ПЕДИАТРИЯВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВВ.
Россия во второй половине XVIII — начале XIX вв. переживала свой век «Просвещения». Появилась плеяда оригинальных и глубоких мыслителей, талантливых и смелых исследователей, внесших большой вклад в отечественную и мировую культуру.
Педиатрия в XVIII в. еще не выделилась как отдельная медицинская дисциплина и даже не была осознана необходимость ее выделения. В этот период происходит дальнейшее накопление и осмысление эмпирических данных о лечении и профилактике детских болезней в рамках других медицинских дисциплин: повивального искусства, патологии и терапии, хирургии. Ученых, посвятивших себя полностью педиатрии, не было, однако некоторые из них в своей многогранной научной и практической деятельности уделяли большое внимание педиатрии: С. Г. Зы6еглин, Н. М. Максимович-Амбодик, И. П. Каменский, А. И, Данилевский.
Появляется научная литература по педиатрии. Во второй половине XVIII века было защищено 3 специальные диссертации, посвященные столбняку новорожденных, повреждению связок суставов у новорожденных, болезням, распространенным в германских, школах. Вопросы педиатрии разбирались и в ряде других исследовании по акушерству, инфекционным, наследственным болезням и др.
В начале XIX в. (до 1830 г.) было написано 24 диссертации по педиатрии, почти половина из них посвящена детским инфекционным заболеваниям, остальные — отдельным нозологическим формам. Диссертации носят преимущественно характер обзора литературы с некоторыми критическими рассуждениями. Собственные наблюдения отсутствуют или число их крайне мало. Это можно объяснить отсутствием детских больниц и клиник. Изучение состояния педиатрии этого периода дает право сказать, что влияние диссертаций на практическую деятельность врачей было минимальным.
В конце XVIII — начале XIX вв. в России выходит 10 монографий по педиатрии, неравнозначных по своему значению. В основном, монографии посвящены вопросам воспитания детей и носят санитарно-просветительный характер. Обширным руководством, затрагивающим все разделы педиатрии, является V часть труда Н. М. Максимовича-Амбодика «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1786 г.).
В этот же период появляется значительное количество переводных монографий. Наиболее ценны из них — «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» выдающегося шведского педиатра Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод — 1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болезней» А. Генке (1809, перевод — 1827 г., под руководством и с дополнениями Е. О. Мухина). В течение ряда лет эти книги служили основными руководствами для изучения детских болезней.
Кроме того, отечественные врачи и небольшая часть грамотного населения для пополнения знаний о детских болезнях читали подлинные сочинения авторов европейских стран как XVIII в., так и более раннего времени (Сиденгама, Бургава, Гофмана, ван-Свитена, Тиссота и др.).
Вопросы ухода за грудными детьми и их лечении почти всегда излагались в книгах по акушерству, в различных лечебниках.
Статьи о гигиене и вскармливании детей, о некоторых детских болезнях печатались в общей периодической печати. Так например, только в журнале «Экономический магазин», издаваемом А. Т. Болотовым в 1780—1789 гг., было напечатано 26 подобных статей. Часто работы по охране здоровья детей появлялись на страницах «Санкт-петербургского еженедельного сочинения». Свои гигиенические воззрения известный просветитель XVIII в. Н. И. Новиков излагал в приложениях к издаваемым им «Московским ведомостям», а также в созданном им первом в России детском журнале «Детское чтение».
Актуальные вопросы педиатрии: детская смертность, клиника заболеваний, правила ухода за детьми и др. нашли отражение а речах — «Словах» ученых на различных торжественных актах. Из них наиболее интересны речи С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела; служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1780) и А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814).
