Консервативное лечение болезни Грейвса.
Для тиреостатической терапии могут использоваться различные препараты. Могут использоваться препараты пропилтиоурацила (пропицил) и производные имидазола (тирозол, мерказолил). Кроме того, могут использоваться препараты пропилтиоурацила (пропицил).
Лечение традиционно начинается с относительно высоких доз: 0,5-1,0мг/кг в сутки в 2-3 приема мерказолила и 5-10 мг/кг в сутки в 3 приема пропилтиоурацила. По мере нормализации показателей тиреоидного статуса, дозы препаратов снижают по следующей схеме: 1 раз в неделю уменьшают дозу на 5 мг, когда суточная доза составит 10 мг, дозу продолжают уменьшать на 2,5мг. Поддерживающая доза мерказолила составляет 2,5-5мг в сутки и остается 2-3 года.
Показанием к оперативному вмешательству является отсутствие стабильной и длительной компенсации тиреотоксикоза, зоб больших размеров с признаками сдавления органов шеи, узлообразование, загрудинный зоб, непереносимость тиреостатической терапии, выраженная прогрессирующая офтальмопатия. Объем операции: субтотальная, субфасциальная резекция щитовидной железы. Оперативное вмешательство проводится с обязательным применением глюкокортикоидов.
Методы лечения болезни Грейвса и различных клинических вариантов функциональной автономии щитовидной железы отличаются. Главное отличие заключается в том, что в случае функциональной автономии щитовидной железы на фоне тиреостатической терапии невозможно достижение стойкой ремиссии тиреотоксикоза; после отмены тиреостатиков он закономерно развивается вновь. Таким образом, лечение функциональной автономии подразумевает хирургической удаление щитовидной железы. Радиойодтерапия у детей не используется.
VI. Литература
Основная:
1. Лекции кафедры эндокринологии и диабетологии.
Дополнительная:
1. Детская эндокринология (руководство) / И.И. Дедов, В.А. Петеркова и соавт. – Москва, 2006. – 600 с.
2.Жукова Л.А. и соавт. Методические рекомендации: Современные подходы к диагностике и лечению заболеваний щитовидной железы. – Курск, КГМУ, 2004. – 32.
VII. Вопросы для самоконтроля.
1. Укажите основные патогенетические механизмы развития ДТЗ.
2. Назовите, в чем заключаются особенности патогенеза гипертрофической формы АИТ.
3. Каковы патофизиологические эффекты воздействия избытка тиреоидных гормонов на организм человека?
4. Перечислите основные клинические признаки синдрома тиреотоксикоза.
5. При какой аутоиммунной патологии щитовидной железы и почему чаще развивается эндокринная офтальмопатия?
6. Укажите основные клинические признаки эндокринной офтальмопатии.
7. Дайте характеристику пальпаторным изменениям щитовидной железы при диффузном токсическом зобе.
8. Перечислите ультразвуковые признаки наиболее характерные для ДТЗ и АИТ.
9. Каковы особенности гормонального статуса и титра определяемых антител при данных заболеваниях?
10. Укажите объективные данные, характеризующие токсическую аденому щитовидной железы.
11. Перечислите основные клинические признаки нейроциркуляторной дистонии.
12. Назовите основные подходы к лечению синдрома тиреотоксикоза.
13. Укажите основные подходы к медикаментозному лечению больных с ДТЗ.
14. В чем заключаются особенности лечения больных с токсической аденомой ?
VIII. Ситуационные задачи.
Задача 1.
Больная А., 15 лет, предъявляет жалобы на сердцебиение, чувство «жара», диффузную потливость, раздражительность, плаксивость, тремор рук.
Указанная симптоматика беспокоит последние 3 месяца. Наблюдается у кардиолога. Направлена на консультацию к эндокринологу.
Данные осмотра: Рост - 172 см, вес – 62 кг. Кожа влажная, обычной окраски, ЧСС - 120 уд. в мин. Щитовидная железа II ст. (по ВОЗ) мягко-эластичной консистенции, поверхность гладкая, подвижная. Отмечаются глазные симптомы Мебиуса, Дальримпля, Штельвага, Крауса, Мари. Результаты лабораторно-инструментального исследования:
· Т4 св. – 40 мЕд/л (норма 10-25)
· ТТГ крови -0,2мЕд\л (0,3-3,5)
· АТкТГ-40(норма до 100)
· УЗИ щитовидной железы: ткань железы диффузно изменена, неоднородная, объем 25 куб.см. узлов не выявлено.
· Консультация окулиста (поля зрения) - концентрическое снижение полей зрения на 10-20 градусов
Вопросы:
1 .Сформулируйте диагноз.
2.Какие тесты Вы должны провести для подтверждения диагноза?
3.Составьте план лечения.
IX. План работы студента на занятии.
В процессе занятия студент должен активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, принимать участие в клиническом разборе больного, провести анализ тематических ситуационных задач.
Тема: Гипотиреоз.
I. Мотивация цели. Особое место в работе врачей-эндокринологов занимает гипотиреоз. Данные целого ряда эпидемиологических исследований подтверждают, что гипотиреоз является одним из самых распространенных заболеваний щитовидной железы. Пациент с гипотиреозом может встретиться в практике врача любого профиля, поэтому знать основы диагностики и лечения этого синдрома необходимо.
II. Цель самоподготовки.После самостоятельного изучения темы студент должен знать причины развития и основные клинические проявления гипотиреоза, методы его лабораторно-инструментальной диагностики, современные подходы к профилактике йодного дефицита и лечению различных форм гипотиреоза. Кроме того, после самоподготовки студент должен уметь целенаправленно выявлять клиническую симптоматику данного состояния, правильно интерпретировать обнаруженные патологические изменения.
III. Исходный уровень знаний. Для успешного усвоения материала занятия необходимы знания о физиологии и патофизиологии обмена тиреоидных гормонов, а также о методике проведения общего клинического и лабораторного обследования больного.
IV. План изучения темы.
1. Классификация гипотиреоза.
2. Клиническая картина гипотиреоза.
3. Лабораторно-инструментальная диагностика различных форм гипотиреоза.
4. Виды и принципы терапии различных форм гипотиреоза.
V. Краткое содержание темы.
ГИПОТИРЕОЗ.