Специальность 050716 «Специальная психология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Специальность 050716 «Специальная психология»
По циклу
дисциплин предметной подготовки (ДПП. Ф. 13)
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5,6 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 60 практические занятия – 30 самостоятельная работа – 90 Зачет – 5 Экзамен - 6 | Заочная форма обучения Курс – 1,2 Семестр – 2,4 Объём в часах всего – 180 в т. ч.: лекции – 20 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 156 Зачет – 6 семестр Экзамен - 8 семестр |
ЕКАТЕРИНБУРГ 2007
Рабочая учебная программа и методические рекомендации по дисциплине «Патопсихология»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2007. – 39 с.
Составитель: Елькин И.О.., доцент кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ
Рабочая учебная программа и методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры специальной психологии УрГПУ
Протокол от 07.06.2007г. № 10. Зав. кафедрой О.Г. Нугаева
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса
УрГПУ присвоен рег. № ____ от _________ г.
Начальник отдела _________ Р.Ю.Шебалов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патопсихология (от греч. pбthos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 050716 «Специальная психология», относится к разделу дисциплин предметной подготовки (федеральная компонента).
Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о патопсихологии, а также об особенностях патопсихологического обследования.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.
Информационного плана:
формирование у студентов представлений о закономерностях повреждения и восстановления психики;
формирование знаний о возможностях патопсихологической диагностики;
развитие и закрепление навыков применения патопсихологической информации в в педагогической и клинической практике.
Систематизирующего и проблемного плана:
развитие у студентов способности привлекать специалистов других областей (медиков, юристов, специалистов по социальной безопасности) для решения проблем ребенка с особыми потребностями развития.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
Текущий контроль. В течение курса проводится тестирование (через каждые два семинара), принимаются задания реферативного плана, проводятся групповые дискуссии. Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | |||
всего | лекции | практичские | лаборатрные | ||||
1. | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ | ||||||
2. | ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | ||||||
3. | НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | ||||||
4. | НАРУШЕНИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ | ||||||
5. | НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ | ||||||
6. | НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА | ||||||
7. | РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ | ||||||
8. | ШИЗОФРЕНИЯ И МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ И ЭПИЛЕПСИЯ | ||||||
9. | ОЛИГОФРЕНИЯ, ДЕМЕНЦИЯ | ||||||
10. | ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА | ||||||
11. | АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА И ПСИХОПАТИИ | ||||||
12. | АДДИКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА | ||||||
13. | НЕВРОЗЫ: НЕВРАСТЕНИЯ, ИСТЕРИЯ И НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ | ||||||
14. | ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ И ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | ||||||
ИТОГО |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | |||
всего | лекции | практичские | лаборатрные | ||||
1. | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ | ||||||
2. | ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | 24,5 | 2,5 | 0,5 | |||
3. | НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | 12,5 | 2,5 | 0,5 | |||
4. | НАРУШЕНИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ | 11,5 | 1,5 | 0,5 | |||
5. | НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ | 11,5 | 1,5 | 0,5 | |||
6. | НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА | 18,5 | 2,5 | 0,5 | |||
7. | РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ | ||||||
8. | ШИЗОФРЕНИЯ И МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ И ЭПИЛЕПСИЯ | ||||||
9. | ОЛИГОФРЕНИЯ, ДЕМЕНЦИЯ | ||||||
10. | ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА | ||||||
11. | АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА И ПСИХОПАТИИ | ||||||
12. | АДДИКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА | 11,5 | 1,5 | 0,5 | |||
13. | НЕВРОЗЫ: НЕВРАСТЕНИЯ, ИСТЕРИЯ И НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ | 11,5 | 1,5 | 0,5 | |||
14. | ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ И ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | 12,5 | 2,5 | 0,5 | |||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Сложность проблемы определения нормы и отклонения психической деятельности. Существующие критерии нормы и патологии: статистически–адаптационный, определения негативных и позитивных критериев нормы, описательные критерии и др. Необходимость осторожности и тщательной обоснованности определения психической патологии.
