Зачет «Основы патопсихологии»

Зачет «Основы патопсихологии»

Нарушение иерархии мотивов.

Мотивы выполняют 2 функции:

-смыслообразования(более значительные)

-побуждения.

Смыслообразование мотивов придают дея-ти личностный смысл. Они занимают более высокое иерархическое место.

Побудительные выступают в роли мотивов-стимулов и всегда занимают подчиненные места в иерархии.

Изменение в иерархии потребностей и мотивов происходит в том случае, когда появляется новая потребность (при помощи сдвига мотива на цель). Если новая потребность нормализована, говорят об изменении иерархии. Если формируется патологическая потребность, говорят о нарушении иерархии.

При нарушении иерархии потребности и мотивов необходимо наличие 2-х моментов:

-изменения содержания потребности и мотивов (формируется новая патологическая потребность, вызывающая к жизни новые варианты дея-ти и подчиненные им цели и мотивы).

-снижение опосредованности мотивов. Чем больше опосредован хар-р мотивов и потр-й, тем выражена их иерархическая связь. В этих случаях не происходит жесткой фиксации на способе удовлетворения потр-ти. В случае нарушения иерархии потребностей и мотивов поведение становится импульсивным.

Роль опосредования в поведении и деят-ти чел.

Проявления развития и созревания личности многообразны. Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения. Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и зависит от многих детерминант: от содержания выполняемой деятельности, от ситуации, в которую данная деятельность включена, от целей, которые ставит перед собой человек, от степени иерархизации его мотивов, от самооценки, от восприятия людей, с которыми человек вступает в общение, от направленности личности.

Опосредование выявляется уже на уровне операций. Известно, что необходимость лучшего запоминания материала проводит к оперированию знаками, символами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом случае опосредование приобретает характер "вспомогательный": оно служит другой деятельности — деятельности запоминания. Процесс опосредования носит регулирующий характер, что знак помогает человеку овладеть своим поведением и направить его сообразно своим целям, что овладение поведением представляет собой опосредованный процесс.

Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, новые мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным. Надо, однако, помнить, что опосредование не является жестким личностным механизмом. Процессы опосредования гибки, а зачастую и неустойчивы.Опосредование является прижизненно сформированным качеством личности. Об опосредованности можно говорить только тогда, когда человек не только осознает ситуацию и свои возможности в ней, но и когда он может делать соответствующие знания и порождаемые ими свои переживания и чувства объектом своего сознания. Опосредование поведения связано с самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии. Опосредованное поведение — это всегда поведение зрелой личности. Это подчинение целям, которые стоят перед человеком. Опосредованность формируется, если имеет место осознание не только своих поступков, но и своих мотивов, стоящих за ними. Вместе с тем процесс смыслообразования, выделения целей возможен только при наличии опосредованности, умения выходить за рамки ситуационного поведения.

Нарушение критичности

Нарушение критичности проявляется по-разному; оно м.выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, когда Ч не сравнивает свои действия с ожидающимися результатами, когда он не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Особенно важен тот вид критичности, к-ый состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия.

Поведение больных с поражениями лобных отделов мозга. При поверхностном наблюдении эти больные производили впечатление сохранных людей. Они усваивают предъявляемые им вопросы, ориентир.в месте и времени, в общественных событиях, приним.участие в труд.процессах, выполняют поручения. Однако при ближайшем наблюдении м.отметить неадекватность их поведения. Вслушиваясь в их беседы с родными, м.установить, что они правильно отвечают на вопросы, но сами их не задают, не интерес.жизнью своих близких. Они сами не предъявляют жалоб, считают себя здоровыми. Путем опросов удается выяснить, что у них есть головные боли и др.недомогания, к-ым они не придавали значения: "пустяки, поболит голова и пройдет".

Однако поведение этих больных обнаруживало патологич.особенности. Адекватность их поведения кажущеяся. Так, они помогали сестрам, санитарам, если те их просили, но они с той же готовностью выполняли любую просьбу, даже если она шла вразрез с принятыми нормами поведения. Так, больной взял без разрешения у др.больного сигареты, деньги, т.к.кто-то "его попросил сделать это".

Иными словами, их поведение, действия могли в одинаковой мере оказаться адекватными и неадекватными, ибо они были продиктованы не внутренними потребностями, а чисто ситуационными моментами. Точно так же отсутствие жалоб у них обусловлено не желанием замаскировать свой дефект, а тем, что они не отдают себе отчета в своих переживаниях и ощущениях.

