Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Лобанова Анастасия Николаевна, педагог-психолог; Ситникова Валентина Григорьевна, заместитель директора по ВВР

Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика. 1 СЕНТЯБРЯ.

Цели программы:

1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2. Способствовать формир-ю у детей и подр-ков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

· приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

· низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

· осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;

· бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

· выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

· научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

· социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

· глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

· отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

· отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

· безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Приложение 1

·

       
  Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков - student2.ru   Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков - student2.ru

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Приложение 2

Координационный план работы с детьми группы риска

Мероприятия Классн. рук. Соц. пед. Психолог Зам. дир. по УВР Зам. дир. по ВВР Совет профилактики Род. комитет
I. Организационные мероприятия
1. Составление социального паспорта класса              
2. Составление характеристик на детей группы риска              
3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции              
4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями              
5. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся              
6. Организация досуга и кружковой деятельности              
7. Составление административных писем, ходатайств и др. документ.              
8. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами              
9. Организация летней занятости              
II. Работа с учащимися
1. Контроль посещаемости занятий              
2. Контроль текущей успеваемости              
3. Вовлечение учащихся в кружки и секции              
4. Проведение профилактических бесед              
5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися              
6. Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам              
7. Содействие в трудоустройстве              
8. Проведение психодиагностики              
9. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута              
Разбор конфликтных ситуаций              
III. Работа с родителями
1. Посещение семей группы риска              
2. Проведение консультаций              
3. Приглашение на советы профилактики              
4. Выступления на род. собраниях              
5. Разработка рекомендаций по вос- питанию детей и улучшению взаимоотношений              
IV. Работа с педколлективом
1. Осуществление обмена необход. информацией с предметниками              
2. Консультации по результатам диагностики              
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска              
4. Выступление на педсоветах              
5. Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска              

Приложение 3

План реализации Программы

  Организационные мероприятия Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педколлективом
Д Е К А Б Р Ь 1. Корректировка социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
Я Н В А Р Ь   1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание»

Приложение 5

Анкета для родителей

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Приложение 7

Список детей группы риска

Классы Фактор риска Всего
Медико-биологический Психологический Педагогический
Дети с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии Дети-инва-лиды Дети из социально опасных семей Дети-сироты и дети опекаемые Многодетные семьи Дети из неполных семей Дети, нуждающиеся в защите своих прав Дети суицидального поведения Дети девиантного поведения Дети делинквент-ного поведения Дети аддитив- ного поведения Дети, имеющие разного рода травмы Неуправля-емые дети Дети-второгодники Слабоуспевающие дети Одаренные дети Общее коли-чество Доля в %
                                   
И т. д.                                    
Всего                                    

Приложение 8

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Лобанова Анастасия Николаевна, педагог-психолог; Ситникова Валентина Григорьевна, заместитель директора по ВВР

Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика. 1 СЕНТЯБРЯ.

Цели программы:

1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2. Способствовать формир-ю у детей и подр-ков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

· приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

· низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

· осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;

· бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

· выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

· научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

· социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

· глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

· отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

· отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

· безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Приложение 1

·

       
  Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков - student2.ru   Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков - student2.ru

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

Приложение 2

Координационный план работы с детьми группы риска

Мероприятия Классн. рук. Соц. пед. Психолог Зам. дир. по УВР Зам. дир. по ВВР Совет профилактики Род. комитет
I. Организационные мероприятия
1. Составление социального паспорта класса              
2. Составление характеристик на детей группы риска              
3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции              
4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями              
5. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся              
6. Организация досуга и кружковой деятельности              
7. Составление административных писем, ходатайств и др. документ.              
8. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами              
9. Организация летней занятости              
II. Работа с учащимися
1. Контроль посещаемости занятий              
2. Контроль текущей успеваемости              
3. Вовлечение учащихся в кружки и секции              
4. Проведение профилактических бесед              
5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися              
6. Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам              
7. Содействие в трудоустройстве              
8. Проведение психодиагностики              
9. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута              
Разбор конфликтных ситуаций              
III. Работа с родителями
1. Посещение семей группы риска              
2. Проведение консультаций              
3. Приглашение на советы профилактики              
4. Выступления на род. собраниях              
5. Разработка рекомендаций по вос- питанию детей и улучшению взаимоотношений              
IV. Работа с педколлективом
1. Осуществление обмена необход. информацией с предметниками              
2. Консультации по результатам диагностики              
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска              
4. Выступление на педсоветах              
5. Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска              

Приложение 3

План реализации Программы

  Организационные мероприятия Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педколлективом
Д Е К А Б Р Ь 1. Корректировка социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
Я Н В А Р Ь   1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание»

Приложение 5

Наши рекомендации