Психогенный ступор и психогенное возбуждение – возникают в ответ на какую-то тяжелую травму (смерть близкого, попадание в какие-то катаклизмы, катастрофы и.т.п.)

Психогенный ступор –страх вызывает оцепенение. Кожные покровы побледнение, выражение лица растерянное, в контакт не вступают, Двигательная активность отсутствует, будет сидеть, даже если к нему огонь подбирается.

Гистрионический ступор –при ступоре человек замирает, нарочито -недоумевающее, удивленное лицо. Элективный мутизм иногда, полной обездвиженности нет, если надо в туалет или поесть – пойдет.

Эпилептический ступор –часто на фоне экстаза,

Психогенный ступор – на фоне галлюцинаций, бредовых идей пр. человек полностью погружен в них

Катотоническое возбуждение –стереотипная двигательная активность.

Люцидное и оноироидное.

Меланхолический раптус – наблюдается, когда на фоне депрессии возникает выраженная тревога. Человека охватывает чувство безысходности, тоски, предчувствия катастрофы. Люди бросаются нас стены, бьются головой, метаются по комнате. Физическая боль дает облегчение боли душевной, поэтому бьются.

Маниакальное возбуждение - чрезмерное повышенное настроение, речь максимально ускорена, скачка идей. Продуктивности нет, т.к. внимание на одном действии не удерживается.

Двигательное возбуждение– эмоциональная суженность сознания, воспоминания фрагментарны. Глаза расширяются, движения нецеленаправленны, хаотичны.

Гистрионическое возбуждение (истерическое) –дифференцируют его с эпилептическим припадком. Ему всегда предшествует субъективно значимая травма. Никогда не будет чрезмерной травматизации, наоборот будет медленное опускание на пол, со стенами, театрально все. Копируют даже истерическую дугу. Сознательно отрицается. Могут выпадать из памяти какие-то события, но полной амнезии нет. Эпилептическое возбуждение – эмоциональные взрывы дисфории, опасны для окружающих, не контактны.

Психогенное возбуждение -обусловлено бредовыми идеями и галлюцинациями.

Импульсивные влечения:

- пиромания – чаще у детей и подростков.

- дромомания

- клептомания

- дипсомания (стремление к употреблению алкоголя) – в отличие от алкоголиков нет зависимости от алкоголя. Испытывают желание на уровне жажды.

Нарушение инстинктивной деятельности: количественные и качественные.

Пищевой инстинкт – снижение (анорексия), повышение (булимия). Нервная анорексия

Сексуальный инстинкт:

Снижение – фригидность и импотенция.

Повышение – нимфомания (женщины) и сатириазис (мужчины)

Наблюдается при депрессии (затихание), при маниакальных состояния – лугкая сексуальная расторможенность. Снижение может перетекать в алкогольную зависимость, т.к. без алкоголя нельзя расслабиться.

Извращение инстинкта. Нарушение выбора объекта или нарушение реализации.

- вуайеризм

- эксгибиционизм

- педофилия

- геронтофилия

- садизм

- мазохизм

- трансвестизм

- гомосексуализм

- транссексулизм

Самосохранения

Из разных источников. В т.ч книжек.

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).
Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).

Из всех психических явлений "произвольными" могут быть внимание и память.

Общий источник воли - потребности человека.

Структура волевого акта:

1. Возникновение побуждения и постановка цели.

2. Борьба мотивов, проблема выбора.

3. Принятие решения.

4. Выполнение действия.

По заболеваниям: Усиление всех влечений и желаний, расторможение их (гипербулия) свойственны маниакальным и гипоманиакальным состояниям: больные прожорливы, сексуальны, циничны, женщины кокетливы. Все больным интересно, они охотно берутся за любое дело, нередко начинают несколько дел сразу, но из-за отвлекаемости внимания никогда не доводят их до конца, легко заводят знакомства, бывают расточительны, допускают случайные половые связи.

Ослабление влечений (гипобулия) вплоть до полного их исчезновения (абулия) сопровождает депрессивные состояния: исчезает аппетит, вследствие чего больные могут отказываться от пищи(анорексия), подавляется сексуальное чувство. Абулия сопровождает также состояния безразличия (апатико-абулическое состояние), характерные для шизофренического дефекта.

Суицидальные тенденции (мысли, высказывания, поступки с тематикой самоубийства) могут быть связаны с галлюцинациями (голоса приказывают покончить с собой), с бредом преследования (больной погибает, спасаясь от мнимого преследования), самообвинения и самоуничижения (считает, что не имеет права жить), ревности (убивает любимого человека, а затем себя), с ипохондрическим бредом (покончить с собой, чтобы избежать мучительной смерти от мнимой страшной болезни), с помрачением сознания, когда отражение окружающего фрагментарное и одностороннее.

