Эпизод 4. «Земля — наш космодром»
Большинство тех, кто был на поле, уходят, подстраиваясь в качестве эскорта к соответствующим машинам. На поле остается массовка в серебристых комбинезонах с голубыми пластинами в руках. И вот, продолжая круговое движение техники и хоровода, над земным шаром взлетает никелированный спутник с антеннами (модель на корде с моторчиком. Управление осуществляется изнутри шара). Слышится знакомое всем «пип-пип», и в ритме сигнала часть массовки синхронно переворачивает туда и обратно свои пластины. И по голубому фону на поле несется кругами еще несколько серебристых «спутников» (пластины с одной стороны голубые, с другой — серебряная фольга). Через несколько секунд над земным шаром появляется еще один спутник, а на нем собачка (кукла). И еще больше серебристых кругов возникает на поле.
И вот вокруг шара полетел корабль «Восток» с космонавтом на нем (цирковой аттракцион). Космонавт в оранжевом скафандре с буквами «СССР» на груди, над кораблем — алый стяг. В это время из серебристых пластин на поле актеры складывают ракету. Идет обратный отсчет времени на «пуск» (может быть документальная фонограмма — голоса Королева и Гагарина, вплоть до знаменитого «Поехали!». На фоновой трибуне — их портреты, на табло — документальные кинокадры). Пламя (алые ленты) вырывается из «дюз», ракета пошла по полю в сторону фоновой трибуны, вначале медленно, потом быстрее и быстрее, и вот уже ее изображение появляется на фоне, ракета летит в космос. В это время на табло — кадры запусков, портреты космонавтов. А по всему полю идет «космический вальс». Дети играют метеозондами, раскрашенными и декорированными как планеты Солнечной системы: Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, Нептун... Девочки одеты звездочками, мальчики — юные космонавты. Над ними летают в воздухе люди в космических скафандрах (спортсмены на батутах, цирковые артисты на трапециях, кольцах, канатах, кор де парелях, привязанных к кранам, на косых тросах, протянутых от поля к козырьку трибун и т. п. Может быть серия цирковых номеров на конструкциях, подвешенных к вертолетам).
А по беговым дорожкам в это время едут электрокары, декорированные под космические корабли «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т», станции «Салют», «Мир» и т. д. На электрокарах—все летчики-космонавты СССР, как советские граждане, так и участники программы «Интеркосмос». Они едут так, как летали: по одному, по двое, по трое, целыми группами. Звучит специально написанная песня. Диктор по радио представляет экипажи, называет даты полетов. Юные космонавты, Дети-«планеты» и дети-«звездочки» преподносят им цветы, провожают в ложу почетных гостей, а сами садятся в их «корабли» и уезжают. Если в это время в космосе будет работать какой-то советский экипаж, то звучит приветствие из космоса участникам XII ВФМС, а на электротабло идет прямой телерепортаж. И на фоновой трибуне появляется огромное оранжевое солнце с расходящимися лучами.
Весь эпизод длится примерно 10 минут.
Эпизод 5. «Не дадим взорвать мир!»
На фоновой трибуне начинают наползать на солнце черные тучи, пока полностью не скрывают его. Тучи превращаются в черные самолеты, которые все увеличиваются, будто приближаются. Одновременно из всех ворот стадиона спиной отступают люди, пятятся, будто под порывами ветра (среди них негры с прической «афро», арабы в бурнусах, вьетнамцы в широких треугольных шляпах и белых одеждах, жители Латинской Америки в пончо и сомбреро и т. д. и т. п. — люди стран третьего мира в узнаваемых костюмах и головных уборах). Они пытаются сопротивляться, бросаются группами вперед и вновь отступают (массовая пантомима). И вот появляются те, кто наступает на них. Это огромные куклы и люди в масках. Здесь могут быть большие черные птицы (крылья и хвост, как у реактивного самолета, а спереди — зубастый клюв. Каждую такую птицу-самолет несут на шестах несколько человек в черном). Наступают также символические фигуры на ходулях. Это может быть черная фигура во фраке и цилиндре с бомбой в руке, на бомбе индексы «А», «Н», «N». Может быть белая фигура в балахоне ку-клукс-клана с крестом и огромной цепью-наручниками. Фигура-полицейский в шлеме и мундире, с дубинкой и кольтом, фигура-неофашист в серо-зеленом мундире и рогатой каске со свастикой, фигура-наемник в пятнистом маскировочном костюме и зеленом берете и т. д. и т. п.
