Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах.

При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.

Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

1. Снижение уровня обобщений

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

Пример: методика классификации. Не может объединить кошку с собакой, т.к. они враждуют.

Задача на классификацию может быть недоступна вовсе. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы какого-либо сюжета – это конкретно-ситуационные сочетания. Такой тип решения чаще встречается у:

95% олигофрения

86% эпилепсия

70% энцефалиты

Пример: Группы: яйцо, ложка, нож; тетрадь, перо, карандаш; замок, ключ, шкаф. «Он пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш…»

Операция классификации, в основе которой лежит выделение ведущего свойства предмета, отвлечение от множества других конкретных свойств, вызывает затруднения и больные прибегают к ситуационному объединению групп.

Метод исключений (4-й лишний) Не могут решить все 10 заданий.

87,5% олигофрения

78,9% эпилепсия

Пример: керосиновая лампа, свеча, лампочка, солнце.

Больной олигофренией: «Надо удалить свечу. Она не нужна, если есть лампочка»

Больной эпилепсией: «Не нужна лампа керосиновая, сейчас повсюду есть электричество. Может и свечу удалить?.. Нет, ее нужно оставить, вдруг испортится электричество. У нас так бывает часто, тогда про запас нужна свеча»

Толкование пословиц и метафор

Непонимание условности, невозможность выделить существенные связи.

Пример: «Куй железо, пока горячо»®»железо нельзя ковать, когда оно холодное»

Может быть доступен переносный смысл, но нет понимания того, что пословица подходит не ко всем жизненным ситуациям.

Пример: «Волков бояться – в лес не ходить» ® «Это неверная пословица! Иногда надо быть осторожным; а эта пословица проповедует лихачество»

Чрезмерная связанность суждений больных с реальными жизненными фактами, неумение абстаргироваться от них® непонимание условности.

Метод пиктограмм

Г.В.Биренбаум. Больные с грубыми органическими поражениями мозга ® конкретно-ситуационные связи. Это связано с нарушением образования понятий. Не понимают условности задания, пытаются уточнить буквальный смысл слова.

Пример: "тяжелая работа": "Что Вы называете тяжелой работой? Мне трудно было в школе задачи решать, а Вам, вероятно, тяжело заниматься физическим трудом, Вы слабая. Не понимаю, что нарисовать?"

Группа больных эпилепсией, олигофренией, перенесшие энцефалит демонстрируют сниженный уровень обобщений и конкретно-ситуационные суждения.

Ассоциативный эксперимент

Ассоциации носят необобщенный характер

33% нет ответных реакций

34% называют функцию или признак (карандаш – пишет; ягода – красная)

11% синонимы

21% адекватные ассоциации

Резюме: сохранность общих понятий, навыков выполнения некоторых мыслительных операций. Невозможность сформировать новые.

2. Искажение процесса обобщения.

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается.

Классификация предметов.

Чрезмерно общие признаки, неадекватные реальным отношениям между предметами. Формальные, выхолощенные, бессодержательные. Пример: лопата, вилка, стол ® «твердость»; гриб, лошадь, карандаш ® «связь органического с неорганическим»

Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%).

Пример: Метод пиктограмм:

1) веселый ужин ® 2 кружка
теплый ветер ® 2 треугольника

2) сомнение ® сом
разлука ® лук

Ассоциативный эксперимент:

30% адекватные ответы

45% эхолалии (колесо-колесница), по созвучию (лечение-течение), речевые штампы (цель – цель оправдывает средства)

11% функция или признак предмета

12% отказы

~1% экстрасигнальные ответы (луна-яд)

Преобладают формальные, случайные ассоциации, уход от содержательной стороны задания, резонерство.

Описание сюжетных картинок: женщина, колющая дрова ® «Женщина и ее судьба»

Определение и сравнение понятий, толкование пословиц: резонерство.

Причины:

- слово выступает для больного в разных значениях

- нет адекватного отбора смысла

Павлов: мыслительная деятельность – «умственная жвачка»

Речь не облегчает выполнение задания, а затрудняет его.

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что в мышлении больных доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Они утрачивают направленность на объективное содержание задания.

Резонерские суждения больного определяются не столько нарушением его понятий, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную «концепцию».

Корсаковский синдром.

В классификации нарушений памяти Б.В. Зейгарник, корсаковский синдром входит в блок нарушений непосредственной памяти.

Феноменология амнестического синдрома Корсакова.

Синдром был впервые описан в 1887 г. С.С. Корсаковым как проявление специфического алкогольного психоза. Однако в последующем обнаружилось, что сходная клиническая картина наблюдается при самых разных органических поражениях мозга: ЧМТ, осколочные и огнестрельные ранения, опухоли и кровоизлияния, атрофия.

Основные симптомы:

1) Т.н. «Фиксационная амнезия». На самом деле у больного нет расстройств фиксации информации (см. ниже), но феноменологически это выглядит именно так. Находясь долгое время в отделении больницы, пациент не может запомнить своего лечащего врача, соседей по палате, расположения помещений в отделении. Записи не помогают больному восстановить утраченные воспоминания, т.к. он не знает, записывал ли он когда-нибудь ответ на интересующий его вопрос, а если и записывал, то где.

2) Ретроантероградная амнезия. Антероградная амнезия: больной не помнит ничего с момента возникновения заболевания (получения травмы). При грубых случаях к антероградной амнезии присоединяется и ретроградная.

3) Парамнезии. Это компенсация дефектов памяти, проявляющаяся в виде псевдореминисценций, конфабуляций, криптомнезии. Больной: «Сегодня ходил по грибы да ягоды!». Врач: «Откуда грибы и ягоды в декабре?». Больной: «Ну лес такой попался».

4) Грубые нарушения сознания. Амнестическая дезориентировка.

Патопсихологические исследования корсаковского синдрома.

Основной вопрос: какой психологический механизм лежит в основе основного дефекта? Трудности в фиксации информации или нечто другое?

Экспериментальные исследования:

1. 1911 г. Э. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным и при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. В следующие разы больной переставал давать Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.

2. 1935 г. А.Н. Леонтьев выработал у этих больных условный рефлекс на болевой раздражитель, хотя пациенты не помнили и осознавали самого этого факта.

3. 1950-60-е гг. Б.В. Зейгарник. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт пребывания вчера в этом кабинете, не узнавал экспериментатора; однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами, "не знаю".

4. 1968 г. Б.И. Бежанишвили: нестойкость, грубость, иррадированность оптической установки больных с корсаковским синдромом.

Вывод: не плохая фиксация, не слабость следообразования, а плохое воспроизведение!

Данные патопсихологического обследования.

Ø Методика «Классификация предметных изображений». Классифицируя картинки, больной образует много одноименных групп. Когда он образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?».

Ø Задания, не требующие запоминания уже совершенных действия (переносный смысл пословицы, метафоры, «метод исключения»). Справляются нормально, но через 3 мин, не могут вспомнить ничего из того, что выполняли.

Ø Методики, направленные на изучение памяти: из 5 предъявленных слов после 5-кратного повторения воспроизводится лишь последнее. Применение опосредования (по А.Н. Леонтьеву) больному не помогает! Из 10 слов он запомнил лишь 2 (хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен). Точно так же больной не может воспроизвести сюжет рассказа «Галка и голуби».

Ø Полевое поведение и откликаемость.

Наши рекомендации