Серьезного изложения анатомо-физиологических особенностей детей в трудах ученых этого периода мы еще не встречаем: по-прежнему ребенок рассматривался как уменьшенная копия взрослого человека, сообщались лишь некоторые особенности новорожденного ребенка. Впервые в России а руководстве Н. М. Максимовича-Амбодика «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» довольно подробно дается описание «телесных качеств новорожденного младенца». Он привел признаки доношенного и недоношенного ребенка, которые определил сроком беременности, наличием ногтей на пальцах, способностью к сосанию, интенсивностью крика, двигательной активностью. V доношенного ребенка по наблюдениям Н. М. Максимовича-Амбодика «длина и величина тела его простирается около 21 дюйма или около 2 футов; а весу в целом его теле от 7 до 11 фунтов находится (прим. ред. Таким образом, рост равняется от 53 до 61 см, а вес — от 2800,0 до 4400,0 кг). Живой, созрелый и здоровый новорожденный младенец есть тот, который пребывая через целые 9 месяцев в матерней утробе, получает совершенное образование всех членов телесных: у него все персты как ручные, так и ножные ногтями уже снабдены находятся; он чувствительно сдавливает перст в его роток вложенный, а будучи приложен к матерним сосцам, может порядочно устами захватывать сосочки, и матернее млеко высасывать; он видит, и на предстоящие предметы смотрит открытыми очами; произносит явственный вопль и крик, как скоро узрит свет; вся поверхность его тела бывает белокрасноватою; ручками и ножками довольно сильно движет». О недоношенном ребенке Н. М. Максимович-Амбодик писал: «Несозрелое, слабое и немощное дитя называется и есть то, которое прежде исполнения обыкновенного времени, т. е. в 7 или 8 месяцах рождается: оно редко живое, и то весьма слабосильное, выходит на свет: часто едва живое через несколько часов остается; удами (конечностями) своими отнюдь не движет; очи у него почти совершенно зажмурены: глас от него почти неслышен, хотя уста его зияют беспрерывно; у него на пальцах ножных и ручных нет ни единого ногтя; почти никакое биение ни в сосудах пупочной тетивы, ни около предсердия не примечается и чем ранее оно родилось; тем менее телом, и весом легче бывает. Однако дитя 8-месячное или в 8 месяцев родившееся, действительно может жить, воспитываться, и возрасти...»
Специальные параграфы «Искусства повивания» посвящены особенностям физического развития, дыхания, зрения, голоса новорожденного.
За рубежом особенности организма ребенка также еще не стали предметом специального изучения, однако, в работах двух немецких врачей П. Ф. Гопфенгертнера и X. В. Гуфеланда ставится вопрос о необходимости их изучения для правильного лечения детских болезней, гигиенического и диетического содержания.
Наибольшее освещение в трудах врачей, философов, общественных деятелей, педагогов, получили вопросы гигиены и вскармливания детей. На взгляды отечественных ученых оказали влияние работы Д. Локка, К. А. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, а также опыт отечественной народной медицины.
Принципиальных отличий в подходах к вопросам гигиены и вскармливания в трудах отечественных авторов не имеется. Почти все сочинения обращены к состоятельным людям, об этом говорит и стиль изложения и требования, выдвигаемые авторами: наличие кормилиц, специальной детской комнаты, подчеркивание необходимости труда и т. д. Особенностью всех работ является неразрывная связь физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Наиболее ранним трудом, посвященным специально гигиене детей, является работа И. И. Бецкого «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми примечаниями. О воспитании физическом детей от их рождения до отрочества» (1766). Книга разбита на несколько разделов по возрастам: от рождения до «отнятия от груди»; от «отнятия от груди» до 5—6 лет; от 10—12 лет до 15—16 лет. В каждом разделе разбираются вопросы общей гигиены, гигиены одежды, вскармливания, режима, физических упражнений, воспитания чувств и нравственности.
Большое внимание гигиене детства уделил Н. И. Новиков. Он затрагивал вопросы физического воспитания детей с рождения, писал об играх детей, о гигиене обучения. Обращаясь к родителям, призывал: научите детей здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты.
Необходимость правильного ухода и вскармливания детей настолько осознавалась общественностью, что в первом русском медицинском журнале «Санкт-петербургские врачебные ведомости, предназначавшемся для врачей и одновременно для широкой публики, в 8 номерах (№ 18—26, 1793) была напечатана обширная статья профессора Ф. Удена по диететике и гигиене детей раннего возраста «О первых естественных приключениях новорожденного человека».
Наиболее полными медицинскими трудами, отражающими проблемы ггиены детства, являются «Слова» С. Г. Зыбелина и И. П. Каменского и некоторые главы 5 части «Искусство повивания или науки о бабичьем деле» Н, М. Максимовича-Амбодика. В произведениях этих и других авторов вопросы гигиены часто полаются с социальных, позиций.