Эти больные не строили никаких планов на будущее: они с одинаковой готовностью соглашались как с тем, что не в состоянии работать по прежней профессии, так и с тем, что могут успешно продолжать прежнюю деятельность. Они выполняли работу добросовестно, но с таким же успехом м.бросить ее в любую минуту.

После выписки из госпиталя такой больной мог с одинаковым успехом поехать домой или к товарищу, к-ый случайно позвал его.

Действия больных не были продиктованы ни внутренними мотивами, ни их потребностями. Отношение больных к окружающему было глубоко изменено. Это измененное отношение особенно отчетливо выступает, если проанализировать не отдельные поступки больного, а его поведение в трудовой ситуации. Трудовая деят-ть направлена на достижение продукта деят-ти и определяется отношением Ч к этой деят-ти и ее продукту.

Следовательно, наличие такого отношения к конечному результату заставляет Ч предусматривать те или иные частности, детали, сопоставлять отдельные звенья своей работы, вносить коррекции. Трудовая деят-ть включает в себя планирование задания, контроль своих действий, она является прежде всего целенаправленной и сознательной. Поэтому распад действия аспонтанных больных, лишенных именно этого отношения, легче всего проявляется в трудовой ситуации обучения.

Больные, начав что-либо делать, редко прекращали работу по своей инициативе: это случалось лишь при к-либо внешних поводах, например при поломке инструмента, запрещении персонала и т.п. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что они почти не регулировали своих усилий, а работали с максимально доступной интенсивностью и темпом, вопреки целесообразности. Так, например, больному А. поручили обстрогать доску. Он строгал ее быстро, чрезмерно нажимая на рубанок, не заметил, как всю сострогал, и продолжал строгать верстак.

Выполняя простейшее задание, больные всегда совершали множество излишних суетливых движений. Они, как правило, работали по методу "проб и ошибок". Если инструктор спрашивал о том, что они предполагают нужным сделать, то очень часто ему удавалось получить правильный ответ. Будучи, однако, представлены сами себе, больные редко пользовались своей мыслью.

Пассивное поведение сменялось нередко у этих больных повышенной откликаемостью на случайные раздражители. Несмотря на то что такого рода больной лежит без всякого движения, не интересуясь окружающим, он чрезвычайно быстро отвечает на вопрос врача; при всей своей пассивности он часто реагирует, когда врач беседует с соседом по палате, вмешивается в разговоры других, становится назойливым.

Мет-ы исследования мышления

1. Методы исследования ассоциаций:

- м-д простого ассоциативного (словесного) эксперимента (называть после каждого слова, зачитываемого экспериментатором, как можно быстрее любое др.слово;

- м-д называния 60 слов (предлагается как можно быстрее назвать по памяти 60 любых слов, не называя находящиеся перед глазами предметы);

- м-д противоположностей (на заданное экспериментатором слово требуется быстро ответить словом с противоположным значением).

2. Методы изучения способностей к обобщению, отвлечению, абстрагированию - методики классификации предметов:

- предлагается 70 карт с изображением разнообразных предметов и животных. Он должен их рассортировать, обосновывая свое решение.

- методика исключения одного лишнего предмета из 4, изображенных на картинке, или одного слова, не подходящего к остальным 4 словам ряда.

- методика выделения существующих признаков (к заданному слову в скобках приведено 5 различных его признаков, из к-ых требуется выделить 2 наиболее существенных, отражающих суть данного слова);

- методика соотношения пословиц, метафор и фраз;

- методы установления простых и сложных аналогий, последовательности событий, составления целой фигуры из отдельных ее частей.

Для исследования конструктивного мышления используются методики «куб Линка» (из 27 кубиков, каждый из которых окрашен в три цвета, требуется сложить куб одного заданного цвета) и «кубики Косса» (из 4, 9, и 16 кубиков, окрашенных по-особому, предлагается выложить по образцу нарастающей сложности).

