ГОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

Министерство здравоохранения Московской области

ГОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

ПАСПОРТ

Здоровья студента

Фамилия _____________________

Имя ________________ Отчество____________________

Дата рождения _________________________

Учебный год Группа Подпись куратора Подпись родителя
       
       
       
       

Пояснительная записка.

Уважаемый студент ЕМУ!

По заключению отечественных и зарубежных специалистов, состояние Вашего здоровья зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генетических факторов, на 10% - от деятельности служб здравоохранения и на 20-25% - от образа жизни, от Вас самих.

Разумный образ жизниесть поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, это выбор личностного позитивного в отношении своего здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры.

Именно сейчас у Вас закладываются: отношение к питанию, физкультуре, формируется образ жизни, вместе с этим, проявляются факторы риска развития хронических заболеваний старшего возраста.

Особого внимания заслуживает, именно сейчас, Ваше отношение к угрожающим здоровью факторам:курению, алкоголю, правонарушениям, заболеваниям, передающимся половым путём, всему - что может помешать Вам быть взрослыми успешными и подготовленными к активной, творческой, продуктивной, социальной и личностной жизни.

Известный афоризм «Здоровье - это та вершина, которую каждый должен покорить сам!».Это девиз каждого Вашего дня! А Вы, как будущие медицинские работники должны владеть, ко всему прочему, современными технологиями здоровьесбережения и быть профессиональными в среде превентивной (профилактической) медицины.

Ценностное отношение к своему здоровью, закрепление навыков разумного образа жизни, коррекция собственного здоровья поможет Вам не только сформироваться профессионально, но и в первую очередь, как личности.

Над этим документом Вы будете работать кто 3, кто 4 года. Вы сами определите проблемы собственного здоровья, программу его коррекции, будете оценивать эффективность собственных принятых мер. Вам поможет теоретический блок, состоящий из приложений.

Карта наблюдений и обследования студента

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________

2. Год рождения _______________

№№ п/п   курс Оценка курс Оценка курс Оценка курс Оценка
1. Антропометрические показатели:                
1.1. Рост (м)                  
1.2. Вес                  
1.3. ЖЕЛ (мл)                  
1.4. Пикфлоуметрия                  
1.5. Спирометрия (мл.)                  
1.6. АД                  
1.7. ЧСС                  
1.8. Динамометрия (сила кисти прав./лев.)                
1.9. Окружность грудной клетки                
2. Функциональные показатели:                
2.1. Индекс Руфье                
2.2. Ортостатическая проба                
2.3. Пробы с задержкой дыхания (сек.) - на вдохе – Штанге - на выдохе – Генчи                
2.4. Индекс полноты                  
2.5. ИГСТ                  
3. Физическая подготовленность                
3.1. Тест Купера (бег – 12 мин.)                
3.2. Бег 3000м (М); 2000м (Ж)                
3.3. Бег 100м (М.Ж сек.)                  
3.4. Прыжки в длину с места (М.Ж) м.                
3.5. Подтягивание (М) раз Поднимание туловища (Ж) раз                
3.6. Отжимание от пола, в упоре лёжа (М, Ж) раз                
3.7. В висе коснуться ногами перекладины (М) раз                
3.8. Приседание на одной ноге («пистолет») левой/правой (М.Ж) раз                


№п/п          
4. Данные медицинского Осмотра            
5. Вредные привычки          
6. Хронические заболевания            
7. Осанка          
№п/п          
8. Нервно-психическое напряжение            
9. Личная гигиена          
10. Питание          
11. Стоматологические заболевания          

Измерение пульса ЧСС.

Пульс – это периодические толчкообразные колебания стенки артерии, вызванные выбросом крови из сердца в артериальную систему.

Пульс определяется ощупыванием (пальпацией).

Определение частоты пульса:

Для исследования пульса выбирают места, где артерия расположена поверхностно и может быть прижата к кости, Наиболее отчётливо прощупывается пульс на лучевой артерии у лучезапястного сустава со стороны большого пальца.

