Общие закономерности и законы роста и развития детей и подростков
Основными закономерностями роста и развития является:
1.эндогенность- рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а
совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной
программе законам.
Рост- реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда
представляется возможным продолжение рода;
2.Необратимость- человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в
детстве;
3. цикличность- существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период
до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в6-7 лет и11-14
лет;
4.постепенность- человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно
один за другим;
5. синхронность- процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных
органах и системах организма.
В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость.
Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах
возрастного развития говорят о продинамии(сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии(их
несоответствии). Тотальные размеры тела(длина, масса, окружность грудной клетки),
характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.
Методы изучения и исследования физического развития детей и подростков
Имеется два метода изучения физического развития детей и подростков:
Современные методики определения уровня физического развития детей должны обладать универсальностью, простотой получения обобщающих характеристик, стабильностью результатов. Продольный метод применяется индивидуально или небольших по численности детских коллективов. Метод поперечного наблюдения применяется в условиях детской поликлиники, а также при обследовании детей в детских дошкольных и школьных учреждениях. При этом генерализующий метод позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, а также выявить роль эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на развитие детей. Используя данный метод, мы отражаем признаки, характерные для данной популяции или данного поколения детей.
Проведение антропометрических исследований проводится согласно общепринятой унифицированной методике Арон-Ставицкой: В Первой половине дня, в комфортных условиях , на обнаженном ребенке , тщательно выверенным инструментарием, в соответствие всем антропометрическим точкам