Все эти фантасмагорические фигуры, куклы и маски теснят людей к центру поля. Люди сходятся у земного шара, берутся за руки и противоборствуют черным силам, охраняя Землю от сил войны и разрушения. И тогда раздается свист падающей бомбы. Над земным шаром вырастает атомный гриб (пиротехника). Звучит пронзительная электронная музыка. Цепь людей распадается. Их костюмы (до того — цветные, яркие) меняют цвет на серый, на лицах появляются серые маски. Медленная изломанная пластика, как в кошмарном сне, как агония смерти в замедленной киносъемке. (На электротабло — кадры горящего Бейрута, Гренады, Никарагуа и др.) И вот все поле стадиона усеяно мертвыми телами. Огромные куклы и птицы накрывают их всех своими черными крыльями и мантиями, все поле становится черным пепелищем. И не то сама Смерть, не то Война (скелет в сапогах, в противогазе, в каске и с автоматом — актер на ходулях) пляшет на поле павших. Это должна быть трагическая сцена — предупреждение о возможной грядущей ядерной катастрофе. Пауза. Меняется музыка. Все замерло. На верху шара появляется женщина в белом балахоне. В ее руках трепещет и бьется алый комок — сердце. Из него на Землю струится кровь — полоса алого шелка. Эта же картина появляется на фоновой трибуне. Одновременно на поле черная ткань, накрывшая павших, начинает медленно сползать, выворачиваясь наизнанку. Изнаночная сторона — красная. Как будто кровь стекает с поля, открывая погибших в борьбе (ткань тянут за леску люди из-под трибун). И вот струя крови превращается в знамя. Женщина взмахивает этим знаменем, и отступают в ужасе гротесковые фигуры. Звучит песня-призыв, песня-протест. И изо всех ворот колоннами идут борцы за мир. Они в одеждах и головных уборах всех стран и континентов (это могут быть, в частности, иностранные студенты, обучающиеся в Москве). У них в руках лозунги и плакаты, эмблемы и транспаранты на всех языках мира. Идет Марш мира молодежи планеты. На электротабло в это время — документальные кадры Марша мира в разных странах. И под этим натиском рушатся и исчезают черные фигуры. Колонны выносят и выбрасывают их костюмы и реквизит (сами актеры, которые были внутри кукол, незаметно смешиваются с массой, так же как и «павшие», которые встают, вновь трансформируют свои костюмы в первоначальный вид и присоединяются к демонстрантам). Вот колонна солдат несет и выбрасывает куклу «наемник», колонна негров — балахон ку-клукс-клана, арабы — птицу-самолет, латиноамериканцы — фигуру в цилиндре и фраке и т. д. И, наконец, колонна детей несет на свалку истории чучело Войны. Все эти фигуры можно вынести со стадиона, можно свалить в кучу на правом секторе, но лучше всего ритуально сжечь, устроив на песке прыжковой ямы настоящий костер. Поскольку вся бутафория — это картон и рейки, то сгорят они очень быстро, а эффект от такого акта публичного уничтожения символов агрессии и войны может быть очень большим. Особенно если учесть восприятие молодежной аудитории.
И вот поле стадиона и земной шар вновь очищены от темных сил, и все люди Земли, взявшись за руки, поют общую песню (может быть, «Гимн демократической молодежи мира»). А на фоне вновь появляется улыбающееся солнце.
Весь эпизод рассчитан на 10 минут.
Эпизод 6. «Планета людей»
На вершине земного шара стоят, соединив в пожатии руки, три человека — представители трех рас — белой, черной и желтой. Одновременно появляются три профиля на фоновой трибуне (эмблема ВФДМ). Марш мира представителей всех стран идет по дорожке стадиона вокруг поля. А на самом поле появляются девушки с длинными (во всю длину поля) и широкими (1 метр ширины) голубыми лентами. Ленты переливаются, изгибаются, как морские волны. И по этим волнам плывут яхты с парусами — флагами стран, прибывших на фестиваль. «Все флаги в гости будут к нам!» Спортсмены в костюмах пяти фестивальных цветов, пяти континентов идут к земному шару. Они быстро и ловко взбираются по его параллелям и меридианам, как на огромный спортивный снаряд — «вазу». Они «раскрываются», образуя пять фестивальных лепестков вокруг земного шара, и шар превращается в эмблему фестиваля.
