Ориентировочная основа действий

Слово «теория» (греч. theoria – наблюдение, исследование) означает совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее. Начало экономической теории было положено в Древней Греции, где мыслители занимались наукой профессионально, отмежевываясь от религиозной и мифологической традиций в способе выражения знаний. Ими впервые рассматривается вопрос о предмете экономической теории.

Исторические этапы развития представлений о предмете

Экономической теории

Ойкономия

Выделим четыре этапа развития науки: 1 этап донаучного развития (до XVII в), 2 этап – фаза рождения экономической науки (1750–1870), 3 этап открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870–1930), и этап современного углубления и расширения исследований.

Термин «ойкономия» (греч. oikonomia – управление хозяйством), в котором "ойкос" означает дом, хозяйство, а "номос" – закон, в качестве названия науки первым применил представитель богатой афинской аристократии Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.). Он написал книгу с таким же названием, которое переводится как «домострой» или «домоводство». В книге словами Сократа Ксенофонт указывает: ” … домоводство есть название какой-то науки, а эта наука, как мы определили, есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное, как мы нашли, – это все, чем человек умеет пользоваться».

В первоначальном определении наука «ойкономия» имеет два взаимосвязанных, но различных вывода:

1) целевая функция науки сводится к «помощи» людям в деле обогащения хозяйств;

2) в методологическом смысле наука занимается раскрытием «номос», т.е. законов или правил, которые соответствуют умению человека пользоваться имуществом таким образом, чтобы его хозяйство обогащалось.

Ксенофонт в историю экономических учений вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

У древних греков экономическим идеалом считалось, по словам Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), небольшое земледельческое хозяйство, где трудятся рабы. А то немногое, чего не хватает, можно получить путем обмена с соседями. Естественные возможности обогащения такого хозяйства рассматриваются, прежде всего, как способы улучшения земледелия, т.е. агрономия.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона (428-348 г.г. до н.э.). В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. В связи с применением денег изменяется характер меновой торговли – в ней появляется стремление к увеличению денежного дохода. В этой связи Аристотель отмечает, что, если первоначально обмен ограничивался исключительно предметами первой необходимости, то в период меновой торговли «развилось вполне логически и искусство наживать состояние». Такое искусство он называет хрематистикой (искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой кото­рой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения), которую он противопоставляет уже известной ойкономии.

Аристотель учитывает также наличие общей экономической связи между людьми. Такая связь осуществляется, по его мнению, с помощью государства, которое выступает как первичное и как целое по сравнению с отдельно взятой семьей, т.е. домом или хозяйством. Аристотель объясняет соподчинение экономики и хрематистики государству. Изначально государство, проявляет гораздо большую заинтересованность в развитии земледелия по сравнению с тем, что составляет предмет хрематистики. Но деньги, как и доходы, контролируются государством. Для него важно найти правильную позицию по отношению к соподчиненным частям – предметам ойкономии и хрематистики.

Рекомендации по вопросам государственного отношения к процессам развития земледелия и торговли должна давать, естественно, экономическая наука. И такие рекомендации появляются почти одновременно (в основном IV в. до н. э.) в различных странах древнего мира.

В Индии известность получает «Артхашастра» (древнеинд. «шастра» – наука, научное произведение; «артха» – польза, материальная выгода, главным образом политическая).

В Китае развиваются идеи Конфуция (551–479 гг. до н.э.), изложенные в последствии его учениками. Так, в IV в. до н. э. Шан Ян создает учение о Едином – сосредоточении усилий народа на земледелии и войне. Он писал, что государству надлежит издавать такие указы, «дабы, стремящиеся к богатству могли разбогатеть лишь благодаря земледелию, а стремящиеся избавиться от наказаний могли достичь этого, лишь участвуя в войне. И тогда в пределах границ не окажется ни одного, кто бы не стремился, прежде всего, к земледелию и войне, дабы потом получить за это то, что он любит».

Таким образом, в странах Древнего Востока еще более 1 000 лет назад появились учения о необходимости и способах государственной регламентации экономической жизни общества.

По сравнению с ними велико значение экономической теории, зародившейся в Древней Греции. В силу исторического распространения греческой культуры наука о домоводстве входила в обиход иных народов в форме ойкономии. Именно эта теория становится предпосылкой к созданию научной системы экономических знаний в условиях нового исторического времени.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" – закон.

Признаки новой исторической эпохи зарождаются в средневековой Западной Европе. Прежде всего, это – развитие городов, население которых состоит из ремесленников и торговцев, объединенных соответственно в цехи и гильдии. Появляются первые мануфактуры – предприятия, использующие ручной труд и разделение труда внутри производственного цикла. Усиливается значение городов, как центров торговли и производства. Значительно возрастает значение и объём товарно-денежных отношений. В городах Северной Италии и Южной Франции концентрируется торговля с ближневосточными странами, для которой характерны высокий спрос на восточные пряности и «нехватка денег» у европейских купцов.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в сфере торговли, то и первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. – меркантилизм (от итальянского "мерканте" – торговец, купец) – заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

Представителем меркантилизма являлся Антуан де Монкретьен (1575-1621), издавший в 1615 году «Трактат о политической экономии». По его выражению: «Счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство – в работе».