37. Снижение уровня обобщения.В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется) установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженномснижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию; для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным св-ам настолько различными, что не могут быть объединены. В основном встречается у олигофренов и у некоторых больных, перенесших тяжелые формы диффузного органического процесса различной этимологии. Не отмечается психотической симп-ки (бреда, галл-ии, расстройства сознания). Больные могут правильно выполнять какую-нибудь несложную работ, если ее условия ограничены и жестко предопределены. Изменение условий вызывает затруднения и неправильные действия больных. У больных также наблюдается непонимание условности при объяснении ими пословиц и метафор. Снижение уровня обобщения выступает и в применении метода пиктограмм. Т.о., сопоставление данных, полученных с помощью различных мет-в( класс-ия предметов, м-д исключения, объяснение пословиц и м-д пиктограмм), обнаружило у ряда больных снижение пр-са обобщения: конкретно-ситуативный хар-р их суждений, непонимание переноса, условности, Больные не в состоянии выделить существенные св-ва предметов, не могут раскрыть смысловые связи между ними.

38. Искажение пр-са обобщения. У больных «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. При решении экспер-ых заданий актуализир-ся случайные ассоциации, оторванные от конкретного опыта больного. Связи, кот-ми оперирует больной, не отражают ни содер-ие явл-ий, ни смысловых отношений меду ними, Так, выполняя задание « Клас-ия предметов», больные руководствуются чрезмерно общими признакам, неадекватными реальными отнош-ми между пред-ми.

Чаще всего ИПО встречается у больых шиз-ей простой, вялотекущей и при галлюцинаторно-апраноидной форме течения болезни, но могут наблядаться и при других формах заболевания. Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего хар-ра, но часто на в состоянии ответить на конкретные вопросы..Особенно бессознательный хар-р суждений больных опред-ой категории выступает при выполнении задания «составление пиктограмм». Больные выполняют это задание с большой легкостью, они могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что он не отражает реального содержания слова, запоминение которого он должен опосредовать; больные могут, не задумываясь, предложить любую схему в качестве условного обозначения слова.

У больных «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. При решении экспер-ых заданий актуализир-ся случайные ассоциации, оторванные от конкретного опыта больного. Связи, кот-ми оперирует больной, не отражают ни содер-ие явл-ий, ни смысловых отношений меду ними, Так, выполняя задание « Клас-ия предметов», больные руководствуются чрезмерно общими признакам, неадекватными реальными отнош-ми между пред-ми.

Чаще всего ИПО встречается у больых шиз-ей простой, вялотекущей и при галлюцинаторно-апраноидной форме течения болезни, но могут наблядаться и при других формах заболевания. Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего хар-ра, но часто на в состоянии ответить на конкретные вопросы..Особенно бессознательный хар-р суждений больных опред-ой категории выступает при выполнении задания «составление пиктограмм». Больные выполняют это задание с большой легкостью, они могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что он не отражает реального содержания слова, запоминение которого он должен опосредовать; больные могут, не задумываясь, предложить любую схему в качестве условного обозначения слова.

Зрительные агнозии

Агнозии - затрудненность узнавания предметов, звуков.

Зрительные агнозии:

а) агнозии предметов, когда больные не узнавали предметов и их изображений. К этой группе относ-ся и "симультанная агнозия" (больные узнавали отдельные предметы, их изображения, но не узнавали изображения ситуации);

б) агнозии на цвета и шрифты;

в) пространственные агнозии.

Проявления агнозии:

- больные выделяют то один, то др.признак воспринимаемого объекта, но не осуществляют синтеза; так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: "наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю". При этом больные описывают точно конфигурации предмета, м.даже точно скопировать его, но это не облегчает их узнавание.

- больные не воспринимют формы предметов: не могут отличить "с глаза" треугольника от круга и узнают фигуры только после того, как "обведут их моторно", например движениями головы.

- не узнавая предметов, больные узнают их форму, конфигурациюи, они м.их описать. Например, при предъявлении садовой лейки больная говорит: "бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны".Иногда больные м.нарисовать предмет, не узнать его.

Эксперемант. Больной предъявлялись изображения одних и тех же предметов в разном выполнении: а) в виде пунктирного контура; б) в виде черного силуэта, в) в виде точного фотографического изображения. Больная совершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо узнавала силуэтные изображения и лучше — конкретные.

Пример, Шляпа (пунктирное изображение) - Я сама не знаю, что. Напоминает кольцо. Не может быть такой широкий камень (откладывает в сторону, вертит рисунок)

Шляпа (черный силуэт) - Не гриб ли это? Может быть, похожа на шляпу, но причем тут эта полоса?

Шляпа (цветное конкретное изображение) - Это похоже на шляпу.

Приведенные данные показали, что восприятие нарушается как процесс, обладающий ф-цией обобщения и условности.

Зачет «Основы патопсихологии»

Наши рекомендации