Понятие здоровья по определению ВОЗ. Степени психического здоровья по С.Б. Семичеву: идеальное здоровье, среднестатистическое здоровье, конституциональное здоровье, акцентуация, предболезнь. Критерии психического здоровья (по ВОЗ).
Соотношение распада и развития психики.
Определение болезни. Болезнь как филогенетически выработанная естественной защитной реакции организма на воздействие патогенных агентов. Внутренняя картина болезни.
Структура нозологической единицы, врачебная диагностика. Признак болезни, симптом, симптомокомплекс, синдром, синдромокинез, синдромотаксис. Соотношение тяжести позитивных, негативных синдромов (по А.В. Снежневскому).
Основные психологические критерии психического отклонения: неадекватность, снижение или отсутствие критики, непродуктивность деятельности. Невменяемость и недееспособность.
Родство методов исследования патопсихологии и психологии в целом. Методы патопсихологического исследования (эксперимент, наблюдение, беседа с больным). Достоинства и недостатки этих методов при объективном исследовании психической патологии. Основной психологический метод исследования психической патологии – патопсихологический эксперимент.
Определение патопсихологического эксперимента. Основные отличия патопсихологического эксперимента от экспериментально-психологического исследования.
Принципы построения патопсихологического исследования.
Экспериментально-психологические методики. Метод тестов, проективные методы, личностные опросники и их роль в патопсихологических исследованиях.
Проведение исследования. Первый этап: формулирование клинической задачи врачом, ознакомление патопсихолога с историей болезни, беседа с лечащим врачом. Предварительный подбор методов и методик исследования. Второй этап: беседа с больным, коррекция плана, методов и методик исследования. Третий этап: проведение патопсихологического эксперимента. Четвертый этап: анализ полученных данных и составление заключения.
Патопсихологическое изучение детей и подростков.
Организация и содержание работы патопсихолога.
Основные термины и понятия
· Инсайт-ориентированный стиль | · Симптом-ориентированный стиль |
· Недееспособность | · Негативный симтом |
· Позитивный симптом | · Невменяемость |
Шизофрения (F20).
Этиология и патогенез. Наиболее признанной является генетическая природа шизофрении, которая обоснована в результате исследований риска развития болезни у моно- и дизиготных близнецов, у сибсов, родителей и детей, а также в результате изучения приемных детей от родителей, страдающих шизофренией.
РаспространенностьРиск развития шизофрении составляет 1%, а заболеваемость — 1 случай на 1000 населения в год.
Клиника.Для диагностической группы в целом характерно сочетание расстройств мышления, восприятия и эмоционально-волевых нарушений, которые продолжаются не менее месяца, однако более точный диагноз может быть установлен лишь на протяжении 6 мес. наблюдений.
Согласно МКБ 10 должен отмечаться хотя бы один из следующих признаков:
1.«Эхо мыслей» (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей.
2. Бред воздействия, моторный, сенсорный, идеаторный автоматизмы, бредовое восприятие. Такое сочетание в отечественной психиатрии обозначается как синдром Кандинского — Клерамбо.
3. Слуховые комментирующие истинные и псевдогаллюцинации и соматические галлюцинации.
4. Бредовые идеи, которые культурально неадекватны, нелепы и грандиозны по содержанию.
Или хотя бы два из следующих признаков:
1. Хронические (более месяца) галлюцинации с бредом, но без выраженного аффекта.
2.Неологизмы, шперрунги, разорванность речи.
3.Кататоническое поведение.
4. Негативные симптомы, в том числе апатия, абулия, обеднение речи, эмоциональная неадекватность, в том числе холодность.
5. Качественные изменения поведения с утратой интересов, нецеленаправленностью, аутизмом.
Эпилепсия (G40)
Этиология.Несмотря на многообразие этиологических факторов, а также синдромологическую неоднородность, эпилепсия остается хотя и собирательной, но единой нозологической единицей, где главным обобщающим клиническим критерием является наличие повторяющихся приступов. Одиночные или случайные эпилептические приступы не могут рассматриваться как эпилепсия, а являются, при понижении порога судорожной готовности, разновидностью реакций мозга и могут возникнуть в определенных условиях у любого человека. Распространенность. Распространенность эпилепсии в общей популяции составляет 7 — 10 случаев на 1000 населения. Риск развития эпилептических припадков на протяжении жизни составляет до 10%. Заболевание может развиваться в любом возрасте, однако в 75% эпилепсия начинается до 20-летнего возраста. Показатели заболеваемости среди мужского и женского пола практически одинаковы. Как минимум у 30% больных со временем возникают психические расстройства и наиболее часто — при симптоматических формах.