Руке придаётся удобное положение, чтобы напряжение мышц и натяжение сухожилий не мешали пальпации. Исследователь располагает II – IV пальцы вдоль лучевой артерии в нижней части предплечья на ладонной его поверхности так, чтобы II палец находился у основания большого пальца исследуемого, а III и IV следовали за ним в направлении локтевого сустава. Артерию прижимают к лучевой кости и определяют частоту пульса.

Измерение частоты дыхательных движений (ЧДД).

В норме у здорового человека число дыхательных движений колеблется от 16 до 20 в одну минуту, что зависит от возраста, пола (у женщин на 2-4 дыхания в минуту больше, чем у мужчин), положение тела (в горизонтальном положении число дыханий меньше, чем в вертикальном), температуры (ЧДД учащается), физического и эмоционального напряжения (ЧДД учащается).

Для подсчёта ЧДД необходимо подсчитать число вдохов за 1 минуту. Делается это либо визуально, либо положив руку на грудную клетку.

Пальчиковая гимнастика

1. Соедините пальцы. Затем соедините ладони и с усилием разотрите до появления тепла. Словно умывая руки, хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2. Средним и большим пальцами правой руки обхватите запястье левой и круговыми движениями помассируйте до появления тепла. Затем то же сделайте с правой рукой.

3. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя. Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени. Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца. Выполняя массаж, сосредоточьте внимание на этом уровне, которому хотите помочь.

4. Встряхните руками, словно сбрасывайте с них капельки воды.

5. Сомкните раздвинутые пальцы обеих рук в области подушечек. Не сдвигая кончиков пальцев, с усилием сдавите руки. При этом не сгибайте пальцы и не соединяйте ладони. Руки держите на уровне груди. Выполняйте 5-10 секунд.

6. Соедините ладони на уровне груди. Сдавите ладони 5-10 раз, затем, перемещая руки вправо и влево, повторите эти движения. По окончании погладьте кисти, снимая напряжение.

7. Сцепите руки на уровне груди в замок и выверните ладонями вперёд. Затем с усилием вытяните сцепленные руки вверх, вниз, вперёд, вправо, влево. Каждый раз возвращайте руки к груди. Можете повторить движения 2-3 раза.

8. Сложите руки крест-накрест в области запястья ладонями вниз. Затем сцепите руки в замок, выверните их по направлению к себе и вытяните вперёд. Постарайтесь выровнять руки в ладонях, не разъединяя замок, и верните в исходное положение. Повторите упражнение 3-5 раз.

9. Представьте, что ваши пальцы касаются клавиш пишущей машинки. В быстром темпе подвигайте каждым пальцем, сгибая их в каждом суставчике.

10. Поднимите руки над головой, пальцы расслабьте. Задержитесь в таком положении 10 минут. Затем положите спокойно руки на стол или на бёдра в удобном для них положении и дайте им отдохнуть.

Все перечисленные упражнения помогают не только укрепить мышцы рук, сделать их более быстрыми, но и придают всему организму силу, бодрость.

Комплекс упражнений на перемене, физ.паузе, при подготовке домашних заданий.

1. Исходное положение – сидя. По очереди сгибание ног. (6 –8 раз каждой ногой).

2. Исходное положение – сидя. Выпрямить левую ногу в колене и производить сгибание, разгибание и вращение. То же другой ногой. (6 8 раз).

3. Исходное положение – руки к плечам. Вращение рук вперёд – назад. (6 – 8 раз).

4. Движение головой вверх – вниз, сопровождая взглядом. (4 – 6 раз).

5. По очереди поднять руку вверх, опустить вниз, сопровождая взглядом (5 – 7 раз).

6. Повороты головы вправо – влево. (3 – 5 раз в каждую сторону).

7. Руки вперёд. Сгибание – разгибание в локтевых суставах, сжатие и разжатие пальцев. Взглядом следить за движением пальцев. (5 – 8 раз).

