Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Лобанова Анастасия Николаевна, педагог-психолог; Ситникова Валентина Григорьевна, заместитель директора по ВВР
Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика. 1 СЕНТЯБРЯ.
Цели программы:
1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
2. Способствовать формир-ю у детей и подр-ков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
· приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
· низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
· осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
· бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
· выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
· научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
· социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
· глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
· отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
· отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
· безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Приложение 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Приложение 2
Координационный план работы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Классн. рук. | Соц. пед. | Психолог | Зам. дир. по УВР | Зам. дир. по ВВР | Совет профилактики | Род. комитет |
I. Организационные мероприятия | ||||||||
1. | Составление социального паспорта класса | |||||||
2. | Составление характеристик на детей группы риска | |||||||
3. | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции | |||||||
4. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | |||||||
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся | |||||||
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | |||||||
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | |||||||
8. | Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | |||||||
9. | Организация летней занятости | |||||||
II. Работа с учащимися | ||||||||
1. | Контроль посещаемости занятий | |||||||
2. | Контроль текущей успеваемости | |||||||
3. | Вовлечение учащихся в кружки и секции | |||||||
4. | Проведение профилактических бесед | |||||||
5. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | |||||||
6. | Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам | |||||||
7. | Содействие в трудоустройстве | |||||||
8. | Проведение психодиагностики | |||||||
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | |||||||
Разбор конфликтных ситуаций | ||||||||
III. Работа с родителями | ||||||||
1. | Посещение семей группы риска | |||||||
2. | Проведение консультаций | |||||||
3. | Приглашение на советы профилактики | |||||||
4. | Выступления на род. собраниях | |||||||
5. | Разработка рекомендаций по вос- питанию детей и улучшению взаимоотношений | |||||||
IV. Работа с педколлективом | ||||||||
1. | Осуществление обмена необход. информацией с предметниками | |||||||
2. | Консультации по результатам диагностики | |||||||
3. | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска | |||||||
4. | Выступление на педсоветах | |||||||
5. | Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска |
Приложение 3
План реализации Программы
Организационные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с педколлективом | |
Д Е К А Б Р Ь | 1. Корректировка социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
Я Н В А Р Ь | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. | 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». | 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание» |
Приложение 5
Анкета для родителей
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Приложение 7
Список детей группы риска
Классы | Фактор риска | Всего | ||||||||||||||||
Медико-биологический | Психологический | Педагогический | ||||||||||||||||
Дети с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии | Дети-инва-лиды | Дети из социально опасных семей | Дети-сироты и дети опекаемые | Многодетные семьи | Дети из неполных семей | Дети, нуждающиеся в защите своих прав | Дети суицидального поведения | Дети девиантного поведения | Дети делинквент-ного поведения | Дети аддитив- ного поведения | Дети, имеющие разного рода травмы | Неуправля-емые дети | Дети-второгодники | Слабоуспевающие дети | Одаренные дети | Общее коли-чество | Доля в % | |
1а | ||||||||||||||||||
И т. д. | ||||||||||||||||||
Всего |
Приложение 8
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Лобанова Анастасия Николаевна, педагог-психолог; Ситникова Валентина Григорьевна, заместитель директора по ВВР
Статья отнесена к разделу: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика. 1 СЕНТЯБРЯ.
Цели программы:
1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
2. Способствовать формир-ю у детей и подр-ков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
· приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
· низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
· осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
· бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
· выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
· научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
· социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
· глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
· отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
· отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
· безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Приложение 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Приложение 2
Координационный план работы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Классн. рук. | Соц. пед. | Психолог | Зам. дир. по УВР | Зам. дир. по ВВР | Совет профилактики | Род. комитет |
I. Организационные мероприятия | ||||||||
1. | Составление социального паспорта класса | |||||||
2. | Составление характеристик на детей группы риска | |||||||
3. | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции | |||||||
4. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | |||||||
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся | |||||||
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | |||||||
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | |||||||
8. | Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | |||||||
9. | Организация летней занятости | |||||||
II. Работа с учащимися | ||||||||
1. | Контроль посещаемости занятий | |||||||
2. | Контроль текущей успеваемости | |||||||
3. | Вовлечение учащихся в кружки и секции | |||||||
4. | Проведение профилактических бесед | |||||||
5. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | |||||||
6. | Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам | |||||||
7. | Содействие в трудоустройстве | |||||||
8. | Проведение психодиагностики | |||||||
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | |||||||
Разбор конфликтных ситуаций | ||||||||
III. Работа с родителями | ||||||||
1. | Посещение семей группы риска | |||||||
2. | Проведение консультаций | |||||||
3. | Приглашение на советы профилактики | |||||||
4. | Выступления на род. собраниях | |||||||
5. | Разработка рекомендаций по вос- питанию детей и улучшению взаимоотношений | |||||||
IV. Работа с педколлективом | ||||||||
1. | Осуществление обмена необход. информацией с предметниками | |||||||
2. | Консультации по результатам диагностики | |||||||
3. | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска | |||||||
4. | Выступление на педсоветах | |||||||
5. | Проведение деловых игр, семина- ров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска |
Приложение 3
План реализации Программы
Организационные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с педколлективом | |
Д Е К А Б Р Ь | 1. Корректировка социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами | 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка» |
Я Н В А Р Ь | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. | 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее». | 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание» |
Приложение 5