Одновременно на поле — сюита танцев народов Земли. Здесь и африканский ритуальный танец, и латиноамериканская румба, и танцы индейских племен, и танцы народов Азии (Индия, Вьетнам, арабские страны), и европейский вальс... Вся сюита исполняется советскими танцорами, одетыми в соответствующие костюмы, но возможно также использование коллективов студентов зарубежных стран, обучающихся в Москве.
В финале сюиты все танцоры также образуют на поле вокруг земного шара фестивальный цветок, садясь в пять огромных полукруглых лепестков. (Возможно, у них в руках большие поролоновые цветы тех же расцветок, возможны декоративные яркие манжеты и головные уборы.) На стадионе раскинулась огромная фестивальная «ромашка». Еёлепестки живут, переливаются (могут быть использованы гимнастические обручи, ленты и т. п.). Спортсмены с земного шара — «вазы» присоединяются к танцорам на поле.
Весь эпизод длится не более 10 минут.
Эпизод 7. «Дадим шар земной детям!»
В земном шаре открываются десятки окошек, и из них выглядывают дети всех рас, национальностей и стран. Они в национальных костюмах и головных уборах, в руках — флажки своих стран или флажки с эмблемой фестиваля. Дети вылезают наружу, спускаются на поле и тянут за собой из земного шара десятки ярких лент с национальными орнаментами (или цвета национальных флагов). Одновременно из всех ворот стадиона выбегают другие дети в костюмах разных стран мира. Одни из них на лошадках, велосипедах, самокатах и т. п. Ониподбегают и берутся за концы лент. У других — куклы, мячи, скакалки. Они просто играют на поле. Третьи с яркими ведерками, полными краски, и с кистями в руках. Они бегут к земному шару, лезут на него (взрослые им помогают, подсаживают, поддерживают, сажают на плечи) и разрисовывают всю планету цветами, домами, деревьями, людьми, птицами и словами «Мир», «Дружба», «Мама», «Небо», «Солнце» и т.д. и т.п. Слова эти пишутся большими яркими буквами на разных языках. Этот эпизод должен ассоциироваться с предвоенным (карусель лент, играющие дети), но здесь не пионерская форма, а костюмы всех стран мира.
Звучит песня о мирном будущем планеты. Дети уже слезли с полусферы и стали вокруг в хоровод. И вот земной шар начинает медленно подниматься вверх (на телескопической вышке). Полусфера становится полной сферой, шаром, ее нижняя половина заранее также расписана словами и разрисована. Как огромный бутон вырастает шар на стебле над стадионом, и на том же стебле раскрываются пять ярких листьев. Дети с лентами, а вместе с ними и взрослые танцоры и спортсмены ведут огромные яркие хороводы вокруг цветка-шара. Как в гигантской карусели едут лошади, велосипеды, самокаты, дети на плечах отцов и матерей... Остальные танцуют на поле внутри шатра из лент. К ним на поле выбегают еще сотни мальчишек. У каждого в руках свой маленький земной шар-цветок. Это глобусы с листьями пяти цветов. Мальчики танцуют с глобусами и вдруг все разом откидывают их верхнюю половину. И из глобусов в небо летят сотни белых голубей. Одновременно с беговых дорожек летят в небо метеозонды и связки воздушных шаров. К ним прикреплены вымпелы с лозунгами, здравицами, приветствиями, эмблемой фестиваля и т. п. Звучит специально написанная песня, посвященная XII Всемирному фестивалю.
И когда все зрители смотрят вверх, в небе расцветает большой праздничный фейерверк.
Этот эпизод (без фейерверка) должен идти примерно 10 минут.
Вся театрализованная часть праздника—1 час 30 мин. — 1 час 40 мин.
