Алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма

1. Заполнение карты-анкеты углубленного изучения индивидуального питания (за одни сутки накануне занятия)
2. Определение раскладки продуктов по приемам пищи в целом за сутки
Определение энергоценности и химического состава набора продуктов расчетным методом  
Определение энергоценности и содержания белков, жиров и углеводов в суточном рационе Определение энергоценности и содержания белков, жиров и углеводов по приемам пищи Определение содержания витаминов и минеральных веществ в суточном рационе
алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru 4. Определение пищевого статуса организма
алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru алгоритм изучения индивидуального питания и оценки пищевого статуса организма - student2.ru Определение энергетического статуса   Определение витаминного статуса
Определение по массо-ростовому показателю по толщине кожно-жировой складки по резистентности капилляров и выведению с мочой аскорбиновой кислоты по симптомам частичной витаминной недостаточности
5. Анализ и оценка полученных данных
Соответствие энергоценности и нутриентного состава пищевого рациона величинам физиологической потребности организма в энергии и отдельным пищевым веществам Сбалансированность суточного рациона по основным факторам питания (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам и витаминам) Правильность распределения рациона по отдельным приемам пищи Адекватность питания пищевому статусу
6. Объяснение результатов анализа и оценки
7. Составление мотивированного заключения о рациональности питания, рекомендации по улучшению питания

АНКЕТНЫЙ МЕТОД. Обследуемый опрашивается по специально составленной анкете, включающей вопросы об условиях труда и быта, вредных привычках, характере питания, диете. Данный метод дает возможность получить представление об адекватности индивидуального питания, а при обследовании значительной группы людей за сравнительно короткий срок позволяет получить ориентировочные данные о состоянии питания населения.

ОПРОСНО-ВЕСОВОЙ МЕТОД, наряду с анкетным, применяется для изучения индивидуального и семейного питания. В течение 4-7 дней в каждом сезоне производится регистрация потребления пищевых продуктов путем опроса. 6-12 семей закрепляются за одним врачом. Расходование продуктов контролируется взвешиванием. Питание оценивается по всем показателям, в том числе и по биологической полноценности.

С помощью ВЕСОВОГО МЕТОДА можно получить данные о характере и особенностях питания каждого члена семьи. Обследование производится по 10 дней в каждом сезоне. Производится взвешивание пищевых продуктов, отходов, остатков, несъеденной пищи, а также измерение объема и количества потребляемой пищи. Данные замеров и взвешиваний заносятся в специальный журнал. Этот метод применяется сравнительно редко из-за большой трудоемкости и неудобств. Достаточно точные количественные величины потребления продуктов питания позволяют рассчитать химический состав рациона и оценить его биологическую полноценность. Изучение питания в коллективах является наиболее перспективным видом изучения питания населения. Оно может проводиться расчетными (статистическими) и лабораторными методами. К расчетным методам изучения питания в коллективах относится изучение питания по отчетам и изучение питания по меню-раскладкам.

ИЗУЧЕНИЕ ПИТАНИЯ ПО ОТЧЕТАМ. Этот метод наиболее прост. На основании месячных отчетов, в которых приведен расход продуктов на питание членов данного коллектива, зная число питающихся, можно быстро рассчитать потребление пищевых продуктов на одного человека в день. Полученные данные о суточном потреблении являются исходным материалом для последующих расчетов химического состава, пищевой и биологической ценности питания.

ИЗУЧЕНИЕ ПИТАНИЯ ПО МЕНЮ-РАСКЛАДКАМ. Более детальное изучение питания в коллективах позволяет установить сезонные изменения и некоторые другие элементы, характеризующие его разнообразие и др. Исходным объектом изучения является меню-раскладка, которая составляется ежедневно на каждом предприятии общественного питания. В меню-раскладке перечислены блюда, приготовляемые в течение дня, и указано количество продуктов, необходимых для их приготовления. Для обеспечения достоверности результатов за год необходимо изучить не менее 72-80 меню-раскладок, т.е. по 18-20 в каждый из сезонов года или по 36-40 в летне-осенний и зимне-весенний периоды. Изучение меню-раскладок может проводиться в течение месяца (9-10 дней) или через равные промежутки времени с интервалами в 4 дня или меньше (при изучении питания за сезон). Это позволяет оценить разнообразие питания, а также собрать исходные материалы для подробной характеристики суточного рациона и отдельных приемов пищи по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белка, жира, углеводов, витаминов, минеральных веществ, их сбалансированности и др. Все данные получают расчетным путем, используя соответствующие таблицы. Для повышения достоверности производятся выборочное лабораторное исследование суточного рациона и сверка его результатов с расчетными величинами, полученными на основании данных меню-раскладки.

ИЗУЧЕНИЕ ПИТАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫМ МЕТОДОМ.

Для углубленного изучения питания используется лабораторный метод, при котором в определенные сроки, например в течение 10 дней в каждом сезоне, проводится ежедневное лабораторное исследование пищи суточного рациона с определением основных показателей пищевой и биологической ценности. Этот метод изучения питания является доста точно точным, наиболее достоверно отражающим истинное состояние питания изучаемого коллектива.

Наши рекомендации