Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, своевременно обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.
В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потреб-ностях.
Потребность- это физиологический и психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Наибольшее распространение в России получила модель сестринского процесса Вирджинии Хендерсон.
В основу этой модели положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Согласно ее утверждению все люди, как здоровые, так и больные имеют 14 основных жизненных потребностей (фундаментальных):
1. Нормальное дыхание.
2. Адекватное питание и питье.
3. Удаление из организма продуктов жизнедеятельности.
4. Поддержание правильного положения тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помощь ему при перемене положения тела.
5. Сон и отдых.
6. Подбор необходимой одежды и ее одевание.
7. Поддержание нормальной температуры тела.
8. Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде.
9. Поддержание безопасности.
10. Поддержание общения с другими людьми, необходимость выражать свои эмоции и чувства.
11. Содействие в отправлении своих религиозных обрядов и следовании своим принципам.
12. Возможность заниматься любимым делом.
13. Содействие в организации отдыха и развлечений.
14. Содействие в обучении пациента.
При этом в процессе своей профессиональной деятельности сестра должна помочь обеспечить пациенту основные жизненные потребности для скорейшего восстановления его независимости.
В 1960 году исследовательницей сестринского дела Фей Абделлой была предложена классификация проблем, которые приходится решать сестре в процессе ухода за пациентом в четырех основных направлениях:
Ø комфорт;
Ø физиологическое равновесие;
Ø психологические и социальные проблемы;
Ø социологические и коммуникативные проблемы.
Так как любое заболевание приводит к нарушению функций различных органов и систем, сестра в ходе обследования должна выявить, какие потребности в данном случае нарушены. Например, острая пневмония, развивающаяся у ребенка, приводит к нарушению функции дыхания и нарушению удовлетворения потребности дышать. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребности дышать, как дискомфорт, что требует дальнейшего сестринского вмешательства.
Таким образом, проблемы возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребности, иными словами:
Ø потребность не удовлетворена - есть проблема;
Ø потребность удовлетворена - нет проблемы.
В 1967 году американские исследовательницы Хелен Йюра и Мэри Волш впервые предложили четыре последовательных этапа сестринского процесса.
Понятие процесс - означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата:
Ø обследование;
Ø планирование;
Ø выполнение;
Ø оценка.
В 1973 году Американская ассоциация сестер впервые внесла в сестринскую практику понятие сестринский диагноз, тем самым, увеличив число этапов сестринского процесса до пяти:
1. обследование;
2. сестринский диагноз;
3. планирование;
4. выполнение;
5. оценка.
Было дано следующее определение сестринскому процессу:
Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессио-нальной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.
Цели сестринского процесса:
1. Выявление потребностей пациента в уходе.
2. Определение приоритетных проблем и ожидаемых результатов.
3. Удовлетворение жизненно важных потребностей пациента.
4. Оценка эффективности сестринского ухода.
Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:
I. Обследование пациента.
II. Выявление настоящих и потенциальных проблем, определение потребностей (сестринский диагноз).
III. Определение цели и планирование сестринского процесса.
IV. Реализация плана сестринского процесса.
V. Оценка эффективности сестринского процесса.
I этап:
Обследование пациента.
Цель:Сбор информации о состоянии здоровья пациента, психологических, физиологических, социальных, духовных потребностях, культурном уровне, стереотипе жизни в семье.
Источники информации:
Ø родители ребенка или сам ребенок (в зависимости от возраста);
Ø история развития или история болезни ребенка;
Ø данные субъективного, объективного, лабораторно-инструментального об-следования ребенка.
При сборе данных необходимо учитывать модель сестринского дела, принятую в стране, регионе. Учитывая рекомендации ЕРБ ВОЗ, предпочтительнее ориентиро-ваться на модель В. Хендерсон, в которой утверждается, что цель сестринского дела - помощь пациенту в удовлетворении его личных (фундаментальных) потребностей.
При обследовании пациента, необходимо выяснить:
1. Медицинский диагноз и предыдущий опыт лечения заболевания.
2. Анамнез заболевания.
3. Состояние здоровья пациента (с учетом каждой из 14 фундаментальных по-требностей).
4. Что пациент считает для себя нормальным, в отношении каждой потребности?
5. Какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой из потребностей?
6. Что мешает ему в осуществлении самоухода при нарушенных потребностях?
7. Какие потенциальные проблемы он предвидит в связи с изменением его здоровья?
8. Какую помощь могут оказать ему члены семьи или друзья?
9. Какие социальные трудности имеются в настоящий период?
Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушенных жизненных потребностей. После документирования в сестринской истории всех данных, в перечне потребностей отмечаются те из них, удовлетворение которых нарушено.
II этап сестринского процесса:
Выявление настоящих и потенциальных проблем и определение приоритетных проблем
(постановка сестринского диагноза).
Цель:Определить причины, вызывающие проблемы пациента связанные со здоровьем и способность пациента влиять на решение этих проблем.
Последовательность действий:
1. Проанализировать полученные данные.
2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные.
Принято выделять физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы пациента.