То, что было приведено выше, — первоначальный вариант сценария, режиссерский вариант. Он должен был бы дорабатываться вместе с художником, музыкальным руководителем, режиссерами по пантомиме, цирку, балетмейстером и т. д., не говоря уже о доработках и изменениях, возникающих у режиссера в процессе репетиций. А тот сценарий, который будет приведен ниже, прошел все эти стадии. Собственно говоря, он с самого начала сочинялся коллективно. Помимо меня, предложившего «ход» и общий замысел сценария, в его разработке очень активно участвовал художник А. П. Мальков, менее активно режиссеры Е. В. Вандалковский и В. М. Радер. Затем в процессе репетиций существенные поправки и творческие дополнения внесли балетмейстеры И. Л. Гафт, Л. А. Михайлиди, Л. Г. Сидошенко, Б. Е. Кобринский, режиссеры С. Г. Андрачников, В. О. Андреев, М. М. Зингер, М. В. Левин и другие. Наконец, на последнем этапе, уже после неудачной попытки сдачи представления руководству, мне, как главному режиссеру культурной программы фестиваля, пришлось вмешаться в сделанную работу и многое отредактировать, а кое-что кардинально переделать. Достаточно сказать, что с полутора часов (на сдаче) представление сократилось до 55 минут, причем ни один эпизод не был выброшен, сокращение произошло за счет их перестановки, совмещения, увеличения темпа и т. п. Режиссеры понимают, что это такое — сократить представление на 35 минут! Но окончательный «товарный» вид представление получило только вечером 28 июля, когда чашу стадиона заполнили 45 000 юношей и девушек, в том числе 28 000 зарубежных делегатов и гостей фестиваля из 158 стран, представителей 83 международных молодежных организаций. Их энтузиазм и реакция на действие, атмосфера всеобщего воодушевления и братского единства придали представлению характер высокой трагедии, когда все, что было первоначально задумано и так долго и сложно готовилось, вдруг разом зазвучало торжественно и скорбно, величественно и ярко.
Таким образом, здесь мы уже предлагаем читателю не сценарий, а литературную запись готового представления, которую я попытался сделать с любезного согласия моих многочисленных соавторов. Внимательный читатель обнаружит здесь отдельные мотивы (правда, по-иному аранжированные) вышеприведенного невоплощенного сценария.
РЕЖИССЕРСКАЯ ЗАПИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «МИР ПОБЕДИТ ВОЙНУ!»
Предлагаемые обстоятельства
Представление на стадионе «Динамо» было запланировано Международным подготовительным комитетом на 2-й день фестиваля, и это создавало для авторов и режиссеров целый ряд дополнительных трудностей.
Во-первых, накануне на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках должна была состояться торжественная церемония открытия XII ВФМС (тоже стадион, тоже ритуально-тематическое представление). Естественно, Оргкомитет фестиваля не жалел для этого важного мероприятия ни сил, ни средств. Подготовка его шла 10 месяцев (представление на «Динамо» готовилось 3 месяца), в состав режиссерско-постановочной группы вошли крупнейшие мастера этого вида искусства. Превзойти это грандиозное действо по масштабам, конечно, нечего было и мечтать. Да и с идеологической точки зрения такая попытка была бы неверна. Поэтому авторы с самого начала решили отказаться от тех выразительных средств, которыми собирались пользоваться постановщики церемонии открытия: тематических картин на фоновой трибуне; массовых спортивно-гимнастических выступлений; стилизованных национальных хороводов разных народов и стран. Взамен этого традиционного набора было решено поставить массовый спектакль с единым действием и сквозным сюжетом, аллегорическим оформлением и образными мизансценами, пластическими метафорами и специально написанной музыкой.
Во-вторых, это был первый рабочий, тематический день фестиваля, «день борьбы за мир». Его девиз: «Молодежь и студенты за мир, предотвращение ядерной войны, разоружение» — никого не мог оставить равнодушным. И поэтому с самого утра все делегаты участвовали в митингах на предприятиях и заводах, в дискуссиях и диспутах в вузах и на открытых площадках, затем все выехали на Поклонную гору, где участвовали в трудовом десанте на строительстве мемориала Победы, после обеда состоялась массовая манифестация по Ленинградскому проспекту от Белорусского вокзала до стадиона «Динамо», затем — полуторачасовой митинг на стадионе... И лишь после всего этого (причем сразу вслед за митингом, без перерыва) должно было состояться наше представление. Оно должно было в образно-эмоциональной форме венчать весь цикл политических мероприятий этого сверхнасыщенного дня, посвященного 40-летию Победы над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом. Естественно, в этих условиях нельзя было ставить многочасовое шоу аналогично тому, как это планировалось в Лужниках, представление должно было быть динамичным, эмоциональным, но при этом предельно лаконичным, где-то в пределах одного часа.
