Профессиональная этика в деятельности медицинской сестры
ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paid - ребенок и iatreia - врачевание. Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила-ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.
В России Петр I издал указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормильцам денежного жалования» в 1727 году. В это же время в трудах русских государственных деятелей, ученых и врачей различных специальностей рассматривались вопросы, касающиеся отдельных проблем охраны здоровья матери и ребенка.
Позже в работе М. В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» было указано на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, определены меры по борьбе с детской смертностью, поставлены вопросыосоздании домов ухода за внебрачными детьми и сохранении жизни новорожденных.
Значительную роль в развитии государственной заботы о детях сыграл государственный деятель XVIII века И. И. Бецкой. Благодаря его инициативе были открыты воспитательные дома в 1763 году в Москве и в Петербурге в 1771 году. Помимо этого, И. И. Бецкой разработал указания по уходу и воспитанию детей.
В становлении педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.
Первый русский профессор-терапевт С.Г. Зыбелин, в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.
Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руководств по педиатрии. Первые детские больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в Москве - в 1842 году. В последующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф. Филатова.
Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».
Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Медико-хирургической академии и в 1873 году в Московском университете с детской клиникой. В этот период педиатрия вы-делилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней и детские клиники стали постепенно открываться во многих городах России: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и других.
Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, клиницист, педагог Н.Ф. Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях». Где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатинозной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптомы железистой лихорадки и др. В 1892 году он возглавил в Москве общество детских врачей. В Москве установлен памятник Н.Ф. Филатову с надписью «Другу детей».
Н.П. Гундобин (1860-1908гг) - профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, один из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма. Большое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», выдержавшие несколько изданий.
Первые школы подготовки медицинских сестер в России созданы в первой половине XVHI в. К 1913 году действовало 124 учебных заведения (фельдшерско-акушерских школ, курсов сестер милосердия при обществах Красного Креста). К 1917 году в России насчитывалось около 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.
Следующий этап развития педиатрии был связан с годами Советской власти, когда был издан ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г. Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932г), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935г). Основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.
Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года, под руководством Семашко, было издано Положение о медицинских сестрах, в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
Значительный вклад в развитие педиатрии внесли профессор А. А. Кисель (1859-1938гг.) и его ученики. А. А. Кисель изучал проблемы, связанные с туберкулезом и ревматизмом у детей, разработал рекомендации по профилактике заболеваний и организации санаторно-курортного лечения детей.
Большая роль в изучении аномалий конституции у детей принадлежит М.С. Маслову (1885-1961гг.) - профессору Военно-медицинской академии и Ленинградского педиатрического медицинского института. М.С. Маслов занимался изучением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.
Ю. Ф. Домбровская (1891-1976гг.) была последователем дела Н. Ф. Филатова. Она продолжительное время возглавляла детскую клинику 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (ныне Медицинская академия), где проводились работы по изучению коллагенозов, витаминной недостаточности, заболеваний органов дыхания, крови и др.
А. Ф. Тур (1894-1974гг.) - крупный ученый, работавший в Ленинградском медицинском институте, издал много работ по физиологии и диететике детей раннего возраста, патологии новорожденных, гематологии, а также написал учебник «Детские болезни».
За годы Советской власти в стране была создана целостная система государст-венной охраны здоровья женщины и ребенка, организованы новые типы лечебно-профилактических учреждений (женские консультации и детские поликлиники, молочные кухни, детские ясли и сады, пионерские лагеря и лесные школы, санатории и многое другое). Обязательная диспансеризация и иммунопро- филактика в декретированные сроки, массовые оздоровительные мероприятия позволили значительно снизить заболеваемость и смертность детей.
За последние десятилетия существенный вклад в развитие различных направлений педиатрии привнесли профессора учебных и научно-исследовательских учреждений города Москвы: Н. И. Нисевич, А. В. Мазурин, М. Я. Студеникин, В. А. Таболин, Н. С. Кисляк, Ю. Е. Вельтищев, А. А. Баранов, Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии - И. М. Воронцов, Н. П. Шабалов и др.
Каждый этап в истории педиатрии знаменовался новыми приобретениями, как в области теоретических представлений, так и в практической деятельности, лечении и предупреждении болезней.
