Нарушения кислотно-щелочного равновесия.

ГИПОКСИИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Постоянство рН внутренней среды является необходимым условием существования высших организмов. При нарушении этого постоянства, т.е. выходе рН крови за пределы 6,8-7,8 организм гибнет. Гипоксия (кислородное голодание) возникает при недоста­точном поступлении кислорода в ткани или при неполной утилиза­ции его тканями. Гипоксия является весьма частым патологичес­ким процессом, который сопровождает почти все болезни. Поэтому для провизора важно знать механизмы развития гипоксии и компенсаторные механизмы, включающиеся при кислородном голодании.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен:

- знать причины и механизмы возникновения расстройства кислотно-щелочного равновесия и механизмы развития нарушений функций ор­ганов и систем при ацидозе и алкалозе;

- уметь объяснить механизмы включения компенсаторных явлений при нарушениях кислотно-щелочного равновесия;

- знать причины возникновения и механизмы развития гипоксий, характер изменения обмена веществ и жизнедеятельности организма при гипоксиях;

- уметь объяснить механизмы развития компенсаторно-приспособительных реакций при гипоксии;

- оценить состояние кислотно-щелочного равновесия у больного по предложенным показателям кислотно-основного гомеостаза.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для успешного усвоения материала по теме студент должен знать:

а) физиологические механизмы регуляции кислотно-щелочного равновесия;

б) буферные системы организма и их взаимодействие;

в) физиологические механизмы обеспечения тканей кислородом.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия (КЩР):

а) механизмы, обеспечивающие поддержание КЩР. Буферные системы крови и тканей. Органы и регуляторные механизмы, обеспечивающие КЩР;

б) виды расстройств КЩР. Ацидоз и алкалоз (газовые, негазовые, компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные);

в) причины и механизмы возникновения различных видов нарушения КЩР и расстройства функций органов и систем при различных фор­мах нарушения КЩР. Механизмы компенсации;

г) основные показатели кислотно-основного гомеостаза (актуаль­ный рН, ВЕ, ВВ, рСО2).

2. Кислородное голодание:

а) типы гипоксий (экзогенный, респираторный, циркуляторный, гемический, тканевой). Причины возникновения и механизмы развития отдельных типов гипоксий. Характер изменения артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий;

б) нарушения обмена веществ и функций организма при гипоксиях. Компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях;

в) активация свободнорадикального окисления при гипоксиях;

г) представление о гипербарической оксигенации.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: Вища школа, 1994. – С. 272-279, 321-332.

3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 354-361, 241-244.

б) дополнительная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 405-447, 478-513.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. - М.: Триада Х, 2000. - С. 262-277, 278-290.

3. Горн М.М. и др. Водно-электролитный и кислотно-основной баланс: краткое рук-во / Пер. с англ. В.И. Легезы. – М.; СПб.: BINOM Publ.; Невский Диалект, 1999. – 320 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Классификация.

2. Причины и механизмы возникновения ацидоза.

3. Причины и механизмы возникновения алкалоза.

4. Изменения буферных систем крови при нарушениях КЩР.

5. Изменения в различных органах и системах при ацидозах и алкалозах.

6. Основные показатели кислотно-основного гомеостаза, их характеристика.

7. Типы гипоксий, их характеристика.

8. Дыхательные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.

9. Гемодинамические компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.

10. Тканевые компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.

11. Кровяные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.

12. Изменение артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий.

13. Нарушение функций организма при гипоксиях.

14. Активация свободнорадикального окисления при гипоксии и коррекция возникающих нарушений.

15. Представление о гипербарической оксигенации.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Представить в виде схемы патогенез судорожной реакции при алкалозе.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельная работа студентов по исследованию характера перестройки функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем при изменении рН крови и асфиксии.

3. Самостоятельное решение проблемных задач.

4. Фронтальный разбор программных вопросов.

ООД

к выполнению работы "Изменения дыхания при внутривенном введении
в организм различных химических веществ"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка крысы к эксперименту. 1. Взять крысу, посадить под стеклянный колпак и положить под него ватку, смоченную эфиром. Когда крыса уснет, взвесить ее и ввести внутримышечно или внутрибрюшинно раствор гексенала из расчета 10,0 мг на 100,0 г веса. Крысу в состоянии эфиро-гексеналового наркоза привязать к дощечке и через срединный разрез кожи и под­кожной клетчатки на шее обнажить яремную вену. К коже эпигастральной области прикрепить серфинку рычажка Энгельмана. Отрегулировать запись пневмо­граммы на кимографе.
2. Выполнение эксперимента. 2. При непрерывной регистрации дыхания на кимографе в яремную вену медленно ввести 1,0 мл 1% раствора уксусной кислоты.
3. Оценка результа­тов. 3. Обратить внимание на характер изме­нения частоты и глубины дыхания в момент введения и до нормализации дыхания.
4. Анализ результа­тов. 4. Объяснить механизм взаимодействия уксусной кислоты с буферными системами организма и влияние их на ды­хание животного.
5. Оформление прото­кола. 5. Пневмограмму опыта зарисовать в тетрадь. Объяснить механизмы изме­нения дыхания и его роль в поддер­жании кислотно-щелочного равновесия в организме. Написать вывод.

ООД

к выполнению работы "Экспериментальная асфиксия"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка крысы к эксперименту. 1. Взять крысу, посадить под стек­лянный колпак и положить под него ватку, смоченную эфиром. Когда крыса уснет, взвесить ее и ввести внутримышечно или внутрибрюшинно раствор гексенала из расчета 10,0 мг на 100,0 г веса. Привязать крысу к дощечке и через срединный раз­рез кожи и подкожной клетчатки на шее отпрепарировать трахею и под нее подвести лигатуру. К коже эпигастральной области прикрепить серфинку от рычажка Энгельмана. Отрегулировать запись пневмограммы на кимографе.
2. Выполнение эксперимента. 2. При непрерывной регистрации дыха­ния на кимографе произвести посте­пенное сдавление трахеи наложенной на нее лигатурой.
3. Оценка результатов опыта. 3. Обратить внимание на меняющийся характер расстройств дыхания при асфиксии.
4. Анализ результатов опыта. 4. Объяснить механизмы клинических проявлений асфиксии.
5. Оформление протоко­ла. 5. Пневмограмму опыта зарисовать, написать объяснение и вывод.

ПАТОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Основная функция системы пищеварения – поддержание оптимального уровня питательных веществ в крови, необходимых для жизнедеятельности организма. Между различными звеньями пище­варительной системы существует тесная взаимосвязь. Нарушение функции отдельных звеньев пищеварительной системы обусловливает хроническое патологическое состояние, как системы органов пищеварения, так и всего организма в целом. Поэтому знание причин и механизмов развития нарушения функций желудочно-кишечного тракта необходимо провизору.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причины нарушения функций желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);

- основные проявления нарушения функций желудочно-кишечного тракта;

- уметь объяснить механизмы развития расстройств пищеварения при нарушении функций отдельных звеньев пищеварительного тракта;

- этиологию и патогенез язвенной болезни желудка и двенадцати­перстной кишки;


Наши рекомендации