Краткая характеристика поведенческих расстройств (детский, подростковый, взрослый возраст).
Данная группа расстройств характеризуется ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении любых заданий. Поведенческие особенности проявляются в любых ситуациях и постоянны во временном интервале.
F90. 0 Нарушение активности и внимания
(Расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гиперактивное расстройство дефицита внимания.)
Ранее называлось минимальной мозговой дисфункцией, гиперкинетическим синдромом, минимальным повреждением головного мозга. Это одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, у многих сохраняющееся во взрослом возрасте.
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
Диагноз ставится при наличии критериев гиперкинетического расстройства и обших критериев для расстройства поведения. Характерно наличие дисоциально-го, агрессивного или вызывающего поведения с выраженным нарушением соответствующих возрастных и социальных норм, которое не является симптомами других психических состояний.
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточпенное
Диагноз ставится, если нельзя дифференцировать между F90.0 и F90.1, но выявляются общие критерии для гиперкинетического расстройства.
F91 Расстройства поведения
Включают расстройства в виде деструктивного, агрессивного или асоциального поведения, с нарушением принятых в обществе норм и правил, с нанесением вреда другим людям. Нарушения более серьезные, чем ссоры и шалости детей и подростков.
F91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи
Характерно наличие асоциального или агрессивного поведения только в условиях семейной обстановки. За пределами семьи социальные взаимоотношения ребенка в пределах возрастной нормы.
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения
Характерно сочетание упорного диссоциального или агрессивного поведения (F91) и значительного нарушения взаимоотношений ребенка с другими детьми. Агрессивность ребенка редко направлена на определенную цель, не обещает большого успеха, не обеспечивает преимущества перед сверстниками или старшими. Ранее определялось терминами — расстройство поведения, одиночный тип; несоциализированное агрессивное поведение; уединенный агрессивный тип.
F91.2 Социализированное расстройство поведения
Для данного расстройства характерно доминирование диссоциального или агрессивного поведения в виде групповой активности в компании друзей, обычно одного возраста, которые имеют те же особенности и которым субъект предан. Групповое антисоциальное поведение обычно проявляется вне дома — это прогулы, вандализм, физическая агрессия с нападениями сзади, применением оружия или жестоким избиением.
F91.3 Оппозиционно-вызывающее расстройство
Характерно вызывающее, непослушное, провокационное поведение у детей младше 9-10 лет, часто направленное против родителей, воспитателей или учителей. Отсутствуют: поведение, нарушающее законы и правила общества; воровство; жестокость; драки и нападения; вандализм.
F91.8 Другие расстройства поведения
F91.9 Расстройство поведения, неуточненное
Расстройства, которые не соответствуют критериям определенного подтипа, но удовлетворяют общим критериям F91 —.
Нарушения поведения в детстве БДУ;
Поведенческое расстройство детского возраста БДУ.
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций
Эта группа расстройств характеризуется сочетанием стойкого агрессивного или вызывающего поведения с явными симптомами тревоги, депрессии или другими эмоциональными нарушениями. Включает: депрессивное расстройство поведения (F 92.0), содержащее общие критерии расстройства поведения (F91) и критерии
одного из аффективных расстройств настроения (F30—39). Другие смешанные расстройства поведения и эмоций (F92.8): характерно наличие общих критериев расстройств поведения (F91) и постоянных выраженных эмоциональных симптомов (тревоги, боязливости, навязчивости или компульсии, деперсонализации или дереализации, фобий, ипоховдории), то есть невротического расстройства (F40—48) или эмоционального расстройства (F93).
F93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
Диагноз эмоционального (невротического) расстройства широко используется в детской психиатрии. По частоте встречаемости оно уступает только поведенческим расстройствам.
Этиология и патогенез
F93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте
Характерна выраженная тревога в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым дети привязаны, которая не является частью генерализованной тревоги относительно других ситуаций. В большинстве случаев расстройство начинается в 6-11 лет наиболее выражено в тех случаях, когда ребенок отказывается идти в школу.
F93.1 Фобическое тревожное расстройство детского возраста
Незначительные фобии обычно типичны для детского возраста. Возникающие страхи относятся к животным, насекомым, темноте, смерти. Их распространенность и выраженность варьирует с возрастом. При данной патологии отмечается наличие выраженных страхов, характерных для определенной фазы развития, например боязнь животных в дошкольный период.
F93.2 Социальное тревожное расстройство
Осторожность перед незнакомыми является нормальной для детей в возрасте 8-12 мес. Для данного расстройства характерно устойчивое, чрезмерное избегание контактов с незнакомыми людьми и сверстниками, мешающее социальному взаимодействию, длящееся более 6 мес. и сочетающееся с отчетливым желанием общаться только с членами семьи или лицами, которых ребенок хорошо знает.
F93.3 Расстройство сиблингового соперничества
Характеризуется появлением эмоциональных расстройств у маленьких детей вслед за рождением младшего сиблинга.
F93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста
В данную группу расстройств включены расстройства идентификации, гипертревожное расстройство, соперничество с ровесниками (несиблинговое). Существенной особенностью данной группы расстройств является чрезмерная тревога, не имеющая реальных оснований, периоды беспокойства, длящиеся 6 мес. и более. В целом характерна картина застенчивого, боязливого и чрезмерно беспокойного поведения.