Извращение влечений (парабулия) проявляется стремлением поедать несъедобные предметы, кал (копрофагия), наносить себе повреждения, истязать себя, получать половое удовлетворение в перверсиях (гомосексуализм, садизм, мазохизм и др.).

Импульсивные явления — остро возникающие непреодолимые стремления к чему-либо, реализуемые без предварительного осознания их и борьбы мотивов (клептомания).

Амбивалентность — сосуществование противоположных чувств, желаний и влечений. Амбивалентность является признаком расщепления единства психического процесса, что характерно для шизофрении.

Двигательные расстройства обычны при психотических состояниях. Расстройства движений и целостного поведения в первую очередь обращают на себя внимание окружающих и правильно ими понимаются как признаки психических заболеваний. Двигательные расстройства разделяются на гипо-, гипер-, дискинетические, т.е. связанные с уменьшением, усилением или извращением двигательной активности.

Используют: 1) беседу; 2) анкеты, сочинения с последующим контент-анализом; 3) анализ литературных источников, анализ продуктов деятельности; 4) методы самооценок, экспертных и взаимооценок волевых качеств: а) экспертные оценки (метод обобщения независимых характеристик по силе, устойчивости, широте, направленности волевых качеств в 5-балльной системе), метод полярных профилей, метод параллельных профилей В. И. Селиванова, метод компетентных судей, использование для оценивания пятибалльной и десятибалльной шкал; б) самооценки вместе с экспертными оценками и взаимооценками; методика объективированной самооценки волевых качеств личности А. Ц. Пуни, шкала самооценки настойчивости, самоуверенности Торнтона; в) косвенные методы самооценки развития морально-волевой сферы; 5) тесты и опросники: а) дающие релевантную информацию об исследуемой реальности: уровень субъективного контроля Роттера; ориентация на действие и состояние Ю. Куля; проективные методы; б) направленные именно на изучение волевой сферы (опросник волевых качеств Н. Б. Стамбуловой; опросник волевого самоконтроля (ВСК) Е.В. Эйдмана; волевой опросник личности (ВОЛ) А. Хохлова; опросник настойчивости Ванга; опросник волевых качеств личности (BKЛ)) (Пасниченко, 1995).

Необходимо отметить методики, измеряющие волевые качества в контексте их связи с комплексом других свойств личности. Примером подобных диагностических инструментариев служат: Фрайбургский личностный опросник FPI включает факторы, измеряющие уверенность в себе, выдержанность; Калифорнийский психологический опросник CPI позволяет выявить инициативность, самоуверенность, ответственность, самоконтроль; «психологические профили» Россолимо (одна из групп тестовых заданий называется «Воля» и включает в себя пробы на сопротивление автоматизму и внушению); опросник проблем решения PSI П. Хеппнера и К. Петерсена, исследующий уверенность в решении проблемы, уклонение от решения проблемы и самоконтроль; личностный опросник Е. Куличковой, позволяющий получить информацию о решительности, напористости, импульсивности, умении владеть собой, самостоятельности и ряд других методик.

В качестве диагностического инструмента возможно использование биографических методик, предполагающих получение информации о ситуациях, в которых испытуемый демонстрировал волевые усилия (в частности, частота и качественная характеристика таких ситуаций), плотность нахождения данной личности в тесном контакте с другими людьми, обладающими отчетливо выраженными и развитыми волевыми качествами. Один из таких методов носит название метода «свободной автобиографии» (Миславский, 1988).

Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн. Методика предложена С. Я.

T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье.

С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характеристики какого-либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда больному предлагают набор определений (уверенный - робкий, здоровый - больной) и просят обозначить свое состояние (H. Heimann, 1967). В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера.

Затем приступают к беседе с больным, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т. д. Выясняется, почему больной сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными.

Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габриял (1972) с использованием каждой из шкал с 7 категориями, например: самый больной, весьма больной, более или менее больной, средне больной, более или менее здоровый, весьма здоровый, самый здоровый. Использование шкал с такой градацией, по наблюдению автора, обеспечивает более тонкие различия в выявлении позиции обследуемых.

В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.

В анализе полученных результатов С. Я. Рубинштейн уделяется основное внимание не столько расположению отметок на шкалах, сколько обсуждению этих отметок. Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой <чуть выше середины>.

Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного больного особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. При этом могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем больному уровне притязаний, степени его адекватности. Можно думать, что самооценка при некоторых психических заболеваниях не остается постоянной, и характер ее зависит не только от специфичности психопатологических проявлений, но и от стадии болезни.

1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.

2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.

3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.

4. Удержание ноги.

5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?

6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.

7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.

8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).

Наши рекомендации