В тесном сотрудничестве с врачами в практическом здравоохранении действует сестринский персонал. В России насчитывается около 1,5 миллионов медицинских работников со средним специальным образованием. Они составляют большую часть персонала любого лечебно-профилактического учреждения и играют важную роль в лечебно-профилактическом процессе, в немалой степени определяя конечный его результат - сохранение и поддержание здоровья пациента. До 1993 года прослеживалась тенденция упрощения профессиональной деятельности сестер. Сестринское дело рассматривалось, как техническое выполнение манипуляций под руководством врача.
В настоящее время наметились тенденции, ведущие к совершенствованию, профессионализации и специализации деятельности сестринского персонала. Изменилась система подготовки сестринского персонала в медицинских училищах. Обучение в них стало проводиться по единому учебному плану базового уровня образования в течение 3-4-х лет (в зависимости от имеющегося основного полного или неполного среднего образования). Образованы колледжи, в которых можно получить как базовый, так и повышенный уровень образования. В медицинских вузах России открыто 17 факультетов высшего сестринского образования. Практикующие сестры теперь имеют возможность повысить свой и профессиональный, и образовательный уровень.
Государственная Программа развития сестринского дела в Российской Федерации, обсуждаемая на 1-ом съезде средних медицинских работников в Санкт-Петербурге в ноябре 1998 года, наметила приоритетные направления деятельности среднего медицинского персонала:
1. Первичная медико-санитарная помощь населению с акцентом на профилактичес-кую деятельность.
2. Лечебно-диагностическая помощь населению, в том числе обеспечение интенсив-ного стационарного лечения и ухода.
3. Реабилитационная и медико-социальная помощь хроническим больным, пожилым и инвалидам.
4. Медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.
Для успешной реализации намеченных направлений необходимо обеспечить четкую систему взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами и другими специалистами, со службами лечебно-профилактических и медико-социальных учреждений, разработать должностные обязанности сестрин-ского персонала, согласно имеющегося у них образования, дифференцированную оплату их профессиональной деятельности и др.
ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Философия- это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними.
Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения сестры, пациента, общества и окружающей среды.
Основные принципы философии сестринского дела -уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Медицинская сестра- это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
Пациент - это человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Окружающая среда- это совокупность природных и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Программный документ «Философия сестринского дела в России», принятый в 1993 году на 1-ой совместной российско-американской научно-практической конференции по теории сестринского дела, отражает систему взглядов российских медицинских сестер на основные ценности и перспективы их профессии, раскрывает перед обществом профессиональное мировоззрение, то каким должно быть сестринское дело. Существует множество определений сестринского дела.
Одно из определений сестринского дела гласит:
«Сестринское дело: часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих или потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды».
Действительно, сестринское дело является и наукой и искусством одновременно. Сестринское дело как наука, есть организованная, систематизи-рованная структура знаний, полученных и проверенных путем научных изысканий и подтвержденных на практике. Сестринское дело - искусство, выражающееся в искусстве заботы о пациенте, требующее множество граней таланта от сестры.
Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX - начале XX веков, благодаря автору новой живой модели сестринского дела и строчной системы ухода — Флоренс Найтингейл. Согласно модели Флоренс Найтингейл, медицинская сестра, ухаживая за больными должна пытаться активно влиять на течение болезни, «искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценностями пациента», помочь человеку не просто выжить, а жить полноценной жизнью, быстрее обрести независимость. Для этого сестра должна помочь пациенту решать физические, психологические, социальные, духовные проблемы, вызванные болезнью.
По определению Европейского регионарного Бюро ВОЗ, «Миссия, то есть главная задача сестринского дела заключается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения определить и реализовать их физический, психологический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы».
Сестринский уходпредставляет собой стройную и научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациентов и членов семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной и ограниченной свободы.
Профессиональный сестринский уход должен отвечать следующим обязательным требованиям: научность, системность, индивидуальность.
Современная модель сестринского дела дает новое определение медицинской сестры: «Медицинская сестра - это личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестрин-скую практику».
Определены четыре уровня деятельности медицинской сестры:
1. Укрепление здоровья.
2. Профилактика болезней.
3. Восстановление утраченных функций.
4. Облегчение страданий.
Медицинская сестра играет следующие роли в своей профессиональной деятельности:
1. Организатор и исполнитель ухода за пациентом.