В-третьих, режиссерская группа не получила в свое распоряжение ни спортсменов, ни солдат, ни профессиональных актеров, то есть наиболее подготовленного физически и технически и наиболее дисциплинированного контингента участников. В представлении было занято 7000 человек, в основном бойцы московских ССО, которые приходили на репетиции после тяжелого трудового дня, а также участники взрослых и детских самодеятельных коллективов. Кроме того, поскольку действие происходило в основном в светлое время суток, режиссеры были лишены возможности использовать художественный свет, проекции и тому подобные выразительные средства.
И наконец, 28 июля наша страна отмечала День Военно-Морского Флота СССР. В 22 часа 00 минут над Москвою должен был вспыхнуть праздничный фейерверк. Необходимо было так рассчитать хронометраж представления, чтобы финал его совпал с первыми залпами салюта. Для этого необходимо было выверить действие с точностью до нескольких секунд (чуть застопорили — фейерверк начнется во время сцены атомного апокалипсиса, чуть заторопили действие — и зрители уже уйдут со стадиона).
Таковы были основные предлагаемые обстоятельства, в существенной степени повлиявшие на стиль и форму представления.
Принципы решения и оформления
Любой стадион предлагает режиссеру целый набор оригинальных сценических площадок: футбольное поле и секторы, беговые дорожки, трибуны с входами на разных уровнях, площадками, ступенями, козырьками над входами, бортиками и т. п., мачты стационарного освещения, наконец — небо над чашей стадиона. Все эти площадки мы вместе с художником А. П. Мальковым и постарались «задействовать» в представлении «Мир победит войну!».
От замысла и специфики места действия родился такой образный «ход»: постоянное противопоставление двух миров — Жизни и Смерти, постоянно звучащий голос горечи и гнева.
Итак, углы трибуны, расположенной напротив центральной ложи, были застроены крупными декорационно-конструктивными элементами. Слева находился образный лагерь Войны и Смерти. Он был сконструирован из черных металлических труб и ферм. По ходу представления конструкция ассоциировалась то с тюрьмой, то с обгорелыми руинами, то с виселицами, то со стволами орудий, то с трубами крематория. Этому помогали отдельные декоративные элементы, появляющиеся на площадках конструкции (пушки, виселицы, ракеты), люди в соответствующих костюмах (фашисты, беженцы, заключенные), пиротехнические эффекты (пламя за конструкцией, взрывы, дым, столбом поднимающийся в небо, и т.п.). В финале, когда на месте руин возникал образ Стройки (бело-голубые фермы на черной арматуре), это было очень неожиданно и эффектно.
Справа был мир Жизни и Счастья. Основными декоративными элементами здесь была подлинная зелень ветвей и вода фонтанов, яркие бутафорские цветы и флаги. Над декорацией в небе возникала пятицветная (пять цветов фестиваля) радуга из легких флажков, укрепленных на тросах. По ходу представления вдоль верхнего бортика появлялись зубцы Кремлевской стены, набранные из алых лент, на площадках поднимались боевые ордена, начинали бить фонтаны и т. п.
Трибуна между этих двух миров была заполнена участниками большого сводного хора. В центре трибуны, над козырьком основного входа находился огромный бутафорский колокол. Это был символ Памяти (колокол Хиросимы, колокола Хатыни) и Призыва (набат). Колокол собирает людей на совет (вечевой колокол), он же возвещает праздник (благовест).
Сзади за стеной стадиона находились машины с подъемными механизмами (телескопические вышки, «механические руки» и т. п.). На них были укреплены детали оформления (например, контуры легко узнаваемых зданий, таких, как Эйфелева башня) и большие буквы (слово «мир» на шести языках), которые в нужный момент представления вырастали над верхним бортиком трибуны и застывали на фоне предзакатного неба.
Еще выше на вантовых растяжках, укрепленных между осветительными мачтами, могли появляться, а затем исчезать большие надувные элементы декорации (ракеты, планеты, звезды).
На поле стадиона проходила борьба больших символических групп (черная гидра войны и стальная стена обороны, белый гриб атомной смерти и карнавал детского счастья), на беговой дорожке одновременно с этим шли аллегорические шествия (дети-сироты с колокольчиками, колонна заключенных, парад 41-го года и Парад Победы, поезд мертвых детей и марш протеста молодежи мира).