8. Повороты головы вправо – влево, коснуться подбородком плеча. (5 – 7 раз).

9. Исходное положение – сидя. Согнуть правую ногу – хлопок; вернуться в исходное положение. То же с другой ноги (3 5 раз).

10. Исходное положение – сидя на стуле, ноги выпрямлены, руки впереди. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс; вернуться в исходное положение. (4 – 6 раз).

11. Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. Руки вперёд, выпрямить правую ногу; вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. (3 – 5 раз).

12. Исходное положение – сидя на стуле, руки к плечам. Наклоны вперёд – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. (4 – 6 раз).

13. Исходное положение – сидя на стуле, согнуть правую ногу, обхватить её руками, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. (3 – 5 раз).

14. Исходное положение – сидя на стуле (сохраняется для шести последующих упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5 – 10 раз.

15. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. 5 – 10 раз.

16. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5 -10 раз.

17. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

18. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 сек., расслабление – 15 сек. 6 раз.

19. Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5 – 7 минут.

20. Исходное положение – сидя на стуле. Ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, руки на поясе. Одновременное приподнимание пяток. 8 – 10 раз.

21. Исходное положение – сидя на стуле. Ноги прямые, руки на поясе. Поочерёдное сгибание стоп. 4 – 5 раз.

22.Исходное положение – сидя на стуле. Положить ногу на колено другой ноги. 4 – 5 раз.

Психологический опросник.

Оценка нервно-психического напряжения.

Нервно-психическое напряжение оказывает влияние на общее состояние здоровья человека.

Опросник содержит вопросы, освещающие особенности сна, настроения, памяти, внимания, речи, особенности эмоционального состояния в целом.

Повышенный уровень нервно-психического напряжения свидетельствует о наличии психического и физического дискомфорта, об изменениях со стороны различных систем организма.

Проанализировав результаты диагностики, психолог выдаст индивидуальные рекомендации студентам.

Рекомендации для снижения уровня нервно – психического напряжения.

Релаксация.Это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического и психического напряжения. Методы релаксации нужно освоить заранее, чтобы в критический момент запросто противостоять раздражению и психической усталости. Релаксационные упражнения должны стать привычкой и ассоциироваться с приятными впечатлениями. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Это оказывает положительное влияние на психику. Выполнять упражнения желательно в отдельном помещении.

Примеры упражнений при стрессовых ситуациях.

1.Лежите на спине спокойно две минуты. Глаза закрыты, попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Обойдите мысленно всю комнату вдоль стен.

2.Следите за дыханием, сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на дыхании на 1-2 минуты. Старайтесь не думать ни о чем другом.

3.Сделайте неглубокий вдох, на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы. На несколько секунд постарайтесь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.

4.Упражнения для всех частей тела. Упражнение для ног. Напрягите сразу все мышцы ног от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние. Затем расслабьте все мышцы. Повторите три раза.

5.Затем упражнения, идентичные предыдущему, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, рук мышцы лица (лоб, губы ).

6.В заключении «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да,то постарайтесь снять его. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, сначала напрягите мышцы всего тела, затем расслабьте. Полежите на спине спокойно, дыхание ровное. Вы обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию. После упражнения вы должны почувствовать себя отдохнувшими, полными сил, энергии. Откройте глаза, затем зажмурьтесь несколько раз, откройте глаза, медленно встаньте. Со временем упражнения будут выполняться быстрее, позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобиться.

Профилактика кариеса

1. После ночного сна следует тщательно прополоскать рот.

2. Чистить зубы после завтрака и после ужина по 3 минуты.

3. Пользоваться только своей зубной щёткой. Раз в 2 – 3 месяца менять зубную щётку (лучше менять каждый месяц).

4. Промывать и намыливать зубную щётку после каждого использования, чтобы продезинфицировать её, а перед чисткой зубов тщательно прополоскать щётку.