Залогом рождения здорового ребенка считалось хорошее здоровье родителей, желание матери иметь ребенка, нормальное протекание беременности. Запрещались излишества в пище, пряности, горячительные напитки, неумеренное движение, поднятие тяжестей, затягивание, сильные страсти.
Описывались методы оживления новорожденных детей. Подробно для того времени разработал симптоматику и лечение синей и белой асфиксии А. И. Данилевский. При лечении белой асфиксии он советовал раздражать слизистую носа и ротовой полости, дышать ребенку в нос или рот, а также проводить искусственное дыхание методом сжимания грудной клетки. При оказании помощи ребенку, рожденному с синей асфиксией, он считал необходимым немедленно после рождения перерезать пуповину и выпустив крови до 2-х столовых ложек, перевязать ее. «Не должно жалеть, — писал А. И. Данилевский, — ни о времени, ни о трудах, когда нужно несколько часов употребить на такое вспоможение младенцу; ибо не однажды случалось видеть, что при оказании таковой помощи полумертвые уже младенцы действительно снова воскресали».
Традиционно с древности считалось, что недоношенные дети, как правило, обречены на смерть, особенно родившиеся на 8-м месяце беременности. В XVIII в. это положение уже подвергается критике; в трудах Н. М. Максимовича-Амбодика, А. И. Данилевского четко указано на жизнеспособность недоношенных детей при надлежащем уходе.
Большое значение отечественные врачи придавали чистоте тела ребенка, рекомендовалось ежедневное мытье ребенка, особенно в первые месяцы жизни. Интересен совет С. Г. Зыбелина постепенно снижать температуру воды, доводя ее до холодной и тем самым закаливать ребенка.
В редком труде по гигиене детей не излагались разные мнения о пеленании. Большинство отечественных авторов высказывалось против пеленания или по крайней мере не рекомендовали тугое пеленание. Оригинальны высказывания Н. И. Новикова: «Оно [пеленание] имеет даже влияние на нрав детский, ибо первое чувствование младенца от чувствования болезни и муки: препятствие всем его движениям посевает в нем семена гнева».
Большое внимание уделялось сну детей. Основным положением было, что грудные дети должны спать как можно больше. С. Г. Зыбелин рекомендовал; «Продолжение сна лучше отдавать младенцу на волю... Напротив же сего никогда не должно его насильно принуждать ко сну, особливо лекарствами». Этот совет С. Г. Зыбелина был очень важен в то время, когда часто давали младенцу для засыпания настой мака. Рекомендовалось положение детей во время сна на боках, причем попеременно на обоих. Говорилось о пользе спать на «вольном воздухе». Указывалось на необходимость оберегать сон ребенка: не производить шума и не будить его внезапно.
Во многих трудах большое внимание уделено вскармливанию детей, все авторы являются сторонниками грудного вскармливания. Н. М. Максимович-Амбодик писал: «Каждая мать обязывается и естественным и гражданским законами, своею грудью кормить собственное свое порождение...».
Авторы дают рациональные советы о количестве пищи, числе кормлений в зависимости от состояния ребенка. Рекомендовалось кормить ребенка через 3—4 часа в определенное время. При желудочно-кишечных заболеваниях С. Г. Зыбелин советовал кормить детей реже, что согласуется с современными рекомендациями.
Поскольку в состоятельных семьях, как правило, детей вскармливали кормилицы, в литературе XVIII века выбору кормилицы посвящались специальные рассуждения. Считалось, что она годами и сложением тела должна походить на мать ребенка чтобы была здоровая, имела бы хорошее молоко. «Но сего еще не довольно, — писал С. Г. Зыбелин, — ибо сколько сии телесные качества нужны в кормилице, столько ж требуется, чтобы были при том и нравственные, которые вред или пользу ежечасно питомцу причинить могут. Для сего должно оной быть прилежной, знающей свое звание, добродетельной и трезвого жития, ни к каким предосудительным страстям не склонной, т. е. не сердитой, не сварливой, не пьянствующей: которые страсти хотя и не всегда сообщаются младенцу, однако через всегдашнее с нею обхождение иногда к оным всевается расположение».
Как кормящей матери, так и кормилице рекомендовалась в основном овощная пища и небольшое количество мяса, рыбы; также указывалось, что пища не должна быть обильной, чрезмерно соленой, острой, сладкой, запрещались вина.