2. Защитник интересов пациента.
3. Педагог-консультант пациента и его семьи по вопросам ухода.
4. Исследователь (выявляет проблемы и потребности пациента, воздействие лекарственных препаратов на организм, окружающей среды и др.).
5. Лидер.
6. Активный член медицинской бригады.
Обследование пациента.
Цель:Сбор информации о состоянии здоровья пациента, психологических, физиологических, социальных, духовных потребностях, культурном уровне, стереотипе жизни в семье.
Источники информации:
Ø родители ребенка или сам ребенок (в зависимости от возраста);
Ø история развития или история болезни ребенка;
Ø данные субъективного, объективного, лабораторно-инструментального об-следования ребенка.
При сборе данных необходимо учитывать модель сестринского дела, принятую в стране, регионе. Учитывая рекомендации ЕРБ ВОЗ, предпочтительнее ориентиро-ваться на модель В. Хендерсон, в которой утверждается, что цель сестринского дела - помощь пациенту в удовлетворении его личных (фундаментальных) потребностей.
При обследовании пациента, необходимо выяснить:
1. Медицинский диагноз и предыдущий опыт лечения заболевания.
2. Анамнез заболевания.
3. Состояние здоровья пациента (с учетом каждой из 14 фундаментальных по-требностей).
4. Что пациент считает для себя нормальным, в отношении каждой потребности?
5. Какая помощь ему нужна для удовлетворения каждой из потребностей?
6. Что мешает ему в осуществлении самоухода при нарушенных потребностях?
7. Какие потенциальные проблемы он предвидит в связи с изменением его здоровья?
8. Какую помощь могут оказать ему члены семьи или друзья?
9. Какие социальные трудности имеются в настоящий период?
Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушенных жизненных потребностей. После документирования в сестринской истории всех данных, в перечне потребностей отмечаются те из них, удовлетворение которых нарушено.
II этап сестринского процесса:
Выявление настоящих и потенциальных проблем и определение приоритетных проблем
(постановка сестринского диагноза).
Цель:Определить причины, вызывающие проблемы пациента связанные со здоровьем и способность пациента влиять на решение этих проблем.
Последовательность действий:
1. Проанализировать полученные данные.
2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные.
Принято выделять физиологические, психологические, социальные и духовные проблемы пациента.
1. Физиологические проблемы:
Ø нарушение дыхания (из-за болей в грудной клетке);
Ø нарушение питания (недостаточное или избыточное);
Ø нарушение двигательной активности (парез нижних конечностей);
Ø нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);
Ø нарушение формулы сна;
Ø нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);
Ø недостаточная самогигиена;
Ø дефицит самоухода и пр.
2. Психологические, социальные и духовные проблемы:
Ø дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рациональной схеме приема лекарственных средств и др.;
Ø недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;
Ø тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;
Ø дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;
Ø чувство «ложной вины» или стыда;
Ø социальная дезадаптация в обществе;
Ø финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;
Ø конфликтная ситуация в семье из-за длительной болезни ребенка;
Ø стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни ребенка;
Ø горевание по поводу утраты близких;
Помимо этого, все проблемы принято делить на настоящие и потенциальные.
1. Настоящие проблемы - те, что есть сейчас.
2. Потенциальные проблемы - те, которые можно избежать при организации ка-чественного сестринского ухода.
Затем определяются приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента.
Критерии выбора приоритетов:
1. Все неотложные состояния.
2. Проблемы, ведущие к осложнениям.
3. Проблемы, первоочередное решение которых, приведет к разрешению других.
4. Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль).
Приоритетных проблем не может быть много, их должно быть не более 2-3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.
III этап сестринского процесса:
Планирование сестринского процесса.
Цель: Разработать способы достижения эффективности (ожидаемого результата) сестринской помощи, меры по профилактике и реабилитации заболевания. Требования к постановке целей сестринского процесса:
1. Цели должны быть реальными.
2. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.
3. Цели должны быть согласованы с пожеланиями пациента и членами его семьи.
По определению ЕРБ ВОЗ: «Планирование - это документирование конкретных ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
Последовательность действий:
1. Определение кратковременных (рассчитанных на неделю) целей.
2. Долговременных целей (на более длительный срок).
