Острая реакция на стресс (f43. 0)
Причины остройстрессовой реакции
Острая стрессовая реакция возникает у людей здоровых как ответ (реакция) на физическое или психическое травмирующее воздействие. Причины физических травм хорошо известны — это ушибы, переломы, термические и химические ожоги и т. п., вызывающие повреждения кожи, слизистых и органов и представляющие опасность для жизни. От физических травм люди научились себя защищать. Способы их профилактики понятны.
Психические травмы люди получают гораздо чаще, чем физические, но не распознают их, не знают, в чем они заключаются, не способны их предупредить. Дадим разъяснение этого понятия.
Психотравмирующим фактором обычно становится опасность для жизни или угроза особо значимым интересам человека — факт или предположение о таких событиях, как внезапная потеря близких, жилья, смерть кого-то из членов семьи, нападение грабителей, диких животных, кража, пожар, катастрофы с человеческими жертвами, пребывание на войне, в тюрьме или в качестве заложников, насилие, избиение, шантаж, арест и т. д. Первым общим признаком психотравмирующих событий является то, что они представляют опасность и выходят далеко за пределы нормального человеческого опыта. Не представляющие опасности и привычные события стресса не вызывают.
Человек живет не в вакууме и не в хаосе. Знания и опыт формируют представления личности о законах природы и общества, о правилах, в соответствии с которыми живут люди. Для нормальной жизни необходима стабильность. С этой целью люди дают друг другу обещания и клятвы, заключают договоры и контракты, являющиеся своего рода инструментами для укрепления и структурирования их отношений. Нарушения клятв и обещаний, предательство и измена оказывают деструктивное воздействие на жизненные планы, вызывают ощущение опасности, создают дефицит информации о ситуации и вероломном человеке. С такими людьми лучше не вступать в какие бы то ни было отношения. Особенно тяжелы последствия обмана людьми, облеченными властью и ответственными за соблюдение законов, норм этики и нравственности.
Очень существенно для каждого из нас то, что наши представления о мире, о себе и людях конструктивны. Мы точно знаем, что должно быть, а что не должно. Дом, в котором мы живем, не должен быть взорван. Самолет, в котором мы летим, не должен упасть. Придя в театр, мы не должны становиться заложниками. Электроэнергия не должна отключаться в наших домах и на рабочих местах. Пенсионеры не должны постоянно бояться, что им не хватит денег на коммунальные услуги и продукты. В крови наших детей и внуков не должен обнаружиться вирус ВИЧ-инфекции. Мы этого не хотим, не ждем, даже представить не можем, что с нами это может случиться.
Именно такого рода события, которых по субъективным представлениям о мире и людях не должно быть никогда, и являются причиной стрессов. Они вызывают мощное душевное потрясение, в результате которого у пострадавшего разрушается конструкция из привычных представлений о нормах, законах, правах, гарантиях и т. п. Он не понимает, что происходит, и не знает, что делать. Второй общий признак стресса — дефицит информации о ситуации, оказывающий деструктивное воздействие на психику.
В стрессовых ситуациях человек осознает наличие опасности для себя, но не обладает информацией о том, что случилось, что происходит, что будет дальше, что ему делать? В один миг ломаются все представления о людях, о жизни, об обществе, о себе, о своей безопасности и защищенности и т.д.
Наиболее масштабный пример стрессовой ситуации за последние годы — террористический акт 11 сентября 2001 г. Когда самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, у всех, кто это увидел, произошло потрясение; люди сомневались в реальности происходящего, в их сердцах поселились страх, растерянность, появились и другие симптомы острого стресса, которые мы опишем ниже.
Наиболее частый пример — стресс, возникающий у родителей, когда "пропадают" дети. Можно вспомнить собственный опыт переживаний, когда кто-то из членов семьи не возвращался домой в назначенное время. Представим себе переживания и поведение родителей, у которых дети не пришли из школы в 13 часов, как должны были. Не пришли они и в 15, в 18, в 20, в 22... Отсутствие у родителей информации о детях рождает массу предположений о несчастных случаях, насилии, убийстве и т. п. Предположения вызывают тревогу. Родители звонят в школу, милицию, больницы, морги, друзьям, ходят вокруг дома, в школу, направляются туда, где могли бы оказаться их дети. Родители не в состоянии сидеть дома, спать, есть, последовательно себя вести и т.д. Готовы ко всему, хотят, прежде всего, найти детей живыми или..., но найти и избавиться от страшной неопределенности.
В этом примере четко видно, что именно отсутствие информации, даже при предполагаемой угрозе, является причиной стресса. Поэтому при стрессе основной потребностью человека является потребность в информации о ситуации и ее прогноз.
Самое простое и доступное средство личной профилактики стрессов — предупредить: если вы задерживаетесь где-то, обязательно сообщите об этом тем, кто вас ждет, во избежание развития стрессовых расстройств. В таких ситуациях очень полезны сотовые телефоны.