5. После каждого приёма пищи: полоскать рот или использовать зубную нить, либо жевательную резинку. Неприлично, если изо рта плохо пахнет.

6. Соблюдать диету: не употреблять много сахаросодержащей пищи. Избегать перепада контрастных температур.

7. На ночь не есть мягкую пищу (творог), т.к. его остатки трудно вычищаются.

8. Заболевания дёсен ухудшают состояние зубов, поэтому обязательно надо лечиться.

9. Беречь зубы – не грызть семечки и орехи, курение неблагоприятно влияет на эмаль зубов.

10. Посещать стоматолога каждые 3 – 6 месяцев на профилактические осмотры и консультации.

Личная гигиена.

Поддержание чистоты тела и волос достигается регулярным (не реже 1-2 раза в неделю) мытьём горячей водой, а так же сменой нательного и постельного белья.

Руки необходимо тщательно мыть после выполнения грязных работ, посещения туалета (санузла), а так же перед каждым приёмом пищи. Необходимо коротко стричь ногти, не допуская накопления под ними грязи.

Перед бритьём волос необходимо вымыть место бритья с мылом, затем побрить кожу чистым станком, после этого продезинфицировать и нанести дезодорант.

В летнее время ежедневно, после мытья тела нужно использовать дезодорант (особенно людям с повышенной потливостью). Кроме обычных дезодорантов существуют дезодоранты для ног, для интимной гигиены, используемые по назначению. Не рекомендуется использовать дезодоранты, содержащие алюминий.

Ежедневно перед сном необходимо мыть ноги водой с мылом, с обязательной сменой носков, чулок.

Личная гигиена девушки.

Девушка должна ежедневно содержать в чистоте наружные половые органы, обмывая их тёплой водой спереди назад, используя туалетное мыло или средства для интимной гигиены. Так же следует подмываться после каждого акта дефекации, струю тёплой воды направляя спереди назад по направлению к анусу.

Если в 15-16 лет у девочки не появились менструации, это серьёзный повод для обращения к специалисту.

Каждая третья девочка в первый день менструации ощущает тяжесть внизу живота, тянущие и схваткообразные боли. Эти явления в последующие годы, как правило, ослабевают или исчезают. Если же боли и дискомфорт со временем не прекращаются они могут быть признаны воспалительным заболеванием.

Современная мода способствует женским воспалительным заболеванием: мини-юбки, лёгкие брюки, узкие трусики-стринги из синтетики, короткие зимние куртки – всё это ведёт к переохлаждению половых органов. Особенно опасно переохлаждение во время менструации.

Часто приходится видеть девочек, сидящих на каменных ступеньках – это совершенно недопустимо.

В период менструации нужно вести обычный образ жизни. Можно и нужно продолжать свои занятия, как умственные, так и физические. Можно заниматься физкультурой. Следует лишь избегать выполнения упражнений, требующих повышенного физического напряжения (верховая езда, прыжки, езда на велосипеде, поднятие тяжестей).

Во время менструации очень важно содержать в чистоте наружные половые органы. Ежедневно необходимо обмывать их струёй тёплой воды спереди назад, используя туалетное мыло или средства для интимной гигиены. Подмывание нужно производить не менее двух раз в день хорошо вымытыми руками. В этот период рекомендуется ежедневно принимать тёплый душ. Ни в ванне, ни в реке, ни в море купаться не рекомендуется. Особенно опасно купаться в холодной воде, т.к. это может удлинить кровотечение, вызвать воспаление половых органов.

Применять гигиенические прокладки, соответствующие объёму выделений (3-4 раза в день, иногда чаще). Тампоны девочкам применять не рекомендуется, их можно использовать только после консультации с гинекологом. Утилизировать использованные гигиенические прокладки, нужно предварительно завернув их в бумагу. Нельзя выбрасывать их в унитаз, т.к. может произойти засорение.

