Нарушения опосредствованного запоминания.

А.Н. Леонтьев: привнесение фактора опосредованности, улучшает воспроизведение слов. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто не только не выполняет своей функции, но становится помехой. Это можно проверить, используя две основные методики, направленные на изучение опосредованной памяти (о самих методиках см. подробно вопрос № 16):

I. Методика пиктограммы: исследование Г.В. Биренбаум. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием, а это возможно только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенном уровне обобщения и отвлечения и позволяет судить о степени обобщенности и содержательности образуемых испытуемых связей. Г.В. Биренбаум указывала, на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения; И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей бывает затруднено.

Пр.: Шизофрения. Само нахождение связи между словом и рисунком никакого труда не вызывает у больного с шизофренией. Больной формально выполняет задание, но содержательной связи нет!

N Sch.

               
    Нарушения опосредствованного запоминания. - student2.ru   Нарушения опосредствованного запоминания. - student2.ru
  Нарушения опосредствованного запоминания. - student2.ru   Нарушения опосредствованного запоминания. - student2.ru
 

или

Иногда пиктограмма может носить символический характер; или по созвучию («печаль» - рисует печь, «разлука» - рисует лук, «сомнение» - рисует рыбу сома). Т.о., они не могут в дальнейшем воспроизвести заданные слова, НО встречаются случаи, когда эти шизофрены припоминают слово просто отлично.

II. Методика опосредованного запоминания (по Леонтьеву): исследование Л.В. Петренко. Исследовались 2 группы больных: 1) симптоматическая эпилепсия; 2) эпилептическая болезнь. Основным результатом работы Л. В. Петренко было установление снижения эффективности опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным запоминанием у определенной группы больных — факт, вступающий в противоречие с результатами, полученными при исследовании здоровых людей, взрослых и детей (А. Н. Леонтьев). При этом у разных групп больных опосредованная память нарушалась неодинаково: если у больных симптоматической эпилепсией опосредование лишь в некоторой степени способствовало повышению результативности запоминания, то в группе больных эпилептической болезнью введение опосредования даже препятствовало воспроизведению, снижало его продуктивность. Почему? Механизм, общий для обеих групп (А – предъявленное для запоминания и последующего воспроизведения слово, Х – звено опосредования, картинка):

N: А → Х→ А. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «прогулка»

Эпилепсия:

  • А → Х→ Х. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «дерево, ель»
  • А → Х→ Y. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «бор».

Sch.*: А → Х→ Y. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «райские сады… Дело в том, что когда Бог сотворил мир…».

Л.В. Петренко: нарушение опосредованного запоминания обследованных групп связано со своей структурой нарушенной деятельности больных. Выявленная с помощью детального экспериментального исследования (с помощью методики "классификация предметов", метода исключения, счета по Крепелину, исследования уровня притязаний, процесса насыщения и т.д.) общая психологическая характеристика исследованных больных подтверждает ее гипотезу. Если у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, то у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали. Последние данные соответствуют результатам исследований И.Т. Бжалавы и Н.В. Рухадзе, которые отмечают, что больные эпилепсией действуют на основе заранее фиксированной установки, носящей инертный и интермодальный характер.



Наши рекомендации