В связи с тем, что не всегда была возможность кормить ребенка грудью, в работах многих авторов мы встречаемся с советами по искусственному вскармливанию: осторожное использование коровьего молока, необходимость его разведения, разъяснение, как правильно пользоваться рожками. Описание вреда от использования рожков имеется а сочинениях С. Г. Зыбелина, Н. М, Максимовича-Амбодика, А. И. Данилевского, а также в специальной работе С. Ели. Последний указывал, что из 10 младенцев, вскармливаемых при помощи рожка, семеро умирают. Основной вред он усматривал в кислоте, содержащейся в коровьем соске. Богатые люди употребляли иногда вместо коровьего рога рожки, сделанные из смеси серебра и меди. Описывая эти рожки, С. Ели делает заключение, что «богач дает яд своему дитяти в серебряном сосуде». Вместо рожка С. Ели рекомендует сосуд из луженой жести, похожий на маленький кофейник с длинным узким носи ком, из которого сосет ребенок.
Прикорм разрешали в основном с 5—6 месяцев в виде киселя из муки с молоком, жидких каш из разных круп или из белого хлеба.
Особняком стоит работа И. П. Каменского «Краткое начертание наблюдений и опытов о вредности молочной, и о пользе хлебной, мясной и другой пищи для детей» (1805). Не со всеми выводами И. П. Каменского можно согласиться (слишком раннее введение прикорма, шоколада, кофе и т. п. а рацион грудного ребенка). Однако утверждение автора о том, что длительное употребление одной молочной пищи вредно для детей, сейчас не вызывает сомнений.
Гигиена детей старшего возраста тесно переплеталась с вопросами нравственного и умственного воспитания. Это особенно явственно прослеживается в сочинениях И. И. Бецкого и Н. М. Максимовича-Амбодика, причем их положения и выводы абсолютно одинаковы. Говорилось о необходимости воспитания у детей самостоятельности, жалости, человеколюбия, выносливости. Указывалось, что при воспитании надо проявлять твердость, однако, если просьба ребенка справедлива, не отказать ему.
Обстановка обучения должна быть такова, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции, учился с интересом, рекомендовалось иногда обучать, особенно младших детей, путем игр, не допускать перегрузки учащихся.
Во многих учебных заведениях того времени применялись телесные наказания. Даже М. В. Ломоносов предусматривал в своем регламенте гимназии наказание учеников: удары линейкой по рукам, розгами, заключение в карцер. Правда, он предостерегал учителей от чрезмерной жестокости. Против телесных наказаний страстно выступал И. И. Бецкой, он писал, что побои вредны здоровью детей, кроме того, вселяют в них подлость мысли, лживость и другие пороки. Даже словесные выговоры детям он советовал делать «без свирепства и злобы, дабы большим страхом не повредить их остроты природной». Такие же высказывания мы находим у Н. М. Максимовича-Амбодика.
Встречаются и довольно детальные описания гигиены одежды. Рекомендовалось не шить детям узкой одежды, тугих поясов, башмаков с каблуками. Особенно подчеркивалась чистота.
Принципами питания детей старшего возраста была умеренность, регулярность, простота, отсутствие пряностей.
Большое значение придавалось движениям ребенка, которые особенно рекомендовались на свежем воздухе (М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. М. Максимович-Амбодик, И. П. Каменский).
Наиболее совершенной научной работой является труд И. П. Франка «06 охранении здоровья учащегося юношества и о надзоре, необходимом при учебных заведениях» (1780), который был известен каждому грамотному врачу и педагогу. И. П. Франк изложил гигиену процесса преподавания, гигиенические требования к школьному зданию и школьной мебели. Он писал о начале обучения не ранее 8 лет. Выдвинул требования о соответствие столов росту учеников и обязательного наличия спинки у стула, И. П. Франк говорил о необходимости введения широкого комплекса физических упражнений в школе (гимнастика, экскурсии, подвижные игры и т. п.) и описал меры предосторожности, которые при этом надо соблюдать. Необходимым условием он считал введение в школах специальных врачей и разработал мероприятия по изоляции больных детей. Важнейшим требованием гигиены И. П. Франк считал подготовку девушки к обязанностям матери, рекомендовал девушкам заниматься физическими упражнениями.