Употребление в пищу острых приправ (перец, горчица, хрен) может способствовать усилению менструального кровотечения. Несвоевременное опорожнение мочевого пузыря и кишечника может привести к смещению матки, нарушению оттока менструальной крови из матки, возникновению или усилению болей.

Во время менструации летом нужно носить плотно облегающие хлопчатобумажные трусы, зимой – тёплые трико, колготы или рейтузы и тёплую обувь

Личная гигиена юноши.

Особенности строения наружных половых органов юноши требуют их ежедневного обмывания. Следует подмываться также, и после дефекации. Вода при этом должна быть тёплой, мыло пережиренным, не раздражающим кожу («Детское», «Ланолиновое») или средства для интимной гигиены. После ополаскивания кожу необходимо протереть мягким полотенцем, специально для этого выделенным.

Если же интимный туалет совершать редко, между головкой полового члена и крайней плотью (подвижной складкой, прикрывающей головку) скапливаются выделения сальных желёз – смегма, пот, соли, выпадающие из мочи. Разлагаясь, они вызывают раздражение, зуд, отёки и воспаление.

Юношам гигиенические процедуры необходимы также и после ночных поллюций.

Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. За 2 часа до сна необходимо проветривать спальную комнату, желательно, чтобы температура воздуха в спальне была около 16ْ С.

Гигиена питания.

Питание подростков должно быть рациональным, т.е. полноценным в количественном и качественном отношении. Оно должно обеспечивать жизнедеятельность, рост и развитие организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и полноценный иммунитет.

В состав пищевого рациона обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Наиболее рациональным является трёх- и четырёхразовое питание. Завтрак должен содержать от 20% до 35% суточного колоража пищи. Второй завтрак (при четырёхразовом питании) должен содержать от 10% до 25% суточного колоража. Обед должен содержать около 30% - 40% суточного рациона.

Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые) и жиром, должны в основном входить в дневные приёмы пищи.

Ужин должен содержать 15% - 20% колоража, он должен состоять из легко перевариваемой и не возбуждающей нервную систему молочно-растительной пищи. Ужин рекомендуется принимать за 2 часа до сна.

Белки - сложные соединения, состоящие из аминокислот. Известно больше 25 аминокислот. В состав аминокислот, кроме углерода, кислорода и водорода, входит азот, который не содержится ни в жирах, ни в углеводах. Некоторые аминокислоты содержат фосфор и серу. Белки различных пищевых продуктов имеют неодинаковый по количеству состав аминокислот. Белки являются важнейшим компонентом пищи. Белки пищи в пищеварительном тракте расщепляются на аминокислоты, всасывающиеся в кишечнике. В тканях из этих аминокислот образуются новые белки, специфичные для человеческого организма. Часть аминокислот, входящих в состав тканевых белков, может синтезироваться в организме из других аминокислот или продуктов их распада, а часть аминокислот в организме не синтезируется. Эти аминокислоты, называемые незаменимыми, должны быть доставлены с пищей.

Белки, находящиеся в продуктах животного происхождения (в мясе, рыбе, молоке, яйцах), по содержанию незаменимых аминокислот биологически более ценны, чем растительные белки. Кроме того, они лучше усваиваются. Поэтому для достижения азотистого равновесия у взрослых и для оптимального роста молодых требуется обязательное наличие белков животного происхождения. Для обеспечения потребностей организма во всех незаменимых аминокислотах в пищевом рационе подростков 50-60% (минимум 35-40%) суточной потребности в белках должно покрываться за счет продуктов животного происхождения.

Наибольшее количество белков содержится в мясе, рыбе и бобовых, меньше - в злаковых и ничтожное количество - в овощах, фруктах и ягодах.

Жиры - органические соединения, структурными элементами которых являются глицерин и жирные кислоты. В состав жиров входит углерод, водород и кислород. Жиры, содержащиеся в различных пищевых продуктах, отличаются составом жирных кислот.

Жиры являются источником энергии. Полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в жирах (особенно растительное масло) имеют важное значение в профилактике атеросклероза.