Таким образом, цель - это то, что хочет добиться пациент и сестра в результате реализации плана ухода. Они должны быть записаны простыми словами и ориентированы на пациента. Цели предусматривают только положительный результат: улучшение самочувствия, уменьшение или исчезновение симптомов, вызывающих у пациента тревогу, боль, страх, расширение возможностей самоухода, изменение отношения к своему здоровью.
После формулировки целей составляется план ухода за пациентом, в который входит подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Необходимо обсудить с пациентом или членами семьи план ухода, мотивировать их на взаимодействие и сотрудничество. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства при определенной проблеме, но всегда требуется умение индивидуализировать его и применять исходя из конкретной ситуации.
План ухода документируется в сестринской истории, с целью обеспечения последовательности сестринских действий, преемственности и координации ухода между членами медицинской бригады и для контроля качества оказания сестринской помощи.
IV этап сестринского процесса:
Реализация плана сестринского процесса.
Цель: Выполнение запланированных мероприятий и координация работы по предоставлению сестринского ухода в конкретные сроки. Медицинское документирование.
Существует три типа реализации сестринского процесса:
1. Зависимые вмешательства проводятся по назначению врача в соответствии с утвержденными стандартами профессиональной деятельности.
2. Независимые вмешательства проводятся сестрой на основе самостоятельных профессиональных решений без консультаций с врачом или другими специалистами (оказание помощи пациенту в осуществлении естественных потребностей, мониторирование жизненно важных функций, обучение
пациента и его родственников самоуходу, консультирование по вопросам рационального или лечебного питания, оздоровления, профилактики заболеваний и пр.).
3. Взаимозависимые - совместная деятельность сестры с другими специалис-тами.
При реализации сестринских вмешательств необходима координация деятельности сестры с действиями других членов медицинской бригады, пациентом и его родственниками. Так как сестра, в основном, работает с пациентом, ей и отводится роль координатора в сестринском процессе.
V этап сестринского процесса:
Оценка эффективности сестринского процесса. Цель:Оценка достижения цели и ожидаемых результатов.
Три аспекта заключительного этапа сестринского процесса:
1. Оценка реакции пациента на сестринское вмешательство.
2. Оценка достижения целей.
3. Оценка качества оказанной помощи.
При осуществлении сестринского процесса важно учитывать мнение самого пациента об оказываемой ему помощи, об эффективности сестринских вмешательств. Важно, чтобы итоговую оценку осуществляла сестра, проводившая первичную оценку состояния пациента. Оценка эффективности и качества оказанной помощи должны проводиться через определенные промежутки времени. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, сестра ставит дату и расписывается в документации. В том случае, если цель достигнута не полностью, сестра должна подвергнуть план коррекции, дополнить его информацией, определить насколько правильно была проведена оценка, определена приоритетность настоящих и потенциальных проблем, реалистичность цели и эффективность сестринского вмешательства. Таким образом, информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмешательств.
В России сестринский процесс стал вводиться в практическое здравоохранение в конце 90-х годов. Опыт первых лечебных учреждений, внедривших в практику сестринский процесс, дает обнадеживающие результаты. Именно сестринский процесс обеспечит в дальнейшем развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Здоровье детей - объективный критерий социального благополучия общества. В России в последнее десятилетие XX века сформировалась тенденция прогрессирующего ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилась заболеваемость во всех возрастных группах.
По данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» (1998г), в стране:
Ø 600000 детей являются социальными сиротами (остались без попечения родителей),
Ø ежегодно распадаются 500000 семей,
Ø каждый четвертый ребенок рождается вне брака,
Ø 160000 детей являются беженцами,
Ø 1200000 детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 2000000 детей прекратили свое обучение.
Важнейшим демографическим показателем, отражающим социально-экономическое состояние общества, является детская заболеваемость и смертность.