Оценивая труды отечественных ученых России этого периода по гигиене детей, мы можем отметить, что основные положения их работ принципиально одинаковы с положениями, высказанными 8 трудах врачей и педагогов Западной Европы (N. Posen v. Rosenshtein, W. Cadogan, D. G. Armstrong, H. Hufeland, D. Locke, С A. Helvetius, J. J Rousseau).
При знакомстве с литературой XVIII — начала XIX вв. по гигиене детства удивляет и восхищает широта проблем, рассматриваемых авторами, верность их основных положений, выдержавших проверку временем. Эти положения не имели научного обоснования и строились на опыте предшествующих поколений. К сожалению, большинство рекомендаций ученых XVIll в. не нашли претворения в практике ухода и воспитания детей. Это объясняется прежде всего социальными условиями России того времени; бедностью и неграмотностью большинства населения, бытующими предрассудками в воспитании детей, отсутствием медицинских работников, которые могли бы проводить эти рекомендации в жизнь.
Вся клиническая медицина конца XVIII— начала XIX вв. являлась эмпирической дисциплиной. Это полностью относится и к описанию детских болезней. В медицинских руководствах как общих, так и посвященных специально детским болезням описывается примерно от 10 до 50 заболеваний у детей, однако многие из них являются не болезнями (нозологическими формами в нашем понимании), а симптомами: кашель, понос, рвота, резь в животе и т. д.
Из отечественных авторов наиболее полно детские болезни представлены у Н. М. Максимовича-Амбодика, им дана классификация детских заболеваний. Он различает 4 группы заболеваний: 1 — болезни младенческие родимые; 2 — наследственные младенческие болезни; 3 — болезни младенческому возрасту сродные; 4 — болезни младенцев ровно как и прочих возрастов людям приключающиеся. Приводится описание 21 заболевания: врожденное уродства, рахит, желудочно-кишечные заболевания, молочница, грыжа, корь, оспа, глистная инвазия и др.
Одной из основных причин детских заболеваний считалось нарушение питания, особенно у детей первого года жизни. Также указывалось на вредность охлаждения и перегревании ребенка, чрезмерные психические нагрузки, несоблюдение гигиенических норм, плохие условия внешней среды.
Признавалась заразительность кори, оспы, коклюша, дифтерии. Не умея по состоянию науки того времени найти заразное начало и описать его, высказывали разные предположения, так например, что коклюш вызывается «особыми веществами — семенами», которые попадают в организм с воздухом и со слюной.
Большое внимание уделялось наследственности в примитивном понятии. Н. М. Максимович-Амбодик писал: «Отцы хворые и слабосильные: матери немощные и многоболезненные: родители роскошной жизни излишеством слепо предавшиеся, могут ли быть в силах, оплодотворить, зачать; образовать, питать и породить детей, кои бы не участвовали в собственных их пороках?»
Причиной врожденных пороков считали различные душевные потрясения, излишества и извращения в половой жизни, разные болезни матери, травмы матери во время беременности, а также стягивание тела узкой одеждой. В начале XIX в. выходит работа П. А. Загорского о пороках развития — уродствах, где он уже пишет, что «Уродливость сия произойти может более от причин механических, нежели от силы воображения и возмущения духа, коим единственно многие приписывают погрешности образовательной силы». Интересно, что являясь не практическим врачом, он ставил вопрос о необходимости изучать причины уродств и при рождении ребенка с дефектом развития, собирать сведения о состоянии здоровья родителей, и о том, как протекали беременность и роды. Таким образом, Н. М. Максимовичем-Амбодиком и П. А. Загорским заложены основы тератологии. Наряду с причинами ими была разработана классификация, дано клиническое описание и лечение пороков.
В XVIII в. — начале XIX в. встречаются попытки врачей описать патогенез заболеваний, основанные на гуморальной патологии. В ряде руководств дается описание патологоанатомических изменений тканей при различных заболеваниях на макроскопическом уровне.
На Западе в работах врачей более выражено клинико-анатомическое описание заболеваний у детей (М. Underwood, M. Jadelot, P. Bretonneau, С. М. Billard, A. Henke и др.). Разработка этого направления является особой заслугой французских педиатров.
Довольно детально описывалась клиническая картина заболеваний, выявляемая при помощи внимательного общего осмотра, пальпации и визуального осмотра выделений. Несмотря на тс,1 что в 1761 г. Л. Ауэнбруггером была описана перкуссия, мете; этот в конце XVIII — начале XIX в. при исследовании детей еще не применялся врачами.
Так, например, С. Г. Зыбелин признаки диспепсии описывал следующим образом: «...младенец беспокоен, плачет, спит мало, во сне улыбается или вздрагивает и вскрикивает, беспрестанно плачет, спиною гнется и ногами сучит, в животе ворчание, что называют в простом народе грыжею, которая не что иное есть, как резь или колотье в животе; и потом испражнение зелено или когда оное несколько полежав на открытом воздухе сам собою зеленеет, пахнет кислотою и с молочными или сырным смешано кусочками и крупинками».
В XVIII — начале XIX в. мы встречаемся со значительны разнообразием методов и средств лечения детских болезней.
Лечение, как правило, являлось симптоматическим, причем с сегодняшних позиций не всегда рациональным, что связано с незнанием истинной этиологии и патогенеза заболеваний. Основными средствами были растительные лекарства, но применялись и минералы, так например, медь, ртуть, киноварь. Практически при всех заболеваниях назначались рвотные и легкие слабительные. Рекомендовались разные диеты, причем во время болезни детей первого года советовали переводить их только на грудное вскармливание; особые диеты назначались кормящей матери или кормилице; иногда лекарство назначалось матери, чтобы ребенок получил его в грудном молоке. Применялись гимнастика, теплые и холодные ванны, вдыхание пара с лекарствами, разные припарки. При лечении болезней у детей врачи того времени не избежали общего увлечения кровопусканиями. При необходимости, но редко, детям оказывалось хирургическое лечение, проводились так называемые малые операции.
Предупреждение детских болезней преимущественно сводилось к индивидуальной профилактике — соблюдению гигиены и правил питания.
При повальных (инфекционных) заболеваниях: оспа, корь, дифтерия и др. врачи иногда рекомендовали отделять больного ребенка от здоровых. Но было и другое мнение, что эти болезни легче переносятся в детском возрасте и поэтому лучше, если все дети в семье переболеют одновременно.
Выходит целый ряд указов о необходимости доносить в Полицмейстерскую часть о случаях повальных болезней, о недопущении лиц, в доме которых есть больные взрослые и дети, к императорскому двору.
Специфическим методом профилактики являлась прививка оспы, сначала вариоляция (материал для прививки брался у больного оспой человека), позднее вакцинация. В середине 60-х годов XVIII в. выходит ряд научных работ с обоснованием пользы «прививной оспы». До второй половины XVIII в. вариоляция в России производилась периодически, в 70—80-е годы ХVIII в. прививка оспы получила большое распространение и по числу привитых Россия не только сравнялась с европейскими странами, но и опередила их. Этому способствовали постепенно накапливаемый опыт вариоляции, сочинения врачей и в какой-то мере личный пример Екатерины II, привившей в 1768 г. оспу себе и наследнику Павлу.
Примеру Екатерины II последовали ряд придворных, а некоторые из них стали прививать своих крестьян. Вариоляция производилась в специальных оспенных домах, в воспитательных домах и учебных заведениях (училище при Академии художеств, кадетский корпус, Смольный институт). Прививались а основном дети, начиная с первого года жизни. Первоначально правительство назначало денежные награды родителям за каждого принесенного в оспопрививальное заведение ребенка.
Через пять лет в 1801 г. после первой а мире прививки коровьей оспы (вакцинации), сделанной Э. Дженнером, был привит мальчик в Московском воспитательном доме, прививку сделал Е. О. Мухин. Как и в других странах, в России также было сопротивление вакцинации среди части населения, у ряда священнослужителей и даже у врачей. Распространению вакцинации способствовала активная пропаганда этого метода отечественными врачами, а также выход официальных инструкций и распоряжений об оспопрививании (прививание не было обязательным). Интересным фактом является указ Синода 1804 г., предлагающий всем священникам распространять в народе правильный взгляд на прививание коровьей оспы. К числу средств пропаганды вакцинации относились особые красочные картинки, изданные в начале XIX в., где изображались люди, обезображенные оспой и здоровые — красивые, которым была привита оспа. Картинки сопровождались диалогом изображенных людей.