Биологическая ценность жиров определяется и тем, что некоторые из них являются носителями жирорастворимых витаминов A, D, Е, К, жир молока и рыбий жир - носители витаминов A, D, К, растительные масла - витамина Е. Содержание жиров должно соответствовать приблизительно 30% суточного калоража.

Углеводы состоят из углерода, кислорода и водорода. Разделяются углеводы на моносахариды (глюкоза, фруктоза и др.), дисахариды (свекловичный сахар, лактоза молока) и полисахариды (крахмал, гликоген, клетчатка).

Основными источниками углеводов являются продукты переработки злаков (содержат до 75% углеводов), бобовые (до 60% углеводов), овощи, фрукты и ягоды (от 2 до 20% углеводов) в злаках и бобовых преимущественно содержится крахмал, в овощах - крахмал (картофель) и сахара (морковь, свекла и др.), во фруктах и ягодах - сахара. Содержание углеводов должно соответствовать приблизительно 60% суточного калоража.

Углеводы являются в основном источником энергии: 1г углеводов в среднем дает 4,1ккал.

Оптимальным соотношением (в граммах) количества белков, жиров и углеводов в рационе считают 1:1:4.

Минеральный состав пищи включает свыше 60 различных химических элементов. Поступающие в организм с пищей органические соединения (белки, жиры и углеводы) в основном состоят из углерода, кислорода, водорода и азота. Кроме этих химических элементов, в тканях человеческого организма постоянно находятся и другие элементы. Из них, например, кальций, магний, фосфор, сера, натрий, калий, хлор содержатся в тканях в относительно больших количествах, другие - в меньших. Они называются микроэлементами, если содержание их в тканях порядка 1 мг/кг и менее (йод, фтор, медь, цинк, марганец, кобальт и др.).

Физиологическая роль минеральных веществ в организме многообразна. Они входят в большом количестве в состав костей и зубов, придавая им необходимую прочность, содержатся в ферментах и гормонах, являются катализаторами реакций тканевого обмена, входят в состав секретов. Минеральные вещества поддерживают на необходимом уровне осмотическое давление и концентрацию водородных ионов в тканях организма.

При разнообразном питании смешанной пищей, состоящей из возможно большего числа продуктов животного и растительного происхождения, поступление минеральных веществ в организм обычно вполне достаточное, за исключением поваренной соли. Потребность подростка в хлориде натрия составляет 6—12 г в сутки. Значительно возрастает потребность в поваренной соли при сильном потении (до 25—30 г).

Кальций входит в большом количестве в состав опорных тканей, влияет на нервно-мышечную возбудимость и свертываемость крови. В суточном рационе подростка потребность в кальции должна составлять около 1,5г.

Много хороню усвояемых солей кальция в молоке и молочных продуктах. Сравнительно велико содержание кальция в лиственной зелени (капуста, шпинат и др.)

Много фосфора содержится в костной, мышечной и нервной тканях, так как он входит в состав белков клеточных ядер и играет большую роль в процессах тканевого обмена. Содержание фосфора в суточном рационе подростка должно быть 1,5-2г. Им богаты многие пищевые продукты (мясо, злаки, яйца и др.). Соотношение фосфора и кальция в рационе должно быть 2:1, большие количества фосфора ухудшают усвоение кальция.

Железо входит в состав гемоглобина крови. Суточная потребность подростков в железе равна 1-1,5 мг, но, поскольку железо пищевых продуктов усваивается в среднем на 10%, фактическая потребность в железе составляет 15-20 мг. Наиболее богаты и притом лучше усвояемым железом печень, яйца, шпинат, куриное мясо, яблоки и др.

Йодвходит в состав гормонов щитовидной железы, влияет на все виды обмена, рост и развитие организма. Главный источник йода для организма пищевые продукты растительного происхождения (особенно богата йодом морская капуста).

