Острая реакция на стресс (F43.0).

Этиология. Сильное травматическое переживание (природная катастрофа, несчастный случай, изнасилование, потеря близких). В момент стресса возникает фиксация на таких механизмах защиты, как экстремальная идентификация, вытеснение. В результате возможны изменения сознания, нарушения восприятия и поведения.

Клиника. Оглушенность с сужением сознания, снижением внимания, неадекватной реакцией на внешние стимулы, дезориентировка. В дальнейшем – уход от ситуации вплоть до диссоциативного ступора или ажитация и гиперактивность (реакция бегства или фуга). Обычно проходит в течение часов или дней. Риск развития заболевания увеличивается при физическом истощении или у пожилых. После утраты близких в результате землетрясений отмечается убежденность в том, что погибшие на самом деле живы, бегство от места трагедии, поведение с чертами инфантильности (пуэрилизм), застывание у места трагедии и отказ его покинуть.

Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1).

Этиология Развивается у лиц, переживших эмоциональный или физический стресс (боевые действия, катастрофы, нападения бандитов, изнасилование, пожар в доме).

Клиника. Переживание травмы вновь и вновь во сне, мыслях и бодрствующем состоянии, при этом в воображении картина травмы может быть предметной и живой. Характерна эмоциональная глухота ко всем остальным переживаниям в жизни, включая отношения с другими людьми, сопутствующие симптомы в виде вегетативной лабильности, депрессии и когнитивных нарушений. Отсутствие удовольствия от жизни и ее проявлений (ангедония).

Тяжелее стресс переносят дети и старые люди. Длительность расстройства более 1 месяца.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44).

Расстройства, которые выражаются в утрате сознательного контроля над памятью и ощущениями, с одной стороны, и над контролированием движений тела – с другой. Старое название – конверсионная истерия. Происхождение – психогенное, тесная связь по времени с травматическими событиями, неразрешимыми и невыносимыми событиями или нарушенными взаимоотношениями. Увеличение числа расстройств характерно для периода войн и конфликтов или природных катастроф. Они более типичны для женщин, чем для мужчин, и для юношеского и подросткового возраста, чем для среднего возраста.

Основные термины и понятия: ажитация, диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, пуэрилизм, транс.

Перечень тем лекционных занятий и практических занятий

Темы лекционных и практических занятий в основном совпадают, объем часов по каждой теме на лекционных и на практических занятиях может быть различным.

Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 3. Нарушения развития личности (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 4. Нарушения чувственного познания (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 5. Нарушения памяти и внимания (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 6. Нарушение мышления, речи и интеллекта (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 7. Расстройства воли и эмоций (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия (лекции – 4 часа, практические – 2 часа).

Тема 9. Олигофрения, деменция (лекции – 2 часа, практические – 4 часа).

Тема 10. Психические расстройства органического генеза (лекции – 4 часа, практические – 4 часа).

Тема 11. Акцентуация характера и психопатии (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 12. Аддиктивные расстройства (лекции – 4 часа, практические – 4 часа).

Тема 13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний (лекции – 2 часа, практические – 2 часа).

Тема 14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания (лекции – 4 часа, практические – 4 часа).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

Предмет и задачи патопсихологии

Вопросы для обсуждения

1. Место патопсихологии в лечебных и образовательных учреждениях.

2. Патопсихолог и динамика душевного расстройства.

3. Экспертиза как форма деятельности патопсихолога.

4. Роль Б.В. Зейгарник в развитии отечественной патопсихологии

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии / Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.

6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение /Б.С. Братусь. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

7. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии /М.Г. Ярошевский. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

8. Волков, В.Н. Судебная психиатрия. Структурно-логические схемы: учеб. пособие для вузов /В.Н. Волков. – М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2001. – 255 с.

Практическое занятие №2

Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование

Вопросы для обсуждения

1. Построение диагностической беседы.

2. Средства диагностики состояния интеллекта

3. Средства диагностики эмоционального статуса.

4. Участие патопсихолога в следственных действиях.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.

6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

7. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 528 с.

Практическое занятие №3

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для обсуждения

1. Личность и качество жизни.

2. Критерии сознания и самосознания.

3. Личность и характер – соотношение понятий.

4. Ценностные ориентации – норма и патология.

5. Психологические теории личности и происхождение душевных расстройств.

6. Уровень притязаний – критерии адекватности.

7. Патопсихологические методы диагностики личностных нарушений.

8. Личность правонарушителя.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000.

6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

Практическое занятие №4

Наши рекомендации