Клиника. Предвестники припадка. Варианты ауры. Большой эпилептический припадок, его стадии. Малый припадок. Эпилептические эквиваленты — дисфория, сумеречное расстройство сознания — непродуктивные и продуктивные формы. Изменения личности при эпилепсии.
Основные термины и понятия
· Кататония | · Параноид |
· Скачка идей | · Инверсия аффекта |
· Абсанс | · Синдром Ландау — Клеффнера |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическое занятие №1
Вопросы для обсуждения
1. Место патопсихологии в лечебных и образовательных учреждениях.
2. Патопсихолог и динамика душевного расстройства.
3. Экспертиза как форма деятельности патопсихолога.
4. Роль Б.В. Зейгарник в развитии отечественной патопсихологии
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст] /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии [Текст] /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение [Текст] /Б.С. Братусь. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
7. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии [Текст] /М.Г. Ярошевский. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Волков, В.Н. Судебная психиатрия. Структурно-логические схемы [Текст]: учеб. пособие для вузов /В.Н. Волков. - М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2001. - 255 с.
Практическое занятие №2
Тема: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Вопросы для обсуждения
1. Построение диагностической беседы.
2. Средства диагностики состояния интеллекта
3. Средства диагностики эмоционального статуса.
4. Участие патопсихолога в следственных действиях.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст] /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии [Текст] /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
7. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия [Текст]: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 528 с.
Практическое занятие №3
Вопросы для обсуждения
1. Личность и качество жизни.
2. Критерии сознания и самосознания.
3. Личность и характер – соотношение понятий.
4. Ценностные ориентации – норма и патология.
5. Психологические теории личности и происхождение душевных расстройств.
6. Уровень притязаний – критерии адекватности.
7. Патопсихологические методы диагностики личностных нарушений.
8. Личность правонарушителя.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст] /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии [Текст] /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
Практическое занятие №4
Вопросы для обсуждения
1. Восприятие и душевные расстройства.
2. Границы чувствительности в норме и патологии.
3. Гипнагогические расстройства восприятия.
4. Иллюзии и акоазмы – самостоятельное расстройство восприятия или предшественник галлюцинаций?
5. Психосенсорные расстройства.
6. Псевдогаллюцинации и псхический автоматизмы.
7. Нарушения схемы тела и метаморфопсии.
8. Вербальные галлюцинации.
9. Патология представлений и нарушения ориентировки.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст] /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии [Текст] /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский Ю.А., Кутявин, М.Е., Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
Практическое занятие №5
Тема: НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия памяти.
2. Виды памяти и виды нарушений памяти.
3. Виды внимания и виды нарушений внимания.
4. Особенности психодиагностики памяти и внимания в пожилом и старческом возрасте.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Исследование особенностей памяти [Текст]: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.
Практическое занятие №6
Вопросы для обсуждения
1. Интеллект вербальный и невербальный. Нарушение невербального компонента.
2. Причины нарушений интеллекта в перинатальном периоде.
3. Диагностика интеллектуальных нарушений.
4. Нарушения грамматического строя речи – связь с патологией мышления.
5. Неврологические аспекты речевых нарушений.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Исследование особенностей памяти [Текст]: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.
8. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия [Текст]: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 528 с.
9. Снежневский, А. В. Руководство по общей психиатрии [Текст] // А.В. Снежневский. – М.: Медицина, 1983. - 457 с.
Практическое занятие №7
РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия эмоций.
2. Мотивационные нарушения.
3. Эмоции и вменяемость. Аффекты патологический и физиологический.
4. Патология воли – извращения.
