертоний;

- причины возникновения и механизмы развития острых и хронических гипотоний.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы студентам необходимо знать:

- основные факторы поддержания уровня АД: ОЦК, сосудистый тонус, сердечная деятельность и их взаимодействие;

- нервные и гуморальные механизмы регуляции уровня АД.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1) Определение понятия "гипертоническая болезнь" (эссенциальная гипертония). Классификация: фазы гипертонической болезни (развития и стабилизации), гемодинамические формы гипертонической болезни, патогенетические формы гипертонической болезни (норморенинная, гиперренинная и гипоренинная).

2) Этиология гипертонической болезни.

А. Причинные факторы, вызывающие перенапряжение нервно-психической деятельности: психическая травма, длительные отрицательные эмоции, климакс, посткоммоционные состояния.

Б. Предрасполагающие наследственные или приобретенные факторы: дефект депонирования норадреналина в симптоматических терминалях, снижение функции почечной антигипертензивной системы, пониженная активность почечных симпатических нервов или пониженная чувствительность почечных альфа-адренорецепторов, возрастное повышение задержки натрия и воды в сосудистой стенке и в организме.

3) Общие механизмы развития гипертонической болезни:
а) перенапряжение и истощение корковых процессов регуляции, б) развитие инертного возбуждения в вегетативных центрах гипоталамуса и продолговатого мозга, в) нейрогенное повышение тонуса сосудов, г) включение почечно-надпочечниковой гипертензивной системы, д) изменение обмена натрия и воды в организме, е) гиперкинезия сердца. Особенности патогенеза различных форм гипертонической болезни.

4) Симптоматические гипертонии: рефлексогенные, центрогенные, эндокринные, почечные и гемодинамические. Механизмы их развития.

5) Острые формы гипотонии: шок, коллапс, обморок.

а) Шок, определение понятия, этиология (причинные факторы и способствующие условия). Стадии развития шока (эректильная и торпидная). Патогенез шоковых состояний (перевозбуждение и истощение ЦНС, нарушение регуляции функций всех органов и систем организма).

б) Коллапс, определение понятия. Этиология и механизмы развития (перенапряжение и истощение компенсаторных механизмов и сосудодвигательного центра, расстройство регуляции сосудистого тонуса).

в) Обморок, определение понятия, этиология (разрешающие факторы и способствующие условия). Патогенез обморока (острое реактивное торможение симпатоадреналовой системы и угнетение компенсаторных механизмов, резкое преобладание холи­нергических влияний на сердце и сосуды).

6) Хронические формы гипотонии: а) наследственно-конституциональная, б) симптоматическая, в) гипотоническая болезнь. Этиология гипотонической болезни (непосредственно действующие факторы и предрасполагающие состояния организма). Патогенез гипотонической болезни (истощение нервных и гормональных механизмов поддержания сосудистого тонуса, гипокинезия сердца).

7) Патогенетические принципы коррекции нарушений сосудистого тонуса: нормализация психоэмоциональной сферы, воздействие на сосудодвигательный центр и тонус сосудов, регуляция водно-солевого обмена и объема циркулирующей крови.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: Высшая школа, 1985. - С. 400-412.

3. Макаров В.А., Реккандт С.А. Патология. - Пятигорск, 1998. - С. 168-175, 212-220.

б) дополнительная:

1. Кушаковский М.С. Гипертоническая болезнь. - М., 1977 - С. 3-65.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Определение понятия "гипертоническая болезнь" и "симптоматическая гипертония".

2. Гемодинамические формы гипертонической болезни.

3. Причины и предрасполагающие факторы гипертонической болезни.

4. Общие патогенетические механизмы развития гипертонической болезни.

5. Основные механизмы действия катехоламинов в патогенезе гипертонии.

6. Роль натрия в развитии гипертоний.

7. Роль почечных механизмов в развитии гипертонии.

8. Особенности патогенеза гипоренинной формы гипертонической болезни.

9. Механизмы симптоматических гипертоний.

10. Основные формы хронической гипотонии и механизмы их развития.

11. Причины возникновения и развития шоковых состояний.

12. Причины возникновения и развития коллапса.

13. Причины возникновения и механизмы развития обморока.

14. Патогенетические принципы коррекции нарушений сосудистого тонуса.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить схему "Почечные механизмы формирования гипертонической болезни".

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельное решение проблемных задач.

3. Фронтальный разбор решений проблемных задач.

КОРОНАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Атеросклероз и ишемическая болезнь сердца занимают первое место в структуре заболеваемости и смертности населения Земли. Знание причин возникновения и механизмов развития указанных форм патологии необходи­мо провизору для понимания целесообразности назначенного врачом-карди­ологом лечения.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причинные факторы коронарной недостаточности;

- факторы риска в развитии атеросклероза как основной причины коронарной недостаточности;

- основные формы проявления коронарной недостаточности и механизмы их развития.

Наши рекомендации