Основные приемы работы с животными
ФИКСАЦИЯ ЖИВОТНОГО имеет большое значение для успешного проведения эксперимента. Для каждого вида животных используются различные методы фиксации.
Фиксация собак. В зависимости от характера исследования, собак можно фиксировать стоя в специальном станке (частичная фиксация) или лежа путем привязывания к операционному столику. Иногда при частичной фиксации собаки требуется дополнительно фиксировать одну из частей тела (голову, конечности, хвост). В таких случаях используют фиксацию руками или дополнительное привязывание к станку. В некоторых исследованиях для полного обездвиживания собак без наркотизации используют миорелаксанты (кураре 1 мл 1% взвеси на 1 кг веса или его заменители: дитиллин, диплацин и др.).
Фиксация кроликов. Кроликов фиксируют руками, пеленанием полотенцем, привязыванием к операционному столику или помещением в специальные ящики. Для фиксации головы кролика используются ящики с отверстиями для шеи.
Морские свинки, белые крысы и мыши фиксируются руками (для инъекций), обездвиживаются забинтовыванием или зашиванием в марлевый мешок (особенно мыши) и привязыванием к столику.
Фиксация лягушек. Лягушек, в зависимости от стоящей перед экспериментатором задачи, фиксируют прикалыванием к специальном столику (дощечке), руками, обертыванием салфеткой или обездвиживают разрушением спинного мозга с декапитацией или без декапитации.
НАРКОЗ. Для обезболивания при операциях и полного обездвиживания животных применяются все виды наркоза: ингаляционный, инъекционный (в/в, в/м, п/к, внутрибрюшинный) или комбинированный и смешанный.
Кроликам эфирный наркоз дается путем вдыхания эфира через маску. Гексеналовый наркоз достигается путем введения в вену 5% раствора в дозе
30‑40 мг/кг.
Морские свинки, крысы, мыши, кошки. Для получения у них эфирного наркоза животных сажают под стеклянный колпак (банку, стакан) и кладут кусочек ваты, смоченный в эфире.
После засыпания животные привязываются к столику и наркоз продолжается путем вдыхания эфира через специальную маску. Уретановый наркоз достигается путем подкожного введения 10% раствора из расчета: морской свинке 1,5 г/кг веса, крысе 1,0 г/кг, мышке - 15 мг на 10 г веса.
Лягушки. Для наркотизации эфиром достаточно приложить к брюшку лягушки на несколько минут смоченную эфиром вату. Уретан 10% вводится в п/к лимфатический мешок 1,5 - 2 мл (0,2 г на лягушку). Для получения алкогольного наркоза лягушка помещается на 10-15 мин в 10% этиловый спирт - наркоз длится около 20 мин.
Наркотический эффект достигается введением дозы этанола 4,5 г/кг в виде 25% раствора внутрибрюшинно. Индивидуальный подбор дозы (в мл) в зависимости от веса животного представлен в таблице.
г/г | ||||||||||
0,00 | 0,18 | 0,36 | 0,54 | 0,72 | 0,90 | 1,08 | 1,26 | 1,44 | 1,62 | |
1,80 | 1,98 | 2,16 | 2,34 | 2,52 | 2,70 | 2,88 | 3,06 | 3,24 | 3,42 | |
3,60 | 3,78 | 3,96 | 4,14 | 4,32 | 4,50 | 4,68 | 4,86 | 5,04 | 5,22 |
УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ УМИРАНИЯ И РЕАНИМАЦИИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Учение о болезни является введением в изучение патологии человека. Знакомство с развитием общих представлений о болезни позволит правильно понять сущность основных понятий и терминов, употребляемых при изучении человеческой патологии, что является совершенно необходимым при изучении всех последующих тем патологии.
Современное развитие медицинской науки и практики позволяет активно вмешиваться в течение болезни на всех, в том числе на конечных этапах ее, т.е. останавливать процесс умирания и даже восстанавливать жизнедеятельность организма после наступления смерти. Знание механизмов умирания и условий восстановления жизнедеятельности организма способствует формированию патофизиологически обоснованного подхода к проведению реанимационных мероприятий.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- определение и сущность основных понятий и терминов патологии;
- общие закономерности типического течения болезни и основные формы атипического течения заболевания;
- характеристику терминальных состояний;
- общие механизмы умирания;
- основные принципы реанимации;
- дать патофизиологическое объяснение методам реанимации.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения данной темы необходимо иметь общее представление о биологической и социальной сущности здоровья, физиологии жизненно важных систем, их функциональном взаимодействии и регуляции.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Современное представление о сущности болезни. Определение понятий "здоровье", "болезнь", "патологический процесс", "патологическое состояние", "патологическая реакция".
2. Проявление болезни: симптомы (специфические, патогномоничные, неспецифические), симптомокомплекс, синдром.
3. Периоды типического течения болезни: латентный, продромальный, период полного развития болезни, исход.
4. Атипические формы течения болезни: рецидив, ремиссия, осложнение, обострение, стертая и абортивная формы.
5. Принципы классификаций болезней: по этиологии, по течению и выраженности проявлений, по первичным механизмам развития, по преимущественному поражению органов и систем, по уровню поражения функционирующих структур, по возрасту и полу, по способу лечения, по реактивности иммунной системы организма. Статистическая классификация.
6. Исходы болезни.
7. Умирание как этап течения болезни. Терминальные состояния (агония и клиническая смерть), их характеристика. Этапы и механизмы угасания жизненно важных функций организма. Гипоксия и метаболический ацидоз - важнейшие патогенетические звенья процесса умирания. Компенсаторные реакции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем при умирании.
8. Обратимость терминальных состояний. Развитие учения о реанимации. Основные принципы реанимации. Патофизиологические основы современных методов оживления организма.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Методические разработки кафедры "Основные положения общей нозологии". - Курск, 1996. - С. 4-12.
3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994 или 1985. - С. 20-31.
4. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Блинков Ю.А. и др. Тестовые задания по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 1998. – С. 5-7.
б) дополнительная:
1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД,
2002. - Т. 1. – С. 26-37.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 13-18, 22-27.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 1-8.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Современное определение понятия "болезнь".
2. Сущность понятия "патологический процесс" и соотношение этого понятия с болезнью.
3. Сущность понятия "патологическое состояние" и его взаимосвязь с патологическим процессом и болезнью.
4. Виды симптомов и их характеристика.
5. Содержание понятий "синдром" и "симптомокомплекс".
6. Периоды типического течения болезни и их характеристика.
7. Исходы болезни и их характеристика.
8. Формы атипического течения болезни и их характеристика.
9. Факторы, определяющие возникновение различных форм атипического течения болезни.
10. Принципы классификации болезней.
11. Характеристика терминальных состояний.
12. Этапы угасания функций нервной системы при умирании.
13. Особенности изменений сердечной деятельности при умирании и их механизмы.
14. Механизмы развития изменений дыхания при умирании.
15. Компенсаторные механизмы нервной и сердечно-сосудистой систем при умирании.
16. Гипоксия и метаболический ацидоз как важнейшие звенья процесса умирания.
17. Роль российских ученых в развитии учения о реанимации.
18. Основные принципы реанимации.
19. Методы восстановления сердечной деятельности и их патофизиологическое обоснование.
20. Методы восстановления дыхания и их патофизиологическое обоснование.
21. Патофизиологический подход к восстановлению психоневрологических функций при реанимации.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Написать определения понятий: "здоровье", "болезнь", "патологический процесс”, "патологическое состояние", "синдром".
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответа по тестовой методике.
2. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы.
3. Самостоятельное выполнение студентами экспериментальных работ согласно ООД.
4. Самостоятельное (индивидуальное) решение проблемных задач.
5. Фронтальный разбор решений проблемных задач.
ООД
к выполнению работы "Влияние сильного болевого раздражения на проявление защитных рефлексов и возникновение заболеваний"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Анализ результатов. 4. Оформление протокола. | 1. Лягушку декапитировать и подвесить за нижнюю челюсть на штативе Бунзена. 2. Через 10-15 мин (после выхода лягушки из состояния шока) у лягушки определить время возникновения рефлекса Тюрка на раздражение стопы 0,5% раствором серной кислоты. После отдергивания лапки ее быстро обмыть водой и определить время пребывания лапки в отдернутом состоянии. После отпускания лапки вновь быстро нанести повторное раздражение. Опыт вести до тех пор, пока опущенную в кислоту лапку лягушка не будет отдергивать в течение 1 минуты. 3. Угасание защитного рефлекса объяснить исходя из условий опыта - быстрое повторное нанесение раздражителя. 4. Протокол оформить по общей схеме. Данные эксперимента представить в виде таблицы с отражением количества раздражений, скорости возникновения рефлекса и выраженности длительности самого рефлекса. |
ООД
к выполнению работы "Значение нарушения
защитных рефлексов в развитии заболевания"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Анализ результатов опыта. 4. Оформление протокола | 1. Лягушку декапитировать и подвесить за нижнюю челюсть на штативе Бунзена. 2. Через 10-15 мин после выхода лягушки из шока определить время рефлекса сбрасывания на правой и левой задних конечностях. Для этого на кожу задней поверхности верхней трети бедра наложить фильтровальную бумагу, смоченную 1% раствором кислоты. Затем одну стопу лягушки захватить анатомическим пинцетом, опустить в кипяток и держать до тех пор, пока пальцы стопы не образуют "кулачок". После прекращения у лягушки двигательной реакции на ожог вновь определить время рефлекса сбрасывания на обеих конечностях. 3. Объяснить механизмы угасания рефлексов под влиянием сильного болевого раздражителя. 4. Данные представить в виде таблицы и оформить протокол по схеме. |
ООД
к выполнению работы "Значение функционального состояния рецепторов
в развитии болезни"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Анализ результатов опыта. 4. Оформление протокола. | 1. Лягушку декапитировать и подвесить за нижнюю челюсть на штативе Бунзена. 2. Через 10-15 мин однократно определить время рефлекса Тюрка на обеих задних конечностях. Затем одну стопу тщательно обвернуть ваткой и обильно смочить эфиром. Через 4-5 мин ватку с эфиром снять и вновь определить время рефлекса Тюрка на обеих конечностях. 3. Объяснить механизмы влияния эфира на функциональное состояние рецепторов и проявление защитных рефлексов. 4. Протокол оформить по принятой схеме. Данные опыта представить в виде таблицы. |
ООД
по выполнению работы "Оживление крысы
при экспериментальной асфиксии"
Работа выполняется на 6-8 трахеотомированных крысах под эфирно-гексеналовым наркозом. Для получения эфирного наркоза крысу посадите под стеклянный колпак и положите под него ватку, смоченную эфиром. Через 2 –
3 мин, когда крыса уснет, быстро взвесьте ее и введите внутримышечно (или внутрибрюшинно) 10% раствор гексенала из расчета 10 мг на 100 г веса. Внутримышечное введение проводится в мышечный массив бедра, а для внутрибрюшинного введения необходимо крысу поднять вертикально головой вниз и по средней линии живота на 2-3 см от лобка сделать прокол брюшины (при проколе брюшины сразу исчезает сопротивление тканей игле) и ввести раствор гексенала.
Наркотизированную крысу привяжите к дощечке и лигатурой за верхние резцы фиксируйте голову. Через срединный разрез на шее обнажите трахею и подведите под нее лигатуру. Далее маленькими остроконечными ножницами между 2- и 3-м трахеальными хрящами сделайте поперечный разрез трахеи на 2-3 мм и рассеките 3-й трахеальный хрящ. Через разрез в трахее введите короткую стеклянную канюлю и фиксируйте ее с помощью лигатуры. Далее асфиксия воспроизводится путем закрытия стеклянной канюли. Острая асфиксия протекает в несколько стадий, которые представлены на пневмограмме.
|
|
|
|
|
|
Результаты проведения реанимации при асфиксии
№ вариантов опыта | Длительность закрытия дыхательных путей | Время начала реанимационных мероприятий | Характер и объем реанимационных мероприятий | Результаты реанимации |
До окончания экспираторной одышки | Сразу после восстановления проходимости дыхательных путей | Восстановление проходимости дыхательных путей | ||
До полного прекращения терминального дыхания | Через 1 мин после прекращения терминального дыхания | Восстановление проходимости дыхательных путей, вдувание воздуха в легкие и ритмичное сдавливание грудной клетки | ||
До полного прекращения терминального дыхания | Через 3 мин после прекращения терминального дыхания | Восстановление проходимости дыхательных путей, вдувание воздуха в легкие и ритмичное сдавливание грудной клетки |
Анализ полученных результатов. Объяснить механизмы, обеспечивающие особенности восстановления дыхания в зависимости от времени начала реанимации, а также от характера и объема реанимационных мероприятий. Сделать вывод.
Оформление протокола. Протокол оформить по форме представленной работы и сделать общее заключение об эффективности реанимационных мероприятий.
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Этиология как учение о причинах и условиях возникновения болезней является ведущим разделом медицины и имеет большое значение в практической деятельности. Знание причин и условий возникновения болезней обеспечивает успешное лечение и особенно профилактику заболеваний. Изучение общей этиологии позволяет выяснить роль причины, условий и реактивности организма в возникновении болезней, а также уяснить патофизиологическую основу профилактики различных заболеваний.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- определение понятия "этиология" и классификации причин болезней,
- основные механизмы действия социальных факторов как этиологического фактора возникновения болезней,
- роль причины, условий и реактивности организма в возникновении болезни.