5. Обессии и компульсии.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
Практическое занятие №8
Вопросы для обсуждения
1. Анализ истории болезни - особенности подростковой шизофрении.
2. Большие шизофренические симптомы.
3. Анализ истории болезни - эпилептоидное расстройство психики.
4. Разновидности мании.
5. Особенности эндогенных депрессий.
6. Анализ рисунков больных шизофренией.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
Практическое занятие №9-10
ОЛИГОФРЕНИЯ, ДЕМЕНЦИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия олигофрении.
2. Генетические аспекты олигофрении.
3. Перинатальная травма.
4. Внутриутробная инфекция и олигофрения.
5. Проблемы внутриутробного прогноза врожденных аномалий.
6. Аминацидурии и мукополисахаридозы.
7. Особенности мышления при олигофрении.
8. Сопутствующие неврологические нарушения.
9. Сенильные и пресенильные интеллектуальные расстройства.
10. Зависимость нарушений интеллекта от топики сосудистого поражения мозга.
11. Особенности деменции при болезни Альцгеймера.
12. Особенности деменции при атеросклерозе головного мозга.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] /А.Р. Лурия. - М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
7. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
Практическое занятие №11
Вопросы для обсуждения
1. Изменения психики при нейросифилисе.
2. «Сумасшедший шляпник» - интоксикации тяжелыми металлами.
3. Изменения психики при сахарном диабете.
4. Изменения психики при тиреотоксикозе.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
Практическое занятие №12
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия темперамента.
2. Диагностики психопатий
3. Психопаты и криминал.
4. Критерии вменяемости и дееспособности при психопатиях
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст]: Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №13
АДДИКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия зависимостей.
2. Большие наркоманические синдромы.
3. Алкогольные психозы.
4. Синдром созависимости.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст]: Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №14
Вопросы для обсуждения
1. Патогенез дидактогений.
2. Невротик и семья.
3. Эмоциональное выгорание.
4. Детские страхи.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст]: Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №15
Вопросы для обсуждения
1. «Афганский синдром».
2. Послеродовые депрессии.
3. Синдром агедонии при стрессовых расстройствах.
4. Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия [Текст]: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии [Текст] /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика [Текст]: Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Нейрохимия и анатомия мышления.
2. Патологические идеи – отличие сверхценных от бредовых.
3. Фабулы бреда.
4. Нарушение целенаправленности мышления.
5. Генетика и нейрохимия некоторых интеллектуальных нарушений.
6. Мышление и внутренняя речь.
7. Волевые качества человека.
8. Аликситемия – причины и последствия.
9. Методы исследования эмоций.
Примерные темы рефератов
(для очной и заочной форм обучения)
1. Становление патопсихологии в дореволюционной России.
2. Правовые аспекты патопсихологической экспертизы.
3. Этика в работе патопсихолога.
4. Теоретические подходы к определению психической нормы.
5. Роль патопсихолога в судебной практике.
6. Патопсихологические аспекты эффективности лечения шизофрении.
7. Патопсихологические критерии вменяемости и дееспособности.
8. Патопсихологическое исследование в экспертизе годности к военной службе.
9. Роль патопсихолога в ПМПК.
10. Особенности подростковой шизофрении.
11. Особенности женского и подросткового алкоголизма.
12. Нейрохимия аддикций.
13. Патогенез медленных нейроинфекций.
14. Особенности детских неврозов.
15. Нейрохимия аминацидурий.
16. Патогенез алкогольных психозов.
17. Патопсихологические критерии прогредиентности шизофрении.
18. Особенности личности подростка как предпосылка дисморфоманических расстройств.
19. Патопсихология эндокринных заболеваний.
20. Патопсихология парафилий.
21. Патопсихология терроризма.
22. Патопсихология поведенческих девиаций.
Примерные темы контрольных работ
(для очной и заочной форм обучения)
1. Патопсихологический анализ истории болезни (шизофрения, эпилепсия, героиновая наркомания, «страсть пилигрима» ).
2. Анализ текста (письмо пациента с эпилепсией).
3. Виды расстройств памяти и патопсихологическое тестирование.
4. Критерии вменяемости с точки зрения патопсихолога.