Не все удалось воплотить так, как замышлялось. Например, в эпизоде «Нашествие», где противостояли друг другу две большие группы участников — «черные» (символизирующие фашистов) и «красно-стальные» (советская армия). По замыслу сценаристов «черные» должны были быть накрыты общей маскировочной сетью и представлять нечто единое и бесформенное — гидру, змею, спрута — нечто обволакивающее, поглощающее, всасывающее в себя все, что встречается этой гадине на пути. Режиссерам, к сожалению, не удалось добиться этого. Они отказались от сети, а следовательно, и от образа гидры, не предложив ничего взамен. В одном и том же ритме маршировали вначале «черные», оттесняя «красных» и даже вклиниваясь в их ряды, потом переходили в наступление «красные», а «черные» в том же ритме отступали. Друг от друга они отличались только цветом. Помимо этого у «красных» в руках были флаги-штыки, а для «черных» быстро изготовили прямоугольные полосы черной ткани, натянутые на каркас из дюралевых трубок. «Черные» ходили, держа эти полосы в руках, но полосы ничего не изображали и ни с чем не ассоциировались. Пришлось искать новый художественный образ для «черных», и он был найден, как только мы изменили тип движения, темпо-ритм его, пластику участников. «Черные» шли в атаку абсолютно прямо, не сгибая спины, выбрасывая вперед-вверх прямые ноги, прижав руки к бедрам и шагая через такт. Появилось ощущение мертвой машины, механистического, тупого напора. «Красные» шагали в такт музыке, наклонив туловище вперед, руки — как при команде «В штыки!», ноги слегка согнуты, шаг укорочен. Условно для себя мы определяли первый пластический образ — «нюрнбергский парад», второй — «атака». Помимо этого, мы поставили ряд мизансцен, где черные полосы смыкались в глухую стену, пересекались, образуя фашистские кресты, подымались над головами, превращаясь в панцирь, и т. д.
К сожалению, эти изменения пришлось делать уже на самом стадионе за сутки до представления.
Не все получилось и в оформлении. По-настоящему выразительной была конструкция, изображавшая мир Войны и Смерти, а также радуга над городом Мира и ряд других крупногабаритных деталей реквизита. «Мир Жизни», как только живую зелень заменили зеленые и голубые ленты, превратился в бутафорскую декорацию, которую не спасли появившиеся в финале зонтики с цветами-ромашками, яркие флаги, другие цветовые пятна и даже струи фонтанов. Совсем не удался колокол— основная смысловая деталь оформления. С учетом ветровой нагрузки он был изготовлен из лент, натянутых на каркас, и оказался более всего похож на абажур. Кроме того, он был неподвижен. Пришлось привязать к нему «язык» и имитировать раскачивание пантомимическими движениями массовки. Это в какой-то степени объясняло зрителю предназначение странного предмета в центре.
ОПИСАНИЕ ЭПИЗОДОВ
Пролог. «Память сердца»
На козырьке центрального входа фоновой трибуны под колоколом появляются фанфаристы. Звучат позывные. Под марш из пяти ворот стадиона на поле вступают колонны молодежи пяти континентов в костюмах пяти фестивальных цветов. Люди сходятся в центре, прикладывают правую руку к сердцу ладонью наружу, в ритме музыки сжимают кулак и раскрывают ладонь — мы видим и слышим, как пульсируют их сердца (на ладонь перчатки наклеен кусок светоотражающей фольги, в музыке— биение сердца). Над массой — поднятый на руках парень с пятицветным полотнищем в руках. Оно бьется и трепещет в том же ритме. Передавая с рук на руки, парня с пятицветным полотнищем перенесли на козырек под колокол, а все участники синхронно перестроились в пять шеренг, расходящихся веером в диагональ от колокола ко всем трибунам стадиона. Мерными движениями они начинают раскачивать колокол (пантомима). Синхронно с этими движениями раскачивается вправо-влево огромное полотнище, начинает колебаться язык колокола, в такт гудят его удары (фонограмма). Гулко звучит набат, а по дорожке стадиона справа налево идет процессия детей в белых балахонах с колокольчиками в руках. Их нежный перезвон печально аккомпанирует звуку большого колокола. На электротабло появляется огромное слово «ПОМНИ!» на шести языках...