Показатель детской смертности зависит от числа родов, возраста женщины, интервала между родами, степени недонашивания беременности, частоты и количества абортов, характера вскармливания ребенка, исхода предшествующей беременности, заболевания матери, времени первого обращения беременной в женскую консультацию. В структуре детской смертности ведущим биологическим фактором является возраст ребенка. На первой недели и первом месяце жизни ребенка ведущими причинами смертности являются: асфиксия, ателектаз легких, врожденные пороки развития, родовые травмы. После первого месяца жизни среди причин смерти возрастает удельный вес пневмоний, острых желудочно-кишечных и инфекционных заболеваний, травматизма и других несчастных случаев, обусловленных факторами внешней среды. Наблюдается определенное соответствие между показателями детской смертности и низким культурным уровнем населения. Особенно высока смертность среди тех детей, родители которых недостаточно внимания уделяют уходу за детьми. К этой категории следует отнести детей от несовершеннолетних матерей и детей, родители которых страдают олигофренией, алкоголизмом, наркоманией. Эти дети, как правило, находятся в неблагоприятных социально-гигиенических условиях, опасных для их жизни.
ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paid - ребенок и iatreia - врачевание. Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила-ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.
В России Петр I издал указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормильцам денежного жалования» в 1727 году. В это же время в трудах русских государственных деятелей, ученых и врачей различных специальностей рассматривались вопросы, касающиеся отдельных проблем охраны здоровья матери и ребенка.
Позже в работе М. В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» было указано на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, определены меры по борьбе с детской смертностью, поставлены вопросыосоздании домов ухода за внебрачными детьми и сохранении жизни новорожденных.
Значительную роль в развитии государственной заботы о детях сыграл государственный деятель XVIII века И. И. Бецкой. Благодаря его инициативе были открыты воспитательные дома в 1763 году в Москве и в Петербурге в 1771 году. Помимо этого, И. И. Бецкой разработал указания по уходу и воспитанию детей.
В становлении педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Н.М. Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.
Первый русский профессор-терапевт С.Г. Зыбелин, в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.
Следующий этап развития педиатрии в России связан с организацией детских больниц и изданием первых руководств по педиатрии. Первые детские больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в Москве - в 1842 году. В последующем им обеим было присвоено имя выдающегося русского педиатра Н.Ф. Филатова.
Основателем отечественной педиатрической школы считается С.Ф. Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1847 году Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».
Дальнейшее развитие педиатрии связано с открытием кафедр детских болезней в 1865 году в Петербургской Медико-хирургической академии и в 1873 году в Московском университете с детской клиникой. В этот период педиатрия вы-делилась в самостоятельную специальность. В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней и детские клиники стали постепенно открываться во многих городах России: Казани, Томске, Саратове, Юрьеве и других.
Большой вклад в развитие педиатрии внес ученый, клиницист, педагог Н.Ф. Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Им было написано несколько трудов по педиатрии: «Семиотика и диагностика детских болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях». Где описал наиболее характерные признаки детских инфекционных болезней: особенности скарлатинозной сыпи (бледный носогубный треугольник Филатова), «скарлатинозное сердце», ранний признак кори, симптомы железистой лихорадки и др. В 1892 году он возглавил в Москве общество детских врачей. В Москве установлен памятник Н.Ф. Филатову с надписью «Другу детей».
Н.П. Гундобин (1860-1908гг) - профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, один из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма. Большое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», выдержавшие несколько изданий.
Первые школы подготовки медицинских сестер в России созданы в первой половине XVHI в. К 1913 году действовало 124 учебных заведения (фельдшерско-акушерских школ, курсов сестер милосердия при обществах Красного Креста). К 1917 году в России насчитывалось около 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.
Следующий этап развития педиатрии был связан с годами Советской власти, когда был издан ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г. Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932г), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935г). Основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.
Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года, под руководством Семашко, было издано Положение о медицинских сестрах, в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
Значительный вклад в развитие педиатрии внесли профессор А. А. Кисель (1859-1938гг.) и его ученики. А. А. Кисель изучал проблемы, связанные с туберкулезом и ревматизмом у детей, разработал рекомендации по профилактике заболеваний и организации санаторно-курортного лечения детей.
Большая роль в изучении аномалий конституции у детей принадлежит М.С. Маслову (1885-1961гг.) - профессору Военно-медицинской академии и Ленинградского педиатрического медицинского института. М.С. Маслов занимался изучением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.
Ю. Ф. Домбровская (1891-1976гг.) была последователем дела Н. Ф. Филатова. Она продолжительное время возглавляла детскую клинику 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (ныне Медицинская академия), где проводились работы по изучению коллагенозов, витаминной недостаточности, заболеваний органов дыхания, крови и др.
А.