5. Патопсихологический анализ текста завещания для определения состояния вменяемости завещателя.
6. Патопсихологический (графологический) анализ письма пациента с шизофренией.
7. Патопсихологический анализ творческой деятельности больных (пациенты с эпилепсией, шизофренией, героиновой наркоманией).
8. Патопсихологический анализ интервью с патологическим игроком.
9. Патопсихологический анализ интервью с лицом без определенного места жительства.
10. Патопсихологический анализ судебного дела (уголовное судопроизводство).
11. Патопсихологический анализ интервью ребенка (девочка, 11 лет , дидактогения).
12. Патопсихологический анализ интервью героинового наркомана.
Вопросы к экзамену
(для очной и заочной форм обучения)
1. Патопсихологический эксперимент
2. Беседа патопсихолога с больным и наблюдение за его поведением во время исследования
3. Особенности судебной патопсихологической экспертизы в гражданском и уголовном судопроизводстве
4. Структура нозологической единицы. Признак болезни, симптом, симптомокомплекс, синдром, синдромокинез, синдромотаксис. Типы заболеваний, этапы течения болезни.
5. Понятие дефекта: первичного, вторичного, третичного. Патологическое развитие психики и личности
6. Нарушение сознания
7. Коматозные нарушения
8. Делирий
9. Онейроид
10. Нарушение развития личности
11. Нарушение структуры иерархии мотивов
12. Формирование патологических потребностей и мотивов
13. Нарушение смыслообразования
14. Нарушение саморегуляции и опосредования
15. Нарушение критичности и спонтанности поведения
16. Нарушение формирования характерологических особенностей личности
17. Нарушения мышления
18. Нарушение операциональной стороны мышления
19. Нарушение личностного компонента мышления
20. Нарушение динамики мыслительной деятельности
21. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности
22. Бред
23. Нарушения памяти
24. Нарушение непосредственной памяти
25. Нарушение динамики мнестической деятельности
26. Нарушение опосредованной памяти
27. Нарушение мотивационного компонента памяти
28. Нарушение внимания
29. Нарушение восприятия
30. Иллюзии и галлюцинации
31. Агнозии
32. Нарушение мотивационного компонента восприятия
33. Расстройства эмоций
34. Маниакальные расстройства
35. Депрессивные расстройства
36. Биполярные расстройства
37. Шизофрения
38. Маниакально-депрессивный психоз
39. Эпилепсия
40. Олигофрения
41. Ранний детский аутизм
42. Сенильные и пресенильные расстройства
43. Дидактогении
44. Психические расстройства органического генеза
45. Посттравматические расстройства
46. Акцентуация характера
47. Психопатия
48. Неврастения
49. Истерия
50. Невроз навязчивых состояний
51. Расстройства сна
52. Аддиктивные расстройства
53. Алкоголизм
54. Наркомании
55. Нехимические аддикции
56. Парафилии
57. Синдром созависимости
58. Психофармакотерапевтические средства
59. Вменяемость и дееспособность
60. Роль патопсихолога в психиатрической и общесоматической клинике.
61. Роль патопсихолога в системе образования и социальной защиты населения.
62. Этические и правовые основы работы патопсихолога.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел составляется с учетом квалификационной характеристики выпускника (п.1.3 ГОС ВПО), требований к уровню подготовки выпускника(п.7 ГОС ВПО). В данный раздел следует включать перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся при изучении данной дисциплины в соответствии с поставленными целями и задачами.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
ü иметь представление о патопсихологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах;
ü знать об общих и частных закономерностях нарушения и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
ü уметь применять патопсихологические диагностические методики для выявления и оценки патологических нарушений психики;
ü иметь навыки клинического интервьюирования испытуемых;
ü уметь работать с клинической, судебной, педагогической документацией;
ü иметь навыки патопсихологической оценки продуктов деятельности испытуемых – рисунков, текстов и т.д.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная
1. Левченко, И. Ю. Патопсихология. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студентов высших уч. заведений / И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2005. - 232 с. (5)
2. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Б. В. Зейгарник. – М. : Академия, 2006. - 208 с. (1)
3. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие