Задачи на определение групп крови

35. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?

36. Мать со второй группой крови имеет ребенка с I группой крови. Установите возможные группы крови отца.

37. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?

38. У мальчика I группа крови, а у его сестры IV. Определите группы крови родителей.

39. У матери I группа крови, а отца III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

40. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группу крови, родители другого II и IV. Исследование показало, что дети имееют I и IV группу крови. Определите, кто чей сын.

41.Родители имеют II и III группу крови. У них родился ребенок с I группой крови и больной серповидноклеточной анемией (наследование аутосомнорецессивное, несцепленное с группами крови). Определите вероятность рождения больных детей с IV группой крови.

42. В одной семье у кареглазых родителей имеется четверо детей. Двое голубоглазых имеют I и IV группы крови, двое кареглазых - II и III. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с I группой крови. Карий цвет глаз доминирует над голубым и обусловлен аутосомным геном.

6.2. Ответить на контрольные вопросы.

7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

1.Тип взаимодействия аллельных генов:

аполное доминирование;

брецессивный эпистаз;

вкомплементарность;

гплейотропия;

дполимерия.

2.При взаимодействии генов по типу полного доминирования:

ав фенотипе один ген не полностью подавляет проявление другого гена;

бв фенотипе проявляются оба аллельных гена;

вв фенотипе гены не проявляются в признак;

гв фенотипе проявляется один из аллельных генов;

дгетерозигота имеет преимущество над обоими типами гомозигот.

3.Наибольший титр антител вырабатывается при поступлении в кровь реципиента, эритроцитов донора, несущих антигены, кодируемые генотипами:

аdd Cc EE;

бDd cc EE;

вdd cc EE;

гdd cc EE;

дDd Cc ee.

4.Люди со II гр. крови имеют генотип:

аIАI0; I0I0;

бIАIА; IBI0;

вIАIB; I0I0;

гIАI0; IАIB;

дIАIА; IАI0.

5.I группа крови фенотипически проявляется следующим образом:

ана мембране эритроцитов - антигены В, в плазме антитела - альфа;

бна мембране эритроцитов - антигены А, в плазме антитела - альфа, бета;

вна мембране эритроцитов - антигенов нет, в плазме антитела альфа, бета;

гна мембране эритороцитов - антигены А и В, в плазме антитела альфа, бета;

дна мембране эритроцитов - антигены А и В, в плазме антитела- нет.

6.Вероятность резус - конфликта при браке резус - отрицательной матери и резус - положительного гомозиготного по этому признаку отца:

а100%;

б25%;

в50%;

г0%;

д75%.

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

1. Типы взаимодействия аллельных генов: доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование и явление множественного аллелизма.

2. Неполное доминирование. Определение. Примеры (рассмотреть характер наследования цистинурии, серповидноклеточной анемии, талассемии, акаталазии).

3. Множественный аллелизм (определение, причины возникновения в процессе эволюции, характер взаимодействия аллелей между собой). Примеры.

4. Наследование групп крови по системе АВ0

5. Наследование и резус-фактора (система Винера и Фишера-Рейса).

6. Медицинское значение: несовместимость людей по группам крови и резус-фактору.

8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.

8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.3. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

8.2.4. Общая и медицинская генетика: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. /В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.

8.2.5. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах). М., «Мир», 1989г.

8.2.6. Шевченко В.А. и др. Генетика человека. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002г.

ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

Биологии и генетики

Д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: лечебно-профилактический

Курс 1 Семестр 1

Занятие №8

Тема занятия: Взаимодействие неаллельных генов. Полимерное действие генов. Количественная и качественная специфика проявления генов.

Екатеринбург

Г.

2. Цель занятия:изучение явления взаимодействия неаллельных генов, умение решать задачи и давать заключение о проявлении признаков у потомства при взаимодействии неаллельных генов.

3. Задачи занятия:

3.1. Изучить явление взаимодействия неаллельных генов.

3.2. Уметь объяснять наследование патологических признаков у человека при взаимодействии генов.

3.3. Иметь представление о количественной и качественной специфике проявления генов в признаке.

3.4. Уметь решать задачи на взаимодействие неаллельных генов, пенетрантность и экспрессивность.

Наши рекомендации