Проблема богатства рассматривается обычно в разрезе трех основных подходов:

1) что представляет собой богатство;

2) каковы источники богатства;

3) каким образом увеличивается богатство?

Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятных условий для внешней торговли государство должно вмешиваться в экономику – покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой.

На смену меркантилизму пришло классическое направление. В его основе лежит не обращение, а процесс производства товаров. В ХIX в. термин «политическая экономия» (греч. politikos – государственный, общественный и ойкономия – управление хозяйством) становится общепризнанным, как название экономической науки.

Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 гг.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, ... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу У. Петти "труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали сферу производства только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Главная научная заслуга физиократов (греч. phisis – природа, kratos – власть) состоит в том, что они впервые рассматривают капитал как способ увеличения богатства страны. В этом способе выделяются такие специфические моменты, как фазы воспроизводства: производство – распределение – обмен – потребление, а также «ежегодные авансы» или издержки, чистый доход и др.

Становление машинного производства способствовало созданию адекватной материально-технической базы капитализма – классической буржуазной политической экономики. Основоположником этой школы был А.Смит (1723-1790). В предмете политической экономии идея богатства занимает центральное место. Об этом свидетельствует даже название главного труда А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданного в 1776 г. и отнесенного позднее, по словам К. Маркса, в разряд классической политической экономии.

Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда. По мнению А. Смита «богатство рождается из разделения труда». При этом в центре внимания оказывается производительность труда, повышение которой зависит не только от труда рабочих, но и от применяемых средств труда. Процесс обновления, совершенствования орудий труда, который становится очевидным при мануфактурном производстве товаров, может быть представлен как решающее условие роста богатства. Более того, если на отдельно взятых предприятиях орудия труда находятся в форме частного капитала, то вся система разделения труда, представленная с помощью взаимосвязей между различными предприятиями, является, по сути, общественным капиталом. Отсюда следует, во-первых, что рост богатства – это, прежде всего, накопление капитала, причем как частного, так и общественного. Во-вторых, процессы данного накопления управляются «невидимой рукой», по выражению А. Смита, которая скрыта во взаимосвязях, т.е. пропорциях, системы общественного разделения труда, выходя на поверхность в формах рыночных отношений. В-третьих, непосредственно богатство представляет собой результат процессов накопления капитала, т.е. как растущие доходы различных видов, в том числе государственные доходы.

Значительный вклад А. Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

Д. Рикардо исходит из тезиса о неразрывной связи между прошлым трудом, представленном в средствах производства, и живым трудом, т.е. деятельностью рабочих в процессе производства товаров. Поэтому он не только поддерживает ранее известную мысль о сложении всех затрат труда, прошлого и живого, в процессе ценообразования, но придает ей всеобщий характер. По Д. Рикардо, в центре внимания оказывается рост трудозатрат, из которого следует при прочих равных условиях снижение, убывание доходности. В тенденции это убывание стремится к нулю. Отсюда вытекают мрачные перспективы капиталистического способа производства. Чтобы этого не произошло, необходимо рациональное перераспределение доходов.

П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Середина XIX в. насыщена исследованиями рыночного спроса. В них участвуют различные школы экономистов – австрийская, лозанская, английская. Но в целом эти исследования приводят к маржиналистской (лат. margo – край, граница) революции в политической экономии. Изменения были настолько радикальными, что наука поменяла даже свое имя – начиная с У. Джевонса и А. Маршалла, в англоговорящих странах ее стали называть экономикс.

Экономикс

Во второй половине XIX в. темпы экономического развития западно-европейских стран и США определяются уже процессами индустриализации и научно-технического прогресса. В сфере экономических отношений возникают новые явления – кризисы перепроизводства товаров, монополизация рынков и т.д. Как следствие, на переднем плане экономической теории оказываются вопросы о динамике развития, прежде всего об исходных пунктах этой динамики.

Во второй половине 19 века складываются предпосылки смены направления экономической науки. Возникает неоклассическое направление, которое исследует:

1. Предельные величины в анализе экономических процессов.

2. Человеческие потребности.

3. Сведением предмета экономической теории к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов.

В 1870-е гг. независимо друг от друга в трех странах выходят книги, имевшие фундаментальное сходство в том, что может быть названо основами маржиналистской теории.

Маржинальная теория была создана представителями 4-х школ. Австрийская школа – К.Менгер (1840-1921), его ученик Ф. фон Визер (1851-1926) и Э. фон Беем-Баверком (1851-1914). Маржинализм (от фр. marginal) – предельный – экономическая теория, использующая предельные величины для исследования экономических законов и процессов. Представители этой школы считали, что полезность блага может быть измерена количественно (кардинализм). Они ввели закон убивающей предельной полезности.

Лозаннская школа маржинализма Л.Вальрас (1834-1910), В.Парето (1848-1923) показывали, что полезность субъективна. Только рациональный индивид исходя из своей психологии может сказать, что ему полезно, основываясь на субъективно – психологических предпочтениях. Были введены психологические предпочтения, потребительский спрос и др.