Высокая детская смертность и связанная с ней убыль населения не могла не привлечь внимания передовых русских ученых. Одним из первых о необходимости охраны младенчества и борьбы с детской смертностью писал М. В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа» (1761 г.). Трактат можно условно разделить на 2 части: в первой говорится о мерах по увеличению рождаемости, во второй — по снижению смертности детей. М. В. Ломоносов предлагал увеличить число образованных повивальных бабок, отечественных врачей; увеличить число аптек; устранить вредные предрассудки и обряды, например, крещение в ледяной воде; напечатать книги по акушерству и педиатрии. Далее М. В. Ломоносов предлагал организовать специальные дома для воспитания детей: «...для сохранения жизни неповинных младенцев надобно бы учредить нарочные богадельные домы для невозбранного зазорных детей приему, где богадельные старушки могли б ходить за ними вместо матерей и бабок...»
Представляет исторический интерес работа С. Ели, в которой дана первая разработка программы специального, как бы сейчас мы сказали, социально-гигиенического исследования причин детской смертности. Он предлагал внести дополнения в официальные ведомости о смертности населения, а относительно детей указывать! пол, возраст, от какой болезни умер, «которое он у родителей дитя», вид вскармливания, место проживания. Кроме того, он считал необходимым снарядить экспедиции из врачей, естествоиспытателей для описания условии жизни разных народностей России и их обычаев ухода за детьми и изучения влияния этих условий на смертность детей. Одновременно он предлагал, чтобы исследователи учили народ правилам охранения здоровья. Конечно, все эти предложения С. Ели не получили в то время осуществления.
Первые сведения об уровне детской смертности были разработаны академиком Крафтом, по данным которого в 60 — 80-е годы XVIII в. в Петербурге 1/4—1/5 детей умирали до одного года, по данным Г. А. Аттенгофера, в конце XVIII — начале XIX в. детская смертность составляла 311 на 1000 родившихся.
К концу XVIII в. в России увеличивается число аптек, больниц, однако специальныхлечебных учреждений для детей не было. Продолжали существовать сиротские дома при монастырях, созданные в XVI — начале XVIII в. Имеются сведения, что количество их уменьшилось по сравнению с началом XVIII в.
В Зап. Европе уже появляются первые специальные лечебницы для детей. В Лондоне 1769 г. Дж. Армстронг открыл диспансер для больных детей типа поликлиники, который из-за недостатка средств просуществовал 12 лет. Подобное учреждение было открыто в 1787 г. в Вене — Общественный институт для больных детей. В 1802 г. в Париже была открыта первая постоянная детская больница, которая вскоре и определила первенствующее положение Франции в педиатрической науке.
Историческим событием для отечественной педиатрии явилось создание воспитательных домов. Заслуга организации воспитательных домов в России принадлежит крупному государственному деятелю И. И. Бецкому. Безусловно, что им был использован опыт европейских воспитательных домов, ибо известно, что долго живя за границей и путешествуя по разным странам, он неоднократно посещал воспитательные дома в разных городах и знакомился с их деятельностью. Однако план И. И. Бецкого лишь основан на европейских образцах, но детальная разработка многих вопросов сделана самостоятельно.. Генеральный план российских воспитательных домов переводился в XVIII в. на другие языки, что в какой-то мере может служить доказательством его оригинальности.
По мысли И. И. Бецкого воспитанники должны быть свободными людьми и составит сословие мастеров, художников, ученых. «Все воспитанные в доме обоего пола и дети их и потомки в вечные роде останутся вольными», — писал он. И. И. Бецким же были разработаны обязанности лекарей и воспитателей.
21 апреля 1764 г. был открыт Московский воспитательный дом. И. И. Бецкому не удалось, как он намеревался, открыть одновременно воспитательный дом в Петербурге. Работа Санкт-Петербургского воспитательного дома началась 26 августа 1770 г., но его юридическое оформление состоялось б сентября 1772 г. как отделения Московского воспитательного дома. Позднее, в 1780 г., он получил самостоятельность. Первоначально С.-Петербургский воспитательный дом находился на берегу Невы в так называемом Смольно-Запасном Дворе. В 1797 г. он был переведен на набережную Мойки {современные дома № 48 — 52).
Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета в этом же доме и родильного госпиталя. Позднее в структуре воспитательных домов появились оспенные дома, больницы для детей и служащих (1799). Кроме того, под наблюдением воспитательного дома находились разные благотворительные учреждения: вдовьи дома, сиротский дом для солдатских детей и др.
При воспитательных домах проводилась подготовка акушерок-повивальных бабок. В Петербурге преподавание началось с 1784 г., в Москве — с 1801 г. Для обучения приему родов в разных странах были закуплены акушерские инструменты, фантомы, куклы.
Воспитательные дома существовали в основном на благотворительные средства. Первые пожертвования, которые составили основной капитал, были сделаны Екатериной II, Павлом, И. И. Бецким, его сестрой принцессой А. И. Гессен-Гомбургской, князем Д. М. Голицыным — мужем племянницы И. И. Бецкого и П. А. Демидовым. Впоследствии пожертвования резко уменьшились и поступали нерегулярно. Другими источниками финансов воспитательного дома были выдача сумм под залог (при Воспитательном доме была ссудная касса), доходы от клеймения карт, 1/4 сбора от публичных зрелищ: маскарады, театры и др. Всех этих средств не хватало для содержания воспитательных домов.
И. И. Бецкой разработал правила приема в Воспитательный дом. Первоначально прием детей был тайным: от человека, приносящего ребенка, не требовали сообщения, кто он и чьего ребенка принес, записывали только то, что он хотел добровольно сказать. Проводилась запись сведений о ребенке {время поступления, пол, природные особенности и др.). Затем ребенка должен был осмотреть лекарь, после этого ребенок переодевался и передавался кормилице или няньке. По мысли И. И. Бецкого каждая кормилица и няня должна была воспитывать двух детей, на практике же число детей было больше.
Были разработаны специальные инструкции для медицинского персонала, которые неоднократно пересматривались. Лекарь обязан был лечить больных и все время находиться при них. Первоначально постоянных лекарей не было и поэтому это требование не выполнялось. Повивальные бабки принимали роды, ухаживали за родильницами, в случае тяжелых родов вызывалм доктора.
В самом конце XVIIIв. устанавливается должность главного доктора, с 1818 г. он наделяется большими правами и без его ведома никакие медицинские мероприятия в Воспитательном доме не проводились. Главный доктор должен был ежедневно по 3 раза посещать все лазареты и отделения для грудных детей, следить за гигиеной помещения, за правильностью заполнения документации. Под его же наблюдением находились кормилицы, он систематически осматривал их и проверял качество молока. Главный доктор следил, чтобы всем детям в назначенное время была привита осла. В конце года он проводил общий осмотр всех воспитанников, как больных, так и здоровых.
В каждом лазарете предусматривались должности старшего и младшего врача. Старший вел тяжелых больных и отвечал за всю работу, младший вел остальных больных, производил перевязки и сам лично раздавал лекарство больным 5 раз в день. В связи с тем, что врачи Воспитательного дома имели право заниматься частной практикой, у них было особое расписание, е лазарете они находились с 7 до 11 часов утра, с 3 до 6 дня и приходили вновь в 9 вечера на короткое время.
На каждые сутки назначался дежурный врач, который в Воспитательном доме безотлучно следил за состоянием больных в отсутствие лечащих врачей, снимал пробы пищи.
Большинство детей лечили в самом воспитательном доме, а неизлечимо больных переводили в богадельни, где они практически находились без медицинской помощи, за исключением осмотров, проводившихся 2 раза в год главным доктором Воспитательного дома, приезжавшим в богадельню. Дети, больные «прилипчивыми» болезнями, помещались в отдельную комнату лазарета или в городские госпитали. В 1799 г. при Московском воспитательном доме была организована специальная инфекционная больница.
Тяжелым испытанием была эпидемия чумы 1771 —1772 гг. Главным врачом К. И. Мертенсом была разработана специальная инструкция по работе Воспитательного дома и обязанностям всего персонала. Воспитательный дом был полностью изолирован, его охраняли часовые, а с марта по апрель 1771 г. он был закрыт. Однако, прием детей продолжался: было нанято специальное здание и открыт карантинный дом. Приносимого ребенка раздевали, одежду сжигали, мыли в воде с уксусом, окуривали можжевеловым дымом и направляли на 12 дней в особое помещение, Оставшиеся здоровыми дети после этого срока переводились на 15 дней в карантинный дом и только потом их направлял