1. Физиологические проблемы:
Ø нарушение дыхания (из-за болей в грудной клетке);
Ø нарушение питания (недостаточное или избыточное);
Ø нарушение двигательной активности (парез нижних конечностей);
Ø нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);
Ø нарушение формулы сна;
Ø нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);
Ø недостаточная самогигиена;
Ø дефицит самоухода и пр.
2. Психологические, социальные и духовные проблемы:
Ø дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рациональной схеме приема лекарственных средств и др.;
Ø недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;
Ø тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;
Ø дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;
Ø чувство «ложной вины» или стыда;
Ø социальная дезадаптация в обществе;
Ø финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;
Ø конфликтная ситуация в семье из-за длительной болезни ребенка;
Ø стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни ребенка;
Ø горевание по поводу утраты близких;
Помимо этого, все проблемы принято делить на настоящие и потенциальные.
1. Настоящие проблемы - те, что есть сейчас.
2. Потенциальные проблемы - те, которые можно избежать при организации ка-чественного сестринского ухода.
Затем определяются приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента.
Критерии выбора приоритетов:
1. Все неотложные состояния.
2. Проблемы, ведущие к осложнениям.
3. Проблемы, первоочередное решение которых, приведет к разрешению других.
4. Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль).
Приоритетных проблем не может быть много, их должно быть не более 2-3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.
III этап сестринского процесса:
Планирование сестринского процесса.
Цель: Разработать способы достижения эффективности (ожидаемого результата) сестринской помощи, меры по профилактике и реабилитации заболевания. Требования к постановке целей сестринского процесса:
1. Цели должны быть реальными.
2. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.
3. Цели должны быть согласованы с пожеланиями пациента и членами его семьи.
По определению ЕРБ ВОЗ: «Планирование - это документирование конкретных ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
Последовательность действий:
1. Определение кратковременных (рассчитанных на неделю) целей.
2. Долговременных целей (на более длительный срок).
Таким образом, цель - это то, что хочет добиться пациент и сестра в результате реализации плана ухода. Они должны быть записаны простыми словами и ориентированы на пациента. Цели предусматривают только положительный результат: улучшение самочувствия, уменьшение или исчезновение симптомов, вызывающих у пациента тревогу, боль, страх, расширение возможностей самоухода, изменение отношения к своему здоровью.
После формулировки целей составляется план ухода за пациентом, в который входит подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Необходимо обсудить с пациентом или членами семьи план ухода, мотивировать их на взаимодействие и сотрудничество. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства при определенной проблеме, но всегда требуется умение индивидуализировать его и применять исходя из конкретной ситуации.
План ухода документируется в сестринской истории, с целью обеспечения последовательности сестринских действий, преемственности и координации ухода между членами медицинской бригады и для контроля качества оказания сестринской помощи.
IV этап сестринского процесса:
Реализация плана сестринского процесса.
Цель: Выполнение запланированных мероприятий и координация работы по предоставлению сестринского ухода в конкретные сроки. Медицинское документирование.
Существует три типа реализации сестринского процесса:
1. Зависимые вмешательства проводятся по назначению врача в соответствии с утвержденными стандартами профессиональной деятельности.
2. Независимые вмешательства проводятся сестрой на основе самостоятельных профессиональных решений без консультаций с врачом или другими специалистами (оказание помощи пациенту в осуществлении естественных потребностей, мониторирование жизненно важных функций, обучение
пациента и его родственников самоуходу, консультирование по вопросам рационального или лечебного питания, оздоровления, профилактики заболеваний и пр.).
3. Взаимозависимые - совместная деятельность сестры с другими специалис-тами.
При реализации сестринских вмешательств необходима координация деятельности сестры с действиями других членов медицинской бригады, пациентом и его родственниками. Так как сестра, в основном, работает с пациентом, ей и отводится роль координатора в сестринском процессе.
V этап сестринского процесса:
Оценка эффективности сестринского процесса. Цель:Оценка достижения цели и ожидаемых результатов.
Три аспекта заключительного этапа сестринского процесса:
1. Оценка реакции пациента на сестринское вмешательство.
2. Оценка достижения целей.
3. Оценка качества оказанной помощи.
При осуществлении сестринского процесса важно учитывать мнение самого пациента об оказываемой ему помощи, об эффективности сестринских вмешательств. Важно, чтобы итоговую оценку осуществляла сестра, проводившая первичную оценку состояния пациента. Оценка эффективности и качества оказанной помощи должны проводиться через определенные промежутки времени. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, сестра ставит дату и расписывается в документации. В том случае, если цель достигнута не полностью, сестра должна подвергнуть план коррекции, дополнить его информацией, определить насколько правильно была проведена оценка, определена приоритетность настоящих и потенциальных проблем, реалистичность цели и эффективность сестринского вмешательства. Таким образом, информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмешательств.
В России сестринский процесс стал вводиться в практическое здравоохранение в конце 90-х годов. Опыт первых лечебных учреждений, внедривших в практику сестринский процесс, дает обнадеживающие результаты. Именно сестринский процесс обеспечит в дальнейшем развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.