Л. Вальрас и В. Парето определили, при каких условиях наступает устойчивое равновесие. Предельный анализ позволил авторам перейти к применению математических методов. Л. Вальрас создает математическую модель, в которую можно ввести бесконечное количество многообразных благ, создаваемых с помощью известных факторов производства – труда, капитала, земли. Но главное – такая модель подводит к мысли о том, что экономика способна достигнуть максимума удовлетворения потребностей в обществе.

Наибольший вклад в развитие маржинализма внесли английский экономист А.Маршалл (1842-1924) в своей работе «Принципы экономики» 1890г. Он дал новое название экономической науке – Экономика. Объектом исследования экономики стал процесс выбора наиболее эффективного, оптимального способа использования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта. Были введены в процессе производства множественность факторов: капитал, земля, предпринимательство, труд. Э

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.

В 1890 г. выходит в свет книга «Принципы экономикс», написанная А. Маршаллом (1842–1924). Центр внимания фокусируется на условиях и факторах, определяющих равновесную цену товара и услуги. Для характеристики изменений предложения и спроса А. Маршалл применяет идею «эластичности». Благодаря эластичности спроса и предложения становится оправданным, т.е. целесообразным и плодотворным, применение графического метода в экономикс. Что касается общеэкономической пропорциональности между производством и потреблением, то здесь А. Маршалл вполне полагается на достаточность рыночных «саморегуляторов» изменения цен, процентной ставки, заработной платы на соответствующих рынках. Необходимость государственного вмешательства в экономику отрицается, так сказать, в классической форме. Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 1929–1939 гг. показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни на основе теория макроэкономического регулирования. Здесь основоположником выступил Д. Кейнс (1883–1946) в его работе Общая теория занятости, процента и денег, опубликованная в 1936 году, основанная на необходимости государственного регулирования экономики посредством использования государственной фискальной, денежно-кредитной политики и других мер активного воздействия на рыночный механизм. Кейнс опроверг принцип невидимой руки Смита и опроверг законы рынка Сея (предложение порождает спрос). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.

Неокейнсиаанство возникло в 50-60 гг. 20 века. Последователи Дж.М. Кеймса – Э.Хансен, Дж.Хикс, Р.Харроз, Е.Домар продолжили развитие теории государственного регулирования не только в период экономического кризиса, но и подъема. Государство должно маневрировать расходами, сокращая их в период бума и увеличения в период депрессии. Так государство сглаживает всплески циклических перепадов конъюнктуры. Неокейнсиализм создал теорию экономического роста, связывав ее с учением об инвестициях и росте занятости.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм возник в середине 1950-х годов в США. Монетаризм – школа политэкономической и политической мысли, теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы, которая видит в регулировании обращаемой денежной массы, в том числе процентных ставок (контроль над печатанием денег) ключ к управлению экономикой. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета.

Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман.

Основные работы М. Фридмена: "Исследования в области количественной теории денег" (1956); М. Фридмен, А. Шварц "Денежная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960"(1963). М. Фридмен считал, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому темпу увеличения массы денег в обращении.

Все блага, приобретаемые и хранимые хозяйствующим субъектом, можно представить в виде его активов. Их совокупность образует портфель активов. Деньги являются активом наряду с остальными благами.

Активы хранятся индивидом либо вследствие того, что они приносят денежный доход (финансовые активы: акции, облигации), либо потому, что они имеют определенную полезность как таковые (нефинансовые активы: например, потребительские блага длительного пользования, капитальные блага), либо благодаря тому, что они доставляют удобство, ликвидность и безопасность (деньги).

Задача индивида состоит в том, чтобы распределить имеющиеся у него ресурсы (богатство) таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Новую количественную теорию денег интересует, прежде всего, объем средств, хранимых в денежной (ликвидной) форме, т. е., иными словами, спрос на деньги.

Спрос на деньги определяется тремя основными группами факторов: а) общим богатством хозяйствующего субъекта; б) издержками и выгодами, связанными с различными формами хранения богатства; в) предпочтениями индивида в отношении различных форм хранения богатства.

Неолиберализм – еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек, отстаивающий в своих работах принцип максимальной свободы человека.

Институционализм возник в США в начале 20 в. и развивается до нашего времени. Институционализм – направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами следует понимать устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные, правовые, экономические и другие отношения, определяющие правила и стереотипы поведения ("правила игры"), которым следуют люди в своих действиях, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений. Основоположником институционализма является американец норвежского происхождения Торстен Веблен (1857-1929).

Человек, по мнению Т. Веблена, не является "калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль", связанные с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Иными словами, к институтам относятся различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений.

Однако в настоящее время особенностью науки «экономикс» является то, что предмет ее разделяется на части-разделы: микро-, макро- и мировую экономику. По каждому разделу ведутся теоретические исследования, отличающиеся спецификой «своего видения» предмета науки. Объективно это ведет к обособлению данных частей экономикс, превращению их в относительно самостоятельные научные дисциплины.

Наши рекомендации