Витамины - это группа, разнообразных по химической природе органических соединений, физиологически активных, в малых количествах поступающих в организм с пищей и играющих большую роль в обмене веществ. Витамины делят на водорастворимые (витамины С, B1, В2, РР и др.) и жирорастворимые (витамины A, D, Е и К).

Водорастворимые витамины:

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в тканях, обеспечивает полноценный иммунитет, способствует регенерации тканей, например сокращает срок заживления раневой поверхности после ожогов. Потребность подростков в витамине С составляет 70-110мг в сутки.

Основные источники витамина С - зелень, овощи, фрукты и ягоды. Особенно богаты витамином С цитрусовые (лимоны, апельсины), черная смородина, ягоды шиповника. В летнее и осеннее время пищевой рацион обычно достаточно богат витамином С, так как многие из этих продуктов употребляются в свежем и сыром виде. Зимой и весной основными источниками витамина С являются картофель и капуста.

Витамин С менее стойкий, чем другие витамины. При вымачивании продуктов он переходит в воду, при варке - в отвар. Разрушается витамин С кислородом воздуха, особенно при высокой температуре. Поэтому варка, хранение очищенных овощей в воде и на воздухе или хранение кислой капусты без рассола приводят к разрушению витамина С. Полагают, что в среднем при кулинарной обработке теряется около 50% витамина С.

Витамин В1(тиамин). Входит в состав многих ферментов, необходим для «сгорания» сахара в клетке. Потребность подростков в витамине B1 составляет 2-3 мг в сутки. Главный источник витамина B1 - продукты переработки злаков и бобовые, почки, печень, желтки яиц, свинина, говядина, пивные дрожжи.

Витамин В2 (рибофлавин). Входит в состав многих ферментов и оказывает большое влияние на клеточное дыхание. Суточная потребность взрослых в витамине В2 2,0-3,5 мг. Источники рибофлавина - печень, почки, сердце, желток яиц, бобовые, мясо, злаковые; богаты ими дрожжи.

Витамин РР (ниацин). Этот витамин участвует в белковом, углеводном и жировом обмене в тканях.

Суточная потребность подростков в ниацине составляет 20 -30 мг. Источниками ниацина являются злаковые, бобовые, мясо,яйца, печень, овощи, дрожжи.

Жирорастворимые витамины.

Витамин А (ретинол) выполняет ростовые функции и входит в состав зрительного пурпура, участвуя в акте зрения. Суточная потребность подростков в витамине А от 1,5 до 2 мг. Большое количество витамина А содержится в рыбьем жире, печени животных и морских рыб, молоке и молочных продуктах, желтке яиц, красной моркови, шпинате, зеленом горошке, салате, тыкве, абрикосах, помидорах и др.

Витамин D- кальциферол (антирахитический) регулирует обмен фосфора и кальция в организме, участвует в формировании костей. Суточная потребность подростков в нем составляет 0,025 мг. Витамином D богаты жир печени рыб, сливочное масло, молоко, яйца.

Витамин Е- токоферолы(антиокислители)- необходим для нормального обмена веществ в мышечной ткани, ее сокращения. Суточная потребность подростков в нем составляет 13-20 мг. Витамином Е богаты яичный желток, печень, сливочное масло, молоко.

Витамин К - филлохиноны (антигеморрагический)- усиливает биосинтез белков, участвующих в свертывании крови. Суточная потребность подростков 1-2 мг. Витамином К богаты шпинат, капуста, томаты.

Карты сестринского процесса

Дата Курс Выявленные проблемы Постановка целей Планирование мероприятий для ликвидации проблемы Реализация плана
Действительные Потенциальные
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Дата Курс Выявленные проблемы Постановка целей Планирование мероприятий для ликвидации проблемы Реализация плана
Действительные Потенциальные
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Наши рекомендации

Дата Курс Выявленные проблемы Постановка целей Планирование мероприятий для ликвидации проблемы Реализация плана
Действительные Потенциальные
           
